ОБЗОРЫ СТРАН
Германия
  • Столица: Берлин
  • Территория: 357 385 км кв.
  • Население: 83 019 200 чел.
  • ВВП: 4, 356 трлн. долл. США
  • Национальная валюта: евро
  • Официальный язык: немецкий

Выход на рынок Германии: подробности для участников ВЭД

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в Германию продукции

Товары, которые ввозятся в Германию из-за пределов ЕС, должны проходить соответствующие таможенные процедуры. В обязательном порядке импортируемые товары должны сопровождаться грузовой таможенной декларацией. В некоторых случаях по требованию таможни может потребоваться предоставление и других документов, например, счета- фактуры. Чтобы пройти таможенную очистку в Германии, все заявления должны быть поданы в электронном виде германским импортером и/или уполномоченным оператором с использованием системы таможенного администрирования «Атлас» (German Customs Administrations ATLAS System). Импортные товары, продаваемые в Германии, освобождаются от таможенных пошлин и процедур, если выполняются следующие условия:

  • товары произведены в государстве-члене Европейского Союза, или
  • товары были ранее импортированы в другую страну ЕС, прежде чем попасть в Германию.

И наоборот, товары, происходящие или ранее импортированные Германией, освобождаются от таможенных платежей во всех 28 государствах-членах ЕС, а также в рамках таможенного союза с ЕС (Андорра, Сан-Марино и Турция). Страны Е С, в том числе Германия, имеют большое число соглашений о преференциальной торговле. В результате, импорт из таких стран пользуется преимуществами, связанными со снижением расходов на таможенные формальности при выходе на Европейский (германский) рынок. Россия в данный перечень стран не входит. С 1 января 2011 г. в полном объеме действуют требования европейского законодательства об обязательном предварительном предоставлении в электронном виде в таможенные органы стран, входящих в ЕС, предварительной информации (так называемые «данные безопасности») обо всех экспортно-импортных товарах, перемещаемых через границу Сообщества в рамках коммерческих поставок. Для того, чтобы сделать возможной оценку рисков до прибытия товаров и обеспечить отсутствие задержек в логистической цепочке поставок, предварительная информация в отношении всех товаров, ввозимых в Европейское Сообщество, должна предоставляться до ввоза товаров в Сообщество в форме Общей Декларации Прибытия (ENS). ENS должна быть представлена в электронном виде в течение определенного срока. Сроки для подачи ENS варьируются в зависимости от вида транспорта и продолжительности перевозки грузов на таможенную территорию Европейского Сообщества. ENS не требуется при перемещении:

  • электрической энергии,
  • товаров, поступающих по трубопроводам,
  • писем и почтовых отправлений,
  • товаров, содержащихся в личном багаже пассажиров,
  • товаров, для которых допускается устное декларирование и т. д.

Важно помнить, что для того, чтобы экспортировать товары в страны ЕС и осуществлять торгово-экономическую деятельность на их территории, также необходимо пройти регистрацию и получить регистрационный код экономического оператора (субъекта экономической хозяйственной деятельности), так называемый EORI код (номер в системе регистрации и идентификации экономических операторов ЕС). EORI — это уникальный идентификационный код, который выдается таможенным органом страны — члена ЕС всем субъектам экономической хозяйственной деятельности, которые вовлечены в торгово-экономические отношения, регулируемые таможенным законодательством ЕС. Экспортёрам, которые не являются членами ЕС, данный код присваивается автоматически, при первой подаче грузовой таможенной декларации и общей декларации прибытия (ENS).

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза государств-членов ЕС из третьих стран (включая Россию), применяется единый таможенный тариф (TARIC), который представляет собою интегрированный свод ставок таможенных пошлин, систематизированный в соответствии с комбинированной товарной номенклатурой. Европейская Комиссия Е С ежегодно до 31 октября текущего года утверждает новый актуальный свод товарной номенклатуры и таможенных пошлин путем внесения изменений в приложение № 1 к Регламенту Е С от 23.07.1987 № 2658/87 «О таможенной и статистической номенклатуре и едином таможенном тарифе». Все ставки таможенных пошлин представлены на сайте Европейской комиссии в общедоступной электронной базе данных TARIC2, в которой в том числе содержится информация обо всех исключениях и ссылки на нормативные акты. Аналогичные сведения относительно ввозных, а также вывозных таможенных пошлин можно также получить на немецком сайте «Электронного таможенного тарифа"3, а дополнительную информацию по вопросам таможенных формальностей на сайте Управления таможенной службы ФРГ на немецком или английском языках по адресу: www.zoll.de

Одиннадцатизначный кодовый номер основан на Гармонизированной системе (Harmonisierte System — HS), которая администрируется Всемирной таможенной организацией (ВТО) и определяет первые шесть цифр кодового номера. ГС — это система описания и кодирования, предназначенная для обеспечения единой во всем мире классификации товаров.

Основываясь на этом шестизначном коде, ГС расширяется на две цифры объединенной номенклатурой (CN) Европейских сообществ (места 7 + 8 номера кода, см. Приложение I к упомянутому Регламенту). На основе этого восьмизначного номера могут быть назначены таможенные пошлины, категории текстиля, запреты и ограничения или факты, относящиеся к разрешениям на импорт, при оформлении импорта.

Девятая и десятая цифры (известные как TARIC = интегрированный тариф европейских сообществ) кодируют такие меры Сообщества, как антидемпинговые правила, приостановление пошлин или тарифные квоты. В соответствии со статьей 2 Регламента Комиссия уполномочена устанавливать единый тариф Европейских сообществ (Integrierter Tarif der Europäischen Gemeinschaft — TARIC).

Одиннадцатая цифра кодового номера предназначена только для национального использования и, например, используется для кодирования ставок НДС, национальных запретов или ограничений.

11-значный кодовый номер всегда должен указываться в декларации на импорт; напротив, для экспортной декларации требуется только 8-значный товарный код, который также можно найти в Классификации товаров для статистики внешней торговли.

Сертификация и процесс сертификации по отраслям

Общенациональная система сертификации в стране включает несколько систем сертификации. Потребности германской экономики на 80−90% удовлетворяют следующие системы, образующие общенациональную:

А — система сертификации соответствия регламентам;

А1 — система сертификации соответствия стандартам DIN;

А2 — система сертификации VDE;

A3 — система сертификации DVGW;

В — система сертификации Германского института гарантии качества и маркировки RAL;

С — система сертификации на знак GS промышленной технологии;

D — система надзора за соответствием строительных конструкций федеральным нормам;

Е — система сертификации средств измерений и эталонов;

F — система сертификации соответствия разделу 24 Германского промышленного законодательства.

Система А1 носит добровольный характер и охватывает все виды изделий, на которые установлены требования в стандартах DIN (www.din.de), а руководит ею Германский институт стандартизации. К ней имеют одинаковый доступ германские и зарубежные организации, заинтересованные в сертификации своей продукции. Непосредственные работы по сертификации в этой системе осуществляет Общество по оценке соответствия DIN CERTCO, которое участвует в нескольких соглашениях по сертификации в рамках ЕС и сотрудничает с международными организациями. Изделия, испытанные на соответствие требованиям стандартов, маркируются знаком DIN GEPRUFT («испытано на соответствие требованиям DIN»), (приложение Г, поз.1). Знак соответствия DIN GEPRUFT введен с 1972 г. и может использоваться только для маркирования сертифицированных изделий.

Инспекционный надзор за соблюдением законов по безопасности труда и закона о безопасности технического оборудования проводят отделы производственного надзора министерства труда и социального обеспечения всех земель. Инспекция заключается в том, чтобы максимально ограничить применение оборудования, не прошедшего сертификационные испытания. Техническую инспекцию осуществляют ассоциации изготовителей оборудования, которые несут ответственность за предотвращение несчастных случаев, страхование и возмещение ущерба работникам предприятий. Они также разрабатывают и издают требования по безопасности установок и оборудования. Проверки оборудования ассоциации организуют либо по запросам предприятий (фирм), либо после отрицательных результатов сертификации.

Для выполнения проверок приглашаются профессиональные технические инспекторы. Ассоциации состоят из групп, организуемых по отраслевому признаку. Наиболее известные из них группа GBG (Gewerbliche Berufsgenossenichaften) (https://www.gbg.com) — Профессиональная ассоциация для промышленности, а также TUV (Technische Oberwachungs Verein e.v.) (www.vdtuev.de) — Организация технической инспекции. TUV также имеет право проводить сертификацию от имени VDE.

Система А2 — это система Союза электротехников (VDE) (https://www.vde.com/en), поддерживаемая Институтом сертификации и испытании (PZI). В ней сертифицируют все виды электротехнических и электронных изделий, на которые распространяются правила VDE, а иногда и стандарты DIN. С 1980 г. проводятся испытания на соответствие стандартам МЭК. В этой системе сертификация может быть добровольной и обязательной, что зависит от наличия законов, непосредственно регламентирующих требования к конкретному виду товаров. VDE — участник европейских и международных многосторонних соглашений о взаимном признании результатов испытаний и систем сертификации, что способствует признанию знаков соответствия системы VDE за рубежом. Они зарегистрированы и признаны практически во всех европейских странах.

Контроль за правильностью маркировки знаками VDE (приложение Г, поз.2 и поз.3) осуществляет Центр по испытаниям и сертификации VDE-Prufstelle. Сертификат, выданный этой организацией, гарантирует соответствие продукции требованиям Закона о безопасности промышленного оборудования или Закона о защите от радиопомех. Использование знаков VDE без лицензии этого Центра категорически запрещено. Изготовитель оборудования, получивший сертификат и право маркировки знаком соответствия, обязан представить доказательства возможности поддерживать соответствие своей продукции сертификационным требованиям в течение всего времени ее выпуска.

Система A3 — это система сертификации Ассоциации фирм по газо- и водоснабжению Германии — DVGW (https://www.dvgw.de/). Газовое оборудование в соответствии с Законом «Об обеспечении безопасности технических устройств» подлежит обязательной сертификации на соответствие стандартам DIN. Не сертифицированное газовое оборудование местные газовые компании отказываются подключать к системе газоснабжения. Особенностью требований к газовому оборудованию в Германии является его соответствие тому типу газа, который применяется в конкретной области страны, что учитывают изготовители оборудования. В отношении сертификации других видов товаров, применяемых в сфере газо- и водоснабжения, сертификация носит добровольный характер, но потребители всегда предпочитают сертифицированный товар.

Сертификация газового бытового оборудования на соответствие зарубежным или международным стандартам в системе DVGW проводится только на основе соглашения между изготовителем, покупателем и органом власти Германии. Все поставляемое на рынок Германии газовое оборудование должно иметь знак соответствия DVGW. За сертифицированным оборудованием проводится инспекционный контроль со стороны DVGW в форме периодических испытаний образцов, отбираемых на заводе у изготовителя.

Система В, называемая системой RAL (https://www.ral.de/), работает под руководством Германского института гарантии качества и маркировки, в состав которого входит около 150 обществ по качеству. Каждое общество по качеству организует свою деятельность применительно к одному виду продукции. Область распространения системы RAL — сельскохозяйственные товары и строительные материалы. Несмотря на то, что в системе проводят добровольную сертификацию, ее правила основаны на стандартах DIN. RAL — член европейских и международных организаций по испытаниям и сертификации и участник соглашений о взаимном признании, что способствует признанию сертификатов и знака RAL за рубежом.

Система С — это система сертификации, которая подтверждает соответствие изделий требованиям Закона о безопасности приборов (GSG), что удостоверяется маркировкой знаком GS (приложение Г, поз. 7). В Германии действует около 100 органов по сертификации, которые проводят испытания приборов на соответствие знаку GS. Система носит добровольный характер, но испытания проводятся на соответствие требованиям стандартов DIN, а также техническим правилам, которые являются общепризнанными и внесены в специальный перечень. Федеральное министерство по труду и социальному обеспечению устанавливает требования по инспекционному контролю, определяет испытательные центры, которые имеют право маркировать приборы (технические средства труда) знаком GS, а также обязывает испытательные центры обеспечивать доступ к системе зарубежных заявителей.

Система D в отличие от предыдущих является обязательной и распространяется на продукцию строительного профиля, на которую действуют законодательные предписания и распоряжения. Общее руководство находится в ведении Германского института строительной техники (DIBT), а основные нормативные документы — стандарты DIN.

Система Е — система сертификации, действующая в рамках законодательной метрологии. В Германии основным федеральным органом в области метрологии является Федеральный физико-технический институт. Кроме него, в системе задействованы соответствующие организации федеральных земель и аккредитованные испытательные центры, которым предоставлено право подтверждения соответствия измерительных приборов, подлежащих обязательной сертификации по Закону о поверке. Основные области действия данной системы — приборы, связанные с электричеством, теплом, газом, водой, а также трансформаторы. В системе существует несколько знаков соответствия: знак о допуске (выдает Федеральный физико-технический институт); знак проверки (выдают органы по проверке); удостоверяющий знак (выдают аккредитованные на федеральном уровне испытательные центры). В системе Е может осуществляться как обязательная, так и добровольная поверка приборов. Правила системы гармонизованы с международными и европейскими. Федеральный физико-технический институт использует рекомендации Международной организации законодательной метрологии и директивы ЕС (как обязательные).

Система F занимается сертификацией паровых котлов, баллонов высокого давления, средств транспортировки горючих жидкостей, взрывозащищенного электрооборудования, подъемных устройств. Согласно распоряжению Федерального правительства установлен строгий режим инспекционного контроля над указанными товарами, которые определены как потенциально опасные: соответствие установленным требованиям проверяется до начала эксплуатации, периодически в процессе эксплуатации и в соответствии с ведомственными правилами. Практическую работу по сертификации систем качества в Германии ведет Общество по сертификации систем качества (DQS) (http://www.dqs-russia.ru/), созданное еще до выхода в свет стандартов ИСО серии 9000. Это некоммерческая организация, которая осуществляет оценку систем качества и выдает сертификат и лицензию на использование знака соответствия, аккредитует организации на право проведения сертификации систем качества от имени DQS, обучает инспекторов, представляет Германию в международных организациях в рамках своей компетенции. В DQS аккредитованы коммерческие организации, которые получают благодаря этому право на деятельность по сертификации систем качества. С 1989 г. работы по сертификации систем качества регламентирует ТUV CERT — организация, которая официально зарегистрирована на европейском уровне и ее деятельность основана на стандартах ИСО серии 9000. Продукция, прошедшая контроль ТUV, маркируется специальными знаками, приведенными в приложении Г, поз.8 и поз.9.

Работами по аккредитации в Германии руководит Немецкий совет по аккредитации (DAR), который занимается аккредитацией в регламентируемых законодательством областях. В нерегламентируемой сфере эти функции выполняет Головное общество по аккредитации (TGA). Аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации проводится в соответствии с европейскими стандартами EN 45 000.

Процедура экосертификации в Германии включает в себя несколько достаточно последовательно связанных шагов. На начальном этапе публично представляется продукция, претендующая на экознак, а федеральное бюро по окружающей среде создает компетентную комиссию, которая анализирует отзывы и дает заказ Немецкому институту гарантии качества и сертификации на рассмотрение заявки на экосертификацию. В рассмотрении заявки участвуют Немецкий институт гарантии качества и сертификации, Федеральное бюро по охране окружающей среды, Конференция немецкой промышленности, Ассоциация потребителей, Ассоциация торговли и эксперты. По результатам рассмотрения заявки вырабатываются рекомендации для жюри, а жюри, учитывая результаты рассмотрения на всех вышеперечисленных этапах, доказательства соответствия изготовителя и отзывы организаций, назначенных для участия в процедуре, выносит окончательное решение. Получив сертификат и право на использование экознака, предприятие-изготовитель может заключить контракт с Немецким институтом гарантии качества на рекламирование своего предприятия.

Импортёр или дистрибьютор рассматривающийся как производитель, согласно Решения № 768/2008/ (статья R6), обязаны выполнить следующие шаги при размещении изделий на рынке Союза:

1. Удостовериться, что продукт, который должен быть размещен на рынке, спроектирован и изготовлен по требованиями согласованных стандартов или утвержденных решений, Регламентов и Директив;

2. Обязан подготовить до начала процедуры сертификации

3. Документацию (технический файл), определить процедуру оценки соответствия стандартам и выпустить Е С Декларацию, которая свидетельствует, что доказано соответствие законодательному инструменту. Производитель (Уполномоченный Представитель) несет ответственность за выпущенную ЕС Декларацию Соответствия. Декларацию имеет право выпустить изготовитель, имеющий юрисдикцию ЕС, не имеют право на выпуск Декларации изготовители из третьих стран, данную функцию они обязаны поручить своему Уполномоченному Представителю в ЕС, который расположен территориально в одной из стана Сообщества. Данная функция распространяется на Уполномоченного Представителя, так как вся техническая документация (файл) обязана находиться в Сообществе и быть доступной властям. Нанести маркировку СЕ, которая указывает соответствие согласованным стандартам или утвержденным решениям. Знак ЕС — CE Marking является единственным обозначением соответствия в Европейском Сообществе.

4. Изготовитель обязан контролировать наличие инструкций, описаний и других дополнительных пояснений по безопасному использованию изделия на языке того субъекта, куда предполагается поставка.

5. В случаях, когда изготовитель определил, что продукт, размещенная на рынке не соответствует требованиям, он обязан принят корректирующие действия для устранения несоответствия, изъять или отозвать ее с рынка. Если изделие размещено на рынке и выяснилось, что оно не безопасно, изготовитель немедленно обязан поставить в известность о рисках власти страны. Компетентные власти имеют право потребовать (мотивированное требование) от изготовителя всю необходимую документацию, которая подтверждает о выполнении требованиям.
Экономика Германии
Виды налогов, уплачиваемых компаниями-импортерами в Германии
Корпорации, место нахождения или место управления которых находится в Германии, несут неограниченную налоговую обязанность. По своей правовой природе и экономической функции SN можно в полной мере сравнить с понятием «филиала», предусмотренного в ст. 55 ГК РФ. Налоговой базой корпораций с неограниченной налоговой обязанностью является прибыль от деятельности в Германии и за рубежом. В этой связи необходимо указать на тот факт, что доход корпорации германского права по закону классифицируется как доход от коммерческой деятельности вне зависимости от вида хозяйственной деятельности, осуществляемой корпорацией в каждом конкретном случае. В результате такого предписания германские корпорации автоматически уплачивают промысловый налог. В настоящее время для налогообложения немецких корпораций применяется единая налоговая ставка в размере 25% плюс надбавка на корпорационный налог (взнос солидарности) в размере 5,5%, в результате чего суммарная ставка налога составляет 26,375%. Организации, не имеющие место нахождения и место управления в Германии, несут ограниченную налоговую обязанность в отношении налога с корпораций. Корпорации с ограниченной налоговой обязанностью уплачивают налог с корпораций по единой ставке, составляющей 25%, а также уплачивают «взнос солидарности» (см. выше) в размере 5,5%, в результате чего общая налоговая ставка составляет 26,375%.

Положения соглашения об избежании двойного налогообложения Германия-Россия.
В соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения налог на дивиденды немецкой компании, выплачиваемые резиденту Российской Федерации, может быть уплачен в обоих государствах. Однако сумма налога, уплачиваемого в Германии, не должна превышать 15% суммы дивидендов брутто. Если лицо, являющееся резидентом Российской Федерации, владеет в немецкой компании долей, составляющей более 10% и не менее 81 806,70 евро, то налог у источника выплаты дохода не должен превышать 5% брутто суммы дивидендов. В целях устранения двойного налогообложения сумма уплаченного таким образом немецкого налога зачитывается при уплате российского налога.

Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость взимается со следующих сделок: поставки и оказание компанией иных услуг на территории Германии на возмездной основе; приобретение товаров/услуг из стран ЕС в Германии на возмездной основе. Налог на добавленную стоимость исчисляется на основании суммы выручки, т. е. стоимости встречного исполнения обязательств по поставке или в связи с оказанием иных услуг, причем в стоимости встречного исполнения сумма самого налога на добавленную стоимость не учитывается. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость составляет 19%. Наряду с этим к определенным видам операций, как, например, поставка основных продуктов питания, применяется сниженная налоговая ставка в размере 7%.

Промысловый налог
Как правило, германские коммерческие предприятия облагаются промысловым налогом по эффективной налоговой ставке в размере от 14% до 18%, в зависимости от общины, на территории которой расположено промышленное предприятие или его постоянное представительство. Деятельность иностранных компаний не облагается в Германии промысловым налогом, если у иностранной компании нет постоянного представительства в Германии.
Основные рекомендации по доступу на рынок Германии
Германские рынки товаров и услуг характеризуются высоким уровнем организации и конкуренции. Ведущие производители всех отраслей объединены в отраслевые союзы, в задачи которых входит содействие созданию рамочных условий, организация выставок, форумов и конференций, работа с законодателями, политическое лоббирование и др.

Импорт из России подвергается определенным ограничениям. Вступление России в ВТО позволяет России как полноправному члену организации использовать соответствующий инструментарий для продвижения собственных интересов. Несмотря на высокий уровень насыщения германского рынка, на нем сохраняются возможности для появления новых игроков и продвижения продукции зарубежных производителей, в т. ч. российских (при условии обеспечения конкурентоспособности продукции по качеству и цене).

Важнейшими вехами при продвижении продукции на германский рынок являются:

 — Участие в крупных международных специализированных выставках на территории Германии для первичной оценки экспортного потенциала собственной продукции и поиска возможных партнеров;

 — Получение необходимых сертификатов на продукцию, обеспечение её соответствия европейским стандартам (данный этап представляет собой, как правило, серьезный барьер для российских компаний. Получение необходимых сертификатов предполагает привлечение специализированных организаций и значительные финансовые расходы);

 — Анализ рынка с привлечением специализированных консалтинговых организаций, анализ публикуемых тендеров;

 — Поиск партнеров в Германии и заключение соглашений с ними;

 — Открытие представительства или дочерних компаний и юридическое сопровождение деятельности;

 — В случае продвижения технической продукции — создание сети сервисных центров по её обслуживанию.

Самые популярные для импорта товары в Германии:

  1. Автомобили и запасти
  2. Высокотехнологические продукты (компьютеры, средства связи)
  3. Сырая нефть
  4. Химическая продукция (медикаменты)

Основные логистические маршруты поставки продукции в Германию
Для обеспечения функционирования экономики Германия выстроила одну из лучших транспортных систем в Европе. Транспортная инфраструктура отличается исключительно высоким качеством и пропускной способностью. Оператор немецких железных дорог — компания Deutsche Bahn AG, входящая в пятерку крупнейших логистических компаний мира.

ФРГ обладает одной из наиболее плотных сетей автодорог в Европе. Главной внутренней водной магистралью является река Рейн. Сетью каналов через притоки он соединен с Дунаем, что создает водный коридор между Северным и Чёрным морями.

Авиационный транспорт опирается на развитую сеть аэропортов. Среди многочисленных морских портов наибольшим грузооборотом отличаются Гамбург, Бремерхафен (вместе с Бременом) Вильгельмсхафен (все- на Североморском побережье). Среди балтийских портов крупнейшие по грузообороту — Росток и Любек.

К настоящему времени действует и регулярное паромное сообщение с Россией по маршруту Засниц — Усть-Луга. Взаимный грузооборот на данной линии стабильно растет.

С учетом структуры российского экспорта (доминирование сырой нефти и природного газа), значительное его количество поставляется по сети международных газо- и нефтепроводов, которые проходят через территорию Белоруссии и Украины, а также Польши, Чехии, Словакии. С целью снижения транзитных рисков был реализован российско-германский проект «Северный поток» — прямой газопровод из России в Германию по дну Балтийского моря. Проект «Южный поток» был заморожен по политическим и экономическим причинам.

Экспорт других товаров в Германию возможен любыми видами транспорта. Автомобильным, железнодорожным транспортом — через Белоруссию и Польшу (при этом необходимо учитывать разницу в ширине железнодорожной колеи). Морским транспортом — посредством линии Засниц — Усть-Луга (паром позволяет перевозить железнодорожные составы), а также через Ригу на Росток, Любек или Гамбург.

Импорт в Россию осуществляется с использованием автомобильного (в основном — через Польшу и Белоруссию), железнодорожного (в частности, через логистический узел в Калужской обл.) и морского (по линии Засниц- Усть-Луга и через другие порты Германии) видов транспорта.

Расчетный срок авиаперевозки грузов из Германии в Москву — 1−5 дней.

Расчетный срок морской перевозки из базовых портов ЕС в порт Санкт-Петербург — 3−5 дней.

Расчетный срок автоперевозки из Германии в Москву — 5−7 дней.

Расчетный срок мультимодальной перевозки из Германии в Москву — 10−14 дней.
Логистические маршруты поставки продукции в Германии

Для обеспечения функционирования экономики Германия выстроила одну из лучших транспортных систем в Европе. Транспортная инфраструктура отличается исключительно высоким качеством и пропускной способностью. Оператор немецких железных дорог – компания Deutsche Bahn AG, входящая в пятерку крупнейших логистических компаний мира.

Особенности проведения рекламных мероприятий
Несмотря на общие мировые тренды, в каждой стране присутствует собственная специфика продвижения товаров и услуг, которая находится в прямой зависимости от внутренней государственной политики, уровня развития экономики и, конечно же, национального менталитета. Есть свои гласные и негласные правила и в Германии: здесь общественные места, включая городские улицы, считают не самыми подходящими для размещения коммерческой информации, да и на центральных каналах TV строго регламентируют количество рекламы.

Широкоформатная реклама в стране не в чести — билбордов мало, размещение на них стоит дорого, время размещения лимитировано 1−2 днями. «Сити-лайтов» и растяжек на улицах практически нет, а самыми популярными носителями графической рекламы являются афишные тумбы, на которых местные предприниматели размещают свои рекламные плакаты, листовки и т. д., т.п. (Кстати, данный опыт решили перенять власти Санкт-Петербурга: начиная с будущего года здесь существенно сокращается количество щитовой рекламы, а основными рекламоносителями в историческом центре города становятся театральные тумбы).

В отличие от многих европейских стран в Германии все компании, занимающиеся рекламной деятельностью еще в 1949 г. были объединены в единую организацию — «Центральный союз немецкой рекламы». В состав этой организации вошли объединения, члены которых занимаются рекламой всех сфер, разработкой, оформлением, продвижением и изучением рекламного рынка.

Самой эффективной в Германии считается реклама, где рекламист четко излагает факты, отличающие его товар от аналогичного, предоставляя потенциальному покупателю возможность самостоятельно сделать правильный выбор. Следует признать, что подобный подход достаточно корректен и в данном случае социальное влияние рекламы в Германии более позитивно, чем в других европейских странах. В такой рекламе отсутствует юмор или завлечение с помощью эмоций, только сухие факты.

Возможности осуществления расчётов

Какие-либо ограничения движения капитала (включая переводы денежных средств, платежи по сделкам, а также конвертация валют) при осуществлении внешнеэкономических операций для иностранных инвесторов не предусмотрены. Единственным формальным требованием, установленным действующим немецким законодательством, является правило об уведомлении Центрального банка Германии при проведении определенного перечня платежей. Обязанность по уведомлению согласно ст. 67 Постановления «О порядке применения закона о внешнеэкономической деятельности» возложена только на лиц, имеющих постоянно местонахождение на территории ФРГ. Соответственно, иностранный инвестор, осуществляющий свою деятельность, например, от имени дочернего немецкого предприятия также становиться лицом, обязанным осуществлять указанное уведомление. Требования по уведомлению не распространяются на платежи в размере менее чем 12 500 евро, на платежи по экспортно-импортным операция, а также на перевод средств в связи с предоставлением и оплатой кредитов4. Сбор Центральным банком указанной информации проводится в первую очередь в целях формирования данных о платежном балансе Германии и никак не влияет на права инвесторов.

Проверка торгового партнера

1. Единый бизнес реестр (EBR)
Начать проверку контрагента стоит с получения выписки и торгового реестра. В Евросоюзе с 1998 года действует единый бизнес реестр (EBR), содержащий основную информацию обо всех юридических лицах из 28 стран. Данный сервис является аналогом российского единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Преимущество получения выписки из EBR заключается в оперативности доступа к информации через интернет, возможность получения выписки на английском языке, а также относительная дешевизна данных выписок.

2. Проверка процедуры банкротства
Второй важный аспект проверки — это проверка компаний на применение к ним процедуры банкротства. Так как такие компании чаще всего не имеют достаточного количества расчетных средств, и существует опасность неплатежей. Информация о применении к контрагенту процедуры банкротства избавит вас от риска заключить договор с еще действующим, но находящимся в состоянии ликвидации предприятием. Так как после ликвидации взыскивать долги будет уже не с кого.

Для получения данной информации можно обратиться к единому реестру компаний и физических лиц, к которым применена процедура банкротства. Данный реестр доступен через официальный портал юстиции Европейского Союза.

3. Проверка налогового номера
Довольно формальным, но небесполезным способом проверки контрагента из ЕС является проверка его налоговых номеров. Так с помощью сайта Еврокомиссии возможно проверить номер плательщика НДС (VAT). Электронная база данных ЕС о регистрации плательщиков НДС позволяет не только валидировать номер плательщика НДС, но и содержит информацию о дате присвоения номера, наименование организации и ее юридический адрес.

Возможности, риски и угрозы по продвижению продукции в Германии

В связи со сложившейся социальной обстановкой в Германии существует риск сорвать поставки товаров в результате переворотов, бунтов, террористических атак и других похожих ситуаций. Опасения вызывает и политическая ситуация в стране.

Сегодня многие граждане Германии недовольны политикой, проводимой нынешними властями, и, в частности, канцлером Германии Ангелой Меркель. По данным социологических опросов, половина жителей ФРГ не хотят видеть Ангелу на посту канцлера. Для компаний есть риск, что новая политика ужесточит ограничения торговли с Россией. Особенно это касается тех компаний, которые планируют выйти на рынки Германии на долгосрочную перспективу.

Еще одним риском в отношении внешнеэкономической деятельности между Россией и Германией считается то, что у Германии есть ряд нетарифных ограничений против России. Прежде всего, это касается товаров ядерного цикла. На ячмень и пшеницу мягких сортов установлены тарифные квоты. Запрещено ввозить в страну шкуры рыси и волка.

Из возможностей стоит выделить транспортную доступность. Давно сложившиеся торговые маршруты вкупе с качественными Европейскими дорогами дают возможность в кратчайший срок доставлять продукцию автомобильным транспортом.

Высокий прирост импорта дает надежду на долгосрочное сотрудничество, а высокие темпы роста ВВП ее укрепляют.
Поделиться в социальной сети: