Способы доставки грузов в Китай Перевозка грузов на российско-китайском направлении с учетом масштабной протяженности общей сухопутной границы, наличия многочисленных пограничных пунктов пропуска и железнодорожной инфраструктуры «Китай — Россия — Европа», сети прямых международных авиарейсов, соединяющих крупнейшие региональные центры двух стран, разветвленной грузовой портовой инфраструктуры активно осуществляется авиационным, морским, железнодорожным транспортом, а также смешанными видами транспортных средств.
Современные компании-перевозчики предлагают целый комплекс услуг по организации доставки грузов за пределы России. Обычно подача заявки на перевозку происходит в следующие этапы:
1. Подачи заявки на перевозку на сайте компании -перевозчика (как правило бесплатно и без регистрации);
2. Получение 5−7 расчетов стоимости доставки на e-mail;
3. Проверка отзывов о компании в базе данных;
4. Выбор перевозчика.
Доставка товаров из России в Китай морем Перевозки из Россию в Китай морем являются наиболее распространенным видом транспорта по данному направлению. Несмотря на то, что этот метод транспортировки занимает довольно много времени (до 50 дней), его стоимость и хорошо отлаженная логистика привлекает бизнесменов.
Основными морскими портами КНР — пунктами назначения международных морских логистических путей, в том числе из России, являются (в порядке убывания пропускной способности) порты:
— Гонконг;
— Нинбо
— Чжоушань;
— Шанхай;
— Тяньцзинь;
— Гуанчжоу;
— Шэньчжэнь;
— Циндао;
— Далянь;
— Циньхуандао;
— Инкоу;
— Жичжао;
— Яньтай;
— Ляньюньган;
— Чжаньцзян
В зависимости от пункта назначения, а также от направления, на котором специализируется транспортная компания, экспортер может получать различные варианты транспортировки груза.
Авиаперевозки
Регулярные и чартерные рейсы между российскими и китайскими городами осуществляют российские авиакомпании:
— «Аэрофлот» (Москва — Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг);
— S7 (Новосибирск, Екатеринбург — Пекин, Гонконг; Владивосток — Пекин, Харбин, Далянь);
— компания «Уральские авиалинии» (Екатеринбург, Красноярск, Челябинск, Новосибирск, Иркутск — Пекин);
— «Оренбургские авиалинии» (Москва — Тяньцзинь, Сиань, Ханчжоу), авиакомпания «Якутия» (Якутск — Пекин, Харбин).
Китайские авиакомпании:
— «Air China» (Пекин — Москва);
— «Хайнаньские авиалинии» (Пекин, Шанхай — Москва, СанктПетербург, чартерные рейсы Пекин — Иркутск, Екатеринбург);
— «Восточные китайские авиалинии» (Шанхай — Москва).
Чартерные грузовые перевозки осуществляет российская компания «Волга-Днепр».
Крупнейшие аэропорты страны расположены в городах:
— Пекин;
— Шанхай;
— Гонконг;
— Гуанчжоу.
Сухопутные перевозки Основными погранпереходами на российско-китайской границе по объемам экспортно-импортных грузов являются:
— железнодорожный и автомобильный переход Забайкальск-Маньчжурия (Забайкальский край);
— железнодорожный и автомобильный переход Пограничный-Суйфэньхэ (Приморский край);
— железнодорожный переход Хасан-Туманган (Приморский край).
На долю этих переходов приходится более 86% сухопутных грузовых перевозок между Россией и Китаем.
Согласно прогнозным оценкам, к 2020 г. объем сухопутных грузоперевозок между Россией и Китаем достигнет 60 млн. тонн.
Существующие на сегодняшний день проектные возможности указанных выше погранпереходов составляют соответственно:
— Забайкальск-Маньчжурия — 35,5 млн. тонн (23 ж/д состава и 625 грузовых автомобилей ежесуточно в обе стороны). Основными товарами российского экспорта через этот погранпереход являются круглый лес и пиломатериалы, железная руда, уголь, химическая продукция. Товары поставляются до станции Маньчжурия в основном в крытых вагонах и полувагонах, где производится их перегрузка в китайские вагоны (по причине различной ширины колеи железнодорожных путей) и дальнейшая транспортировка вглубь КНР.
Наибольшее количество поставляемых через данный погранпереход сырьевых товаров перерабатывается на предприятиях Северо-Восточного Китая (в основном в провинции Хэйлунцзян). Китайские товары поставляются, главным образом, в контейнерах до станции Забайкальск, где производится их перегрузка с китайских платформ на российские и осуществляется транспортировка по территории Российской Федерации.
— Пограничный-Суйфэньхэ — 13,5 млн. тонн (32 ж/д состава и 100 грузовых автомобилей в сутки в обе стороны, после модернизации автоперехода его пропускная способность составит 500 грузовых автомобилей в сутки). Основными товарами российского экспорта, поставляемыми через по этот переход, являются железная руда, лес, уголь. Номенклатура импорта включает товары народного потребления, сельхозпродукцию, одежду, обувь.
— Хасан-Туманган — 17 млн. тонн (28 ж/д составов в сутки в обе стороны). Номенклатура поставляемых из России товаров включает в основном сырье, которое используется на предприятиях провинций Цзилинь и Ляонин. Импорт из Китая представлен товарами народного потребления и сельхозпродукцией.
— Благовещенск-Хэйхэ — 5 тыс. тонн в день. Объем взаимных перевозок незначителен, товарная номенклатура представлена в основном мелкооптовыми товарами, реализуемыми в приграничных районах.
Важное значение для развития транспортной инфраструктуры имеют совместные российско-китайские проекты по сооружению трансграничных мостовых переходов Нижнеленинское-Тунцзян (железнодорожный переход, Еврейская автономная область — провинция Хэйлунцзян), БлаговещенскХэйхэ (автопереход, Амурская область — провинция Хэйлунцзян) и ПокровкаЛогухэ (автопереход, Забайкальский край — провинция Хэйлунцзян). Их строительство предусмотрено «Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и СевероВостока Китайской Народной Республики на 2009−2018 гг.
Перспективные направления развития логистической инфраструктуры сухопутных перевозок определены в региональной транспортной стратегии, разработанной с участием российских специалистов в рамках Расширенной туманганской инициативы.22 Документом, в частности, предусмотрено создание 6 региональных транспортных коридоров, три из которых ориентированы на сухопутные транспортные перевозки между Россией и Китаем:
— Транспортный коридор «Суйфэньхэ». С российской стороны планируется задействовать международные транспортные коридоры (далее — МТК) «Приморье-1» — от границы с Китаем (погранпереход ПограничныйСуйфэньхэ, ж/д переход, автопереход) до портов Приморского края (Восточный, Находка, Владивосток) и от границы с Китаем (погранпереход Забайкальск-Маньчжурия, ж/д переход, автопереход) до соединения с Транссибом и автомагистралью Владивосток-Москва. С китайской стороны планируется задействовать развитую транспортную инфраструктуру провинции Хэйлунцзян, включая железнодорожные ветки Пекин-ХарбинСуйфэньхэ и Пекин-Харбин-Маньчжурия, а также сеть автодорог государственного и муниципального значения.
— Туманганский транспортный коридор. С российской стороны планируется задействовать МТК «Приморье-2» от погранпереходов Краскино-Хунчунь (автопереход) и Хасан-Туманган (ж/д переход) до портов Приморского края (Зарубино и Посьет). С китайской стороны планируется задействовать транспортную инфраструктуру провинции Цзилинь.
— «Даляньский» транспортный коридор. С российской стороны от погранперехода Благовещенск-Хэйхэ (автопереход) до соединения с автомагистралью Владивосток-Москва. С китайской стороны — сеть автодорог от г. Хэйхэ до группы китайских портов в районе г. Далянь.
Железнодорожные перевозки грузов из России в Китай Железнодорожная доставка в Китай также довольно востребованный способ транспортировки грузов по данному направлению. Как правило, используется для крупных партий. Необходимо отметить, что ширина колеи китайской и российской ж/д разная, поэтому могут возникнуть сложности и задержки при перегрузке товара.
Основные два маршрута, которые на сегодня используются:
— через российско-китайскую границу (Манчжурия — Забайкальск, Суэйфэнхэ — Уссурийск), а также Транссибирская магистраль;
— через Казахстан (Достык — Алашанькоу). Сроки ж/д перевозки в Китай составляют 15 — 20 дней.
Доставка в Китай авто транспортом Данный способ используется для грузоперевозок в близлежащие от границы российские города. Также возможна авто доставка по Поднебесной + перевозки по Транссибирской магистрали по России.
Перевозка контейнерных грузов на территории Китая в среднем из расчета 10 юаней (1,5 долл.) за километр.
Контейнерные перевозки Большой популярностью в последние годы у российских участников внешнеэкономической деятельности пользуются т.н. трансграничные контейнерные маршруты из Китая в Западную Европу, проходящие по территории Российской Федерации. В число ведущих китайских и российских операторов контейнерных перевозок по этим маршрутам входят такие транспортно-логистические компании:
— China Railway Container Transport Corporation (CRCT);
— ПАО «Трансконтейнер»;
— транспортная группа «FESCO»;
— АО «РЖД Логистика»;
— АО «Объединённая транспортно-логистическая компания» (ОТЛК).
Между Китаем и странами Западной Европы действуют следующие регулярные контейнерные маршруты:
— Чжэнчжоу-Гамбург;
— Чунцин-Дуйсбург;
— Чэнду-Лодзь;
— Ухань-Чехия-Польша;
— Сучжоу-Варшава;
— Иу-Мадрид; - Куньмин-Роттердам.
Например, транспортно-логистическая компания ALBERANI LOGISTICS оказывает услуги по доставке в Китай из России пищевых продуктов грузовыми рефрижераторами.
Основные условия работы компании ALBERANI LOGISTICS: Организует перевозку сельхозпродуктов в Китай: зерна и продуктов его переработки, овощей и т. д. Для каждого заказа индивидуально подбирает схему и маршрут доставки, учитывая при этом все требования заказчика. Работает с товарными партиями любых объемов и организуем быструю и качественную транспортировку продуктов питания в Китай.
Доставляет продукты питания авторефрижераторами, а также морским (через СПб, Владивосток), ж/д и авиатранспортом.
Основные порты ввоза: Шанхай, Гуанчхоу, Гонконг, Далянь. Осуществляет полное логистическое сопровождение международной грузоперевозки. Отправка — из любого региона РФ: Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока и других городов. Срок доставки — от 30 до 55 дней.
Для зкспорта скоропорта в Китай из России предоставляет рефконтейнеры и транспортные средства с рефрижераторной установкой требуемой грузоподъемности. Контейнер подается непосредственно к месту загрузки. По окончании разгрузки на складе получателя транспортное оборудование возвращается линии.
Компания China-line курирует весь процесс организации поставки на себя, включая получение сертификата и таможенное оформление, в том числе:
1. Найдет в Китае покупателя на вашу продукцию
2. Оформит сертификаты на любой товар в течение 20 дней. Стоимость изготовления сертификата составляет 20 тыс. рублей — это единоразовый платеж и оплата осуществляется только после того, как компания найдет клиента под ваш товар (сертификат выдается сроком на 1 год).
3. Затаможит ваш груз и расстаможит его в Китае
4. Доставит груз в любую провинцию Китая. Стоимость доставки грузов массой до 1000 кг по маршруту Москва — Маньчжурия составляет 300 руб за кг. Срок 15 дней. Компания имеет свои склады в Забайкальске и Маньчжурии.
Основные рекомендации по развитию экспорта продуктов в Китай: 1. Уделять внимание имиджу и узнаваемости своего продукта;
2. Учет социально-демографических групп потребителей при продвижении и рекламе продуктов;
3. Вход на рынок начинать не с самых крупных городов;
Самые крупные города Китая: Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь и Гуанчжоу. Потребители этих городов очень взыскательны, рынки переполнены, а рекламировать и размещать товары на полках супермаркетов и магазинов очень дорого. Если товар дорого стоит в Китае и других странах, в таких местах как Шанхай он будет стоить еще дороже. Лучше рассмотреть менее крупные города. У жителей этих городов есть деньги и они интересуются новыми продуктами. Организовать там онлайн и офлайн продажи будет дешевле.
4. Участие в российских павильонах;
5. Выстраивание отношений с местными блогерами и лидерами мнений;
6. Сбор обратной связи с первых покупателей эко-продуктов и удержание потребителей;
7. Использование функции предзаказа;
8. Использование удобных систем платежей;
9. Обеспечение общения с покупателями на всех возможных платформах;
10. Расширение присутствия в китайском интернете;
11. Привлечение партнеров для выхода на Китайский рынок.
Самостоятельный выход на рынок Китая может оказаться сложным. Нужно учитывать менталитет китайских потребителей и разбираться в механиках работы местных каналов продвижения. Более эффективный подход заключается в привлечении партнеров, которые имеют многолетний опыт работы в Китае.
Например, Ассоциация «Руспродсоюз» совместно с группой компаний Dakaitaowa предлагает уникальную для РФ услугу по выводу продукции на рынок Китая. Для этого компании экспортеру не нужно открывать в КНР представительство, либо регистрировать компанию.
Ниже представлены перечни фирменных магазинов Dakaitaowa на электронных торговых платформах в КНР:
Alibaba (на домене www.1688.com): в апреле 2018 г. начал работу «Российский павильон» на портале Alibaba, объединяющий десятки компаний, торгующих российскими товарами в формате В2 В. Компания FRC является одной из компаний-продавцов и одновременно — ответственным оператором «Российского павильона».
1688.com — площадка B2B формата, входящая в группу Alibaba. Ориентирована исключительно на оптовых клиентов.
Фирменный магазин Dakaitaowa действует с декабря 2016 г.
Tmall — площадка B2C формата. Также входит в группу Alibaba. Фирменный магазин Dakaitaowa открылся в апреле 2018 г.
TaoBao — розничные (В2С) продажи. Площадка также входит в группу Alibaba. Фирменный магазин Dakaitaowa действует с октября 2017 г.
Компания Dakaitaowa предлагает 5 шагов по выводу российской продукции на рынок КНР: Шаг 1. Необходимо связаться с московским офисом ООО «Русский Экспорт», направив на корпоративную почту
info@dakaitaowa.ru каталог вашей продукции и прайс-лист. Каталог должен содержать изображения продукции в хорошем качестве для визуальной оценки товара. Специалисты компании оценят перспективы продажи на китайском рынке вашего ассортимента и выберут наиболее привлекательные позиции.
Шаг 2. По выбранным для экспорта позициям необходимо предоставить информацию по составу продукта, а также развернутое изображение индивидуальной упаковки товара. Эти сведения необходимы для анализа возможности ввоза данной продукции в КНР и ее свободного оборота с точки зрения соответствия требований КНР к составу и упаковке.
Шаг 3. Окончательное формирование перечня позиций, предназначенных для экспорта, заключение с ООО «Русский Экспорт» договора на прохождение их сертификации в КНР. На этом этапе:
— проводится выборочная дегустация товара с возможной доработкой вкусовых качеств товара;
— осуществляется работа по замене ингредиентов в товарах (если выявлены недопустимые для КНР);
— дорабатывается дизайн, либо иные параметры упаковки товара (в т.ч. с учетом особенностей климата и логистики в КНР), если это необходимо;
— обсуждаются условия сотрудничества с производителем, определяются условия поставок, каналы сбыта, ценовая политика.
Шаг 4. Ввоз пробной партии продукции в КНР. Как правило, размер пробной партии составляет от нескольких паллет до одного контейнера и необходим для помещения небольших партий во все согласованные ранее каналы продаж.
В зависимости от результатов пробных продаж и наличия пред. заказов покупателей в КНР — формирование графика коммерческих поставок.
Шаг 5. Начало коммерческих поставок в соответствии с оговоренными условиями.
Требования к упаковке продуктов питания при ввозе в Китай Требования к упаковке продуктов питания при ввозе в Китай:
Экспортируемая продукция должна выпускаться в герметичной, качественно выполненной индивидуальной упаковке.
Упаковка должна иметь международный штрих-код.
Срок годности не должен быть менее 10−12 мес.
Для товаров, предназначенных в КНР для свободного обращения (оптовая и розничная торговля) в КНР действуют строгие ГОСТы, согласно которым некоторые ингредиенты, входящие в состав российских продуктов, считаются запрещенными.
Надписи на упаковке товара также регламентируются. В частности, недопустимо размещать информацию, которая носит маркетинговый характер и может ввести потребителя в заблуждение, например: «полезно для здоровья», «содержит много витаминов», «натуральный продукт» и др.
Не допускается указание или намек, что пищевой продукт обладает целебным действием или способностью предотвращать или вылечивать заболевания. Маркировка пищевого продукта, не имеющего оздоровительного действия, не должна указывать или предполагать, что продукт имеет особое оздоровительное действие.
Этикетка не должна отделяться от пищевой продукции или ее упаковки (контейнера).
Для нанесения информации на этикетку должны использоваться стандартные китайские иероглифы (за исключением торговой марки). Иероглифы, написанные в художественном стиле с декоративной целью, должны быть написаны правильно и быть легко узнаваемыми.
Для нанесения информации на этикетку можно применять транскрипционную систему, используемую для передачи латиницей звуков китайского языка (пиньинь), или иероглифы языков национальных меньшинств, наравне с китайскими иероглифами, но размер шрифта пиньинь должен быть меньше размера соответствующих китайских иероглифов, наносимых на этикетку.
На этикетку можно наносить тексты на иностранном языке, но при условии их соответствия текстам на китайском языке (за исключением торговой марки, наименования и адреса производителя импортируемой пищевой продукции, наименования и адреса иностранного дистрибьютора, адреса страницы сайта). Все используемые буквы иностранного алфавита должны быть по размеру меньше соответствующих китайских иероглифов, используемых на этикетке.
Размер текста, символов и цифр в обязательном содержании этикетки должен быть не менее 1.8 мм, если площадь наибольшей поверхности (см. Приложение A по методике расчета площади наибольшей поверхности) упаковки или контейнера расфасованной пищевой продукции составляет более 35 см².
Если в упаковке пищевой продукции содержится несколько более мелких отдельных упаковок различного ассортимента, которые можно продавать индивидуально, на каждой отдельной упаковке меньшего размера должна быть своя этикетка.
Если внешнюю упаковку можно легко открыть или через прозрачную внешнюю упаковку отчетливо видно всё или часть обязательного содержания на внутренней упаковке (контейнере), можно исключить дублирование информации на внешней упаковке; в других случаях, на этикетке внешней упаковки должна быть указана вся обязательная информация, предусмотренная в настоящем стандарте. Разработка этикетки является обязательным этапом допуска продукции на рынок КНР и обеспечивает защиту прав рядового потребителя, который при покупке пищевой продукции на территории КНР может затребовать у продавца сертификат здоровья и соответствие этикетки требованиям законодательства КНР.
В настоящее время в отношении этикетки действует государственный стандарт № GB 7718−2011 «Положение об этикетках расфасованной пищевой продукции». В случае несоответствия этикеток упомянутому госстандарту карантинный орган может потребовать внести изменения (все расходы несет экспортер).
Сертификация этикетки При импорте в КНР продуктов питания необходимо обязательно пройти сертификацию этикетки и получить соответствующий сертификат (Label Verification Certificate for Imported Food). Для оформления данного сертификата потребуется представить необходимые документы согласно действующему стандарту (General Standard for the Labeling of Pre-packaged Food — GB7718−2011).
Сведения, содержащиеся на маркировке: 1) наименование, характеристики, вес нетто и дата изготовления;
2) данные о составляющих или ингредиентах;
3) наименование, адрес и контактная информация производителя;
4) срок годности;
5) код стандарта продукции;
6) требования к хранению;
7) общепринятые наименования в государственных стандартах для использованных пищевых добавок;
8) серийный номер лицензии производителя;
9) иные сведения, которые необходимо указать на маркировке в соответствии с законодательством, подзаконными актами или стандартами безопасности продуктов питания.
Информация о компании-экспортере При подготовке предприятия к встрече с китайскими партнерами, а также формировании коммерческих предложений рекомендуется собрать следующие данные:
1) Сведения о качестве продукции и системе менеджмента предприятия;
2) Сведения о внутреннем контроле качества продукции на предприятии (лабораторный контроль качества, технологии контроля);
3) Сведения о экологической политике, принятой на производстве: какие технологии используются, в том числе энергосберегающие;
4) Данные об опыте работы с зарубежными партнерами;
5) Сведения об участии в международных конкурсах и выставках, наличие дипломов и наград;
6) Информационное наполнение этикеток и упаковок продукта;
7) Данные о настоящих партнерах компании (крупные заводы, дистрибьютеры, государственные заказчики и т. д.);
8) Сведения об исходном сырье, используемом при производстве продукта;
9) Данные о технологическом процессе производства (основные этапы, технологические особенности);
10) История развития компании (в каком году была создана, с каких продуктов компания начала работать, в каком году вышла на существующие производственные мощности);
11) При формировании ценовых предложений необходимо пояснять, за счет каких источников компания готова обеспечить выгодное условие сотрудничества. Партнеру важно понимать, что интересная цена формируется не за счет низкого качества изделия, а за счет других технологических особенностей производства (например, использование местного сырья);
12) Потенциальным покупателем необходимо пояснять технологические особенности и преимущества применения продукта / услуги;
13) Уточнять с партнером минимальный срок эксплуатации изделия на момент доставки товара в адрес покупателя.
14) Несколько вариантов доставки, оплаты продуктов.
Рекламные и PR-мероприятия должны включать в себя: 1) Посещение специализированных выставок;
2) Повышение уровня удобства веб-сайта для потенциальный китайских покупателей;
3) Размещение модуля на сайте для связи с менеджером;
4) Реклама в печатных и электронных газетах и журналах, в том числе распространяемых на территории Китая. Учитывая высокую степень конкуренции на китайском рынке, при продвижении эко-продуктов необходимо проработать следующие аспекты сотрудничества:
— Текущие партнеры компании;
— Имеющиеся отзывы;
— Сопутствующие услуги (сервис);
— Доставка товара (условия по доставке);
— Гарантии по замене некачественного или испорченного товара;
— Развитие информационной кампании предприятия. Реклама в Китае является крайне эффективным инструментом, особенно с участием звёзд и знаменитостей. И бизнес активно это использует, в особенности западные компании. Они уже давно отследили эту китайскую особенность и чётко влияют на китайских потребителей.
Также важную роль в продвижении товара играет возраст предприятия. Для китайцев возраст предприятия гораздо важнее, чем для русских. Если предприятию больше ста лет, то это будет хорошим аргументом. Если же попробовать выйти на рынок Китая будучи молодой торговой компанией и предложить продукцию старинного завода, то скорее всего, китайцы заинтересуются товаром, но при этом постараются найти его в обход вашей компании, поскольку компания молодая и потому не вызывает доверия китайской стороны. Эксперты утверждают, что это особенность не только Китая, общемировая тенденция бизнеса.