Click to order
ОБЗОРЫ СТРАН
Индия
  • Столица: Нью-Дели
  • Территория: 3 287 263 км кв.
  • Население: 1 360 098 000 чел.
  • ВВП: 7, 277 трлн. долл. США
  • Национальная валюта: индийская рупия
  • Официальный язык: хинди, английский

Выход на рынок Индии: подробности для участников ВЭД

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой продукции в Индии

Импорт в Индии регулируется Политикой внешней торговли (Foreign Trade Policy). Документ утверждается Министерством торговли и промышленности Индии и публикуется на сайте Генерального Директората внешней торговли (Directorate General of Foreign Trade (DGFT)). Политика утверждается на 5 лет. Действующая редакция 01.04.2015 — 31.03.2020 г. Политика устанавливает требования к процедурам импорта и экспорта, и направлена, главным образом, на стимулирование экспорта. Так, существуют схемы, которые допускают ввоз товаров по сниженным пошлинам и товаров, несоответствующих стандартам, если они необходимы для производства товаров, предназначенных в последствие для экспорта Export Oriented Unit (EOU).

Заявку на ввоз в Индию можно подать через электронную систему ICEGATE (Customs Electronic Commerce/Electronic Data interchange (EC/EDI) Gateway). В дополнение к электронной регистрации ICEGATE также предоставляет множество других услуг, таких как электронный платеж, онлайн-регистрация прав на IPR, статус отслеживания документов в EDI (Customs Electronic Data Interchange System), онлайн-проверка лицензий, статуса кода IEС (Importer Exporter Code). Кстати, ни одна организация не может осуществлять импорт или экспорт без получения кода IEC. Код присваивается DGFT.

Индия поддерживает «негативный список» («Negative List») импортируемой продукции, подверженной различным формам регулирования нетарифной политики. Товары по этому списку, как для импорта, так и для экспорта подразделяются на три категории: (a) запрещенные предметы (Prohibited); (b) ограниченные товары (Restricted), включая товары, требующие разрешения, © канальные (Canalized).

Товары, не указанные в вышеуказанных категориях, могут быть свободно импортированы без каких-либо ограничений, если импортер получил действующий IEC. Нет необходимости получать лицензию на импорт или разрешение на импорт таких товаров. Большинство товаров можно свободно импортировать в Индию.

Лицензированные (ограниченные) товары
Ограниченные предметы могут быть импортированы только после получения лицензии на импорт от соответствующего регионального органа лицензирования. Список товаров с ограниченным доступом предоставляется в ITC HS (Indian Trade Clarification based on Harmonized System of Coding). Лицензия на импорт действительна в течение 24 месяцев для основных товаров и 18 месяцев для всех других товаров.

«Канальные» товары
"Канальные" товары — это предметы, которые могут быть импортированы только с использованием определенных процедур или способов транспортировки. Список товаров также можно найти в ITC HS. Товары в этой категории могут быть импортированы только через специальные агентства. Основными "канальными" товарами являются в настоящее время нефтепродукты, сыпучие сельскохозяйственные продукты, такие как зерно и растительные масла, а также некоторые фармацевтические продукты.

Запрещенные предметы
Это товары, перечисленные в ITC HS, которые строго запрещены по всем каналам импорта в Индии. К ним относятся дикие животные, жиры и масла животного происхождения, животный сычужный фермент и необработанная слоновая кость.


Экономика Индии
Техническое регулирование
В Индии разработкой и утверждением стандартов, вопросами оценки соответствия занимается Бюро индийских стандартов (Bureau of Indian Standards (BIS)). В Индии действуют как национальные, так и международные стандарты ISO и IEC. Другое агентство, Управление безопасности пищевых продуктов и стандартов Индии (Food Safety and Standards Authority of India (FSSAI)), действует в качестве уставного органа для установления стандартов на продукты питания и регулирования производства, переработки, распределения, продажи и импорта продуктов питания. FSSAI руководствуется следующими документами: Food Safety and Standards Act, 2006, Food Safety and Standards Rule, 2011 и Правилами Food Safety and Standards Regulations.

Испытания, оценка соответствия и маркировка по отраслям
Чтобы продавать свои товары на территории Индии импортеру требуется получить код IEC, при необходимости получить лицензию, пройти сертификацию или регистрацию с получением знака соответствия. Для иностранных производителей предусмотрена схема сертификации Foreign Manufacturers Certification Scheme (FMCS). Схема применима для всех продуктов, за исключением электроники и IT-продуктов (смартфоны, дисплеи, и прочее). Сертификацией занимается Бюро индийских стандартов.

За IT-продукты отвечает Министерство электроники и информационных технологий — Ministry of Electronics & Information Technology (MeitY), а именно Департамент электроники и информационных технологий (Department of Electronics and Information Technology (DeitY)). Для таких товаров действует схема обязательной регистрации производителя и товара — Compulsory Registration Scheme (CRS). Добровольная сертификация потребует оформления декларации о соответствии по установленной форме. В любом случае, оформление декларации возможно только на основании протокола испытаний продукции от признанной BIS лаборатории. Протокол должен быть получен не более, чем за 90 дней до момента подачи заявления на лицензию.

Для производителя оборудования важно выяснить, подлежит ли товар обязательной сертификации или нет. Также оборудование разделяется на две категории: которое попадает под обязательную сертификацию FMCS (бытовая техника, медицинское оборудование, оборудование под давлением и др.) и которое попадает под обязательную регистрацию CRS (электроника и сопутствующие товары: ноутбуки, телефоны, сканеры, принтеры, блоки питания и т. д.). В случае обязательной сертификации или регистрации, таможенное оформление будет разрешено только после того, как продукция будет сертифицирована и будет иметь знак соответствия.

Процедура сертификации

Бюро индийских стандартов BIS действует на основании Закона BIS 2016 года, правил 3, 4 BIS (Сертификация), 1987 года (BIS Act, 2016 and Regulation 3 and 4 of the BIS (Certification) Regulations, 1987). Товары, попадающие под обязательную сертификацию, требуют получения лицензии производителем. Лицензия выдается сроком на 1 год. Лицензия может быть продлена по заявлению производителя или уполномоченного представителя, но не более, чем на 2 года. Лицензия действует также до момента отмены стандарта, под который попадает продукт. В случае отмены стандарта, лицензия считается недействительной с даты отмены стандарта. Получение лицензии потребует тестирования образцов продукции в лабораториях, признанных BIS и аудита производства со стороны BIS не менее 2 раз в год за счет производителя. Также потребуется открыть филиал (дочернюю организацию) или найти уполномоченного представителя, который будет нести ответственность за соблюдение законов. Система сертификации товаров в Индии в значительной степени основана на нормах и принципах Международной организации сертификации (ISO), с которой корреспондируется подавляющая часть индийских стандартов. Сертификаты соответствия изделия мировым стандартам выдаются на основе оценки и проверок системы контроля качества производителя продукта, постоянного наблюдения за функционированием соответствующих механизмов на предприятии, а также внезапных проверок. Перечень продукции, в отношении которой проводится инспектирование, размещен на сайте ведомства: тестов отдельных образцов товара, взятых как непосредственно с производства, так и на рынке. При этом, многие продукты получают два знака качества (индийский и международный).

Процедура регистрации

Регистрацией занимается DeitY, который действует на основании Положений об обязательной регистрации от 03 октября 2012 года, от 14 ноября 2014 года и от 23 августа 2016 года, выданным MietY и на основании положения от 5 сентября 2017 года, выданного Министерством новой и возобновляемой энергии (Ministry of new and Renewable Energy (MNRE)).

Регистрация производится онлайн и первоначально предоставляется на 2 года. Далее регистрация обновляется каждые 2 года. Производители должны подать заявку на отдельный регистрационный номер для продуктов, выпускаемых в разных местах. Заявка подается на отдельный регистрационный номер для каждой марки, изготовленной в том же месте.

После прохождения всех процедур товар маркируется знаком

Маркировка является важным элементом для экспорта продукции в Индию. Английский язык является предпочтительным языком для маркировки. Все контейнеры и отдельные места должны содержать информацию о грузе. Индийская таможня является строгой и гарантирует, что импортируемые товары имеют юридически необходимую информацию, прежде чем они войдут на розничный рынок или будут проданы для потребления, за исключением тех продуктов, которые попадают под сегмент EOU.

Как я уже было сказано выше, регулированием рынка продуктов питания занимается FSSAI. Все импортеры и бизнес операторы должны быть зарегистрированы либо иметь лицензию. Номер лицензии в обязательном порядке должен быть нанесен на упаковку.

Единицы измерения, помещаемые на упаковку, должны быть выполнены в метрической системе. Для каждой категории пищевых продуктов есть требования к содержанию этикетки, в том числе весьма специфические. Например, продукты, содержащие мясо, обозначаются коричневым кругом, помещенным в квадрат, вегетарианские — зеленым.
Особенности таможенного контроля при ввозе пищевой и сельскохозяйственной продукции территорию Индии
Средненоминальный уровень тарифной защиты по сельскохозяйственной продукции по ставке РНБ — 33,4%. Наиболее высокие импортные пошлины в отношении сельскохозяйственной продукции установлены на: пищевые продукты, составные спиртовые полуфабрикаты, алкогольные напитки (150%); мясо птицы обваленное, чеснок, орехи ареки, сушеный виноград, кофе, зеленый чай, масла арахисовое, пальмовое, подсолнечное, кокосовое, колбасы, готовые продукты их кур домашних, пиво (100%); рис-сырец, шелушённый рис, дробленый рис, жиры и масла не подвергнутые дальнейшей обработке (80%); орехи

Действует полный запрет на импорт говядины и пищевых продуктов, содержащих ее компоненты. Исключение составляют коровьи шкуры, импортируемые для их обработки.

Экспортер пищевых продуктов должен представить документ, подтверждающий отсутствие в них компонентов говядины в любой форме. Запрещен импорт некоторых видов домашней птицы, а также молока и молочной продукции из Китая.

Обязательная регистрация участников внешнеэкономических связей, выборочное лицензирование внешнеторговых сделок, жёсткие требования по маркировке товаров, соответствие товаров индийскими стандартами качества. Насчитывается более семидесяти товарных наименований (включая средства консервирования продуктов питания и пищевые добавки, порошковое молоко, молоко и пластиковые бутылки для детского питания, бутилированная минеральная или питьевая вода, и др.), которые подлежат обязательной сертификации перед ввозом. Импорт продукции животного происхождения (мясо и мясопродукты всех видов, включая свежее, охлажденное и замороженное мясо, кожу и внутренние органы домашней птицы, свиней, овец и коз, яйца и яичный порошок; молоко и молочные продукты, коровьи, овечьи и козьи эмбрионы, продукты питания животного происхождения для домашних животных, икру водных животных, включая рыбу, ракообразных и моллюсков; взрослую домашнюю птицу) допускается только при наличии санитарного разрешения на импорт (Sanitary Import Permit) и только через аэропорты и морские порты Нью-Дели, Мумбаи, Калькутты и Ченнаи, в которых есть станции карантина и сертификации грузов животного происхождения (Animal Quarantine and Certification Services Stations). Импорт мяса и домашней птицы осуществляется в соответствии с положениями инструкции о мясных пищевых продуктах (Meat Food Products Order, 1973), предписывающей санитарные и гигиенические требования, наличие специальной упаковки, маркировки, сертификата соответствия. Для ввоза всех первичных сельскохозяйственных продуктов требуется фитосанитарное разрешение Минсельхоза Индии, которое выдается на основании результатов анализа рисков импорта (Import Risk Analysis), проводимого в соответствии с Соглашением ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер.

Виды налогов, оплачиваемых компаниями-импортерами в Индии

Взимание импортных и экспортных таможенных пошлин регулируется Законом о таможенном тарифе от 1975 г. (Customs Tariff Act, 1975). Поправки к Таможенному тарифу принимаются на ежегодной бюджетной сессии Парламента Индии. Правительство Индии своими циркулярами и уведомлениями вносит изменения и дополнения в действующие акты в соответствии с законами, принимаемыми парламентом, главные из которых — бюджет страны и Внешнеторговая политика. Индийское таможенное законодательство корреспондируется с правилами ВТО. Импортная пошлина взимается со всех товаров, ввозимых в страну, включая ввозимые для нужд правительственных организаций. Ставки таможенных пошлин ежегодно публикуются в издании «Таможенный тариф Индии» и в сети Интернет (www.cbec.gov.in). Размер таможенных пошлин рассчитывается, исходя из стоимости товара, заявленной в таможенной декларации (Bill of Entry). Для определения стоимости импортируемых товаров используются цена, указанная в счете- фактуре, стоимость транспортировки и обработки грузов. Процедура оценки стоимости импортируемых товаров в Индии соответствует процедуре, предусмотренной в законе об оценке товаров в рамках ВТО. В Индии существует несколько типов импортных таможенных пошлин:

1) Базовая таможенная пошлина (БТП).

Формирование БТП определено в разделе 25 Закона о таможенном тарифе в зависимости от группы товаров. Индийское законодательство предусматривает как фиксированные ставки таможенной пошлины, так и пошлину в размере определенного процента от стоимости импортируемого товара. Максимальный уровень ставок таможенной пошлины составляет 40%, но в исключительных случаях она может доходить до 245% (крепкие алкогольные напитки). Средний уровень базовых пошлин в 2015/16 фин. г. составил 13,4% (в 2014/15 фин. г. — 13%).

2) Дополнительная пошлина

Равна сумме акцизного сбора, взимаемого с импортируемых товаров, идентичных тем, которые производятся на внутреннем рынке. Она эквивалентна акцизному сбору на товары, производимые в стране. В тех случаях, когда дополнительная пошлина не является фиксированной, она рассчитывается от суммы стоимости товара, базовой таможенной пошлины и других добавочных пошлин.

3) Специальная дополнительная таможенная пошлина.

В 1998/99 фин. г. была введена специальная дополнительная пошлина, которая призвана привести в соответствие цены на импортные товары и товары, производимые внутри страны. Ставка этой пошлины составляет некоторую долю от суммы стоимости товара, базовой таможенной пошлины, дополнительной пошлины и других добавочных пошлин. От специальной дополнительной таможенной пошлины освобождаются товары, ввезенные для использования при реализации проектов в сфере производства удобрений, электроэнергии и газетной бумаги, добыче угля и нефти, изготовлении особого телекоммуникационного оборудования, а также при импорте золота и серебра.

4) Компенсационная пошлина

Устанавливается на импортные товары, производство или транспортировка которых субсидируется правительством другой страны. В последнее время Индия начала применение практики проведения компенсационных расследований. В частности, в 2016 г. инициировано расследование в отношении горячекатаного проката, происходящего из России.

5) Антидемпинговая или специальная защитная пошлина

Призвана защитить местных производителей от ущерба, наносимого им из-за демпинговых поставок товаров из-за границы. Размер антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от ущерба, понесенного местным производителем, после проведения антидемпингового расследования Генеральным директоратом по антидемпинговым мерам и сопутствующим пошлинам Министерства торговли и промышленности. Размер специальной защитной пошлины определяется по результатам расследования, проводимого Генеральным Директоратом по защитным мерам, таможенным и центральным акцизам Минфина Индии.

6) Ограниченная тарифная ставка.

Согласно статье II ГАТТ, которая является частью соглашения по ВТО, странам — членам ВТО рекомендовано ограничивать тарифные ставки до предельного уровня. Страна-член ВТО может поднять свою импортную пошлину только до уровня, предписанного в указанном соглашении. И хотя страны обычно держат свои тарифные ставки высокими, реальные ставки обычно ниже, чем предельные. Они называются применяемыми пошлинами. Индийское правительство регулярно публикует информацию о тарифах и дополнительных налоговых ставках, но при этом отсутствует единый официальный документ, который охватывал бы все данные по тарифам, комиссиям и налоговым ставкам на импорт. Для получения справочной информации о размере конечной ввозной пошлины для конкретного товара необходимо воспользоваться инструментом «Тарифный калькулятор» (Custom Duty Calculator) на государственном портале icegate.gov.in ПРИМЕЧАНИЕ. С введением Налога на товары и услуги (GST) с 1 июля 2017 г. изменяются правила расчета эффективной ввозной таможенной пошлины. Базовая ставка таможенной пошлины сохранится, а дополнительная пошлина (Additional Duty), специальная дополнительная пошлина (Special Additional Duty) и сбор на образование будут заменены интегрированным GST (IGST). Это может привести как к уменьшению, так и как увеличению конечной ввозной пошлины в зависимости от размеров действовавших ранее дополнительных пошлин и ставки GST.

Логистические маршруты поставки в Индию
Перевозка товаров между Россией и Индией, как правило, организуется по мультимодальным схемам. В зависимости от объемов это могут быть как сборные грузы, так и судовые партии товаров. Около 80% грузов двусторонней торговли проходят через порт Санкт-Петербурга, оставшаяся часть — порты Новороссийска и Владивостока. В настоящее время ведется активная работа по развитию мультимодального Международного транспортного коридора (МТК) «Север- Юг» общей протяжённостью 7200 км от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи. Основные преимущества МТК «Север-Юг» перед морским маршрутом через Суэцкий канал заключаются в сокращении в два раза времени перевозок. По прогнозной оценке, потенциал МТК «Север-Юг» оценивается на уровне 25- 26 млн. тонн в год. Стоимость услуг логистики рассчитывается индивидуально в каждом конкретном случае для обеспечения минимизации накладных расходов клиента. На стоимость доставки грузов из Индии влияют: — транспортные характеристики груза (объем, вес, характер груза и другие значимые характеристики); - точка отправления груза: выбор ближайшего склада консолидации или портовой зоны с целью снизить себестоимость локальной доставки; - условия поставки по ИНКОТЕРМС; - транзит груза в странах Евросоюза или СНГ ― транзитный пункт определяется в зависимости от типа перевозки (генеральной, сборной), вида транспорта, необходимого набора дополнительных логистических услуг; - выбор партнеров: контейнерные линии, авиаперевозчики, партнерские терминалы. Маршруты доставки по морю и мультимодальные: Маршрут № 1: порт Кандла (шт. Гуджарат) — порт Котка (Финляндия) — Россия. Расчетное время доставки «порт-порт» — 25−42 дня. Маршрут № 2 (МТК «Север-Юг»): порт Мумбаи (шт. Махараштра) — порт Бандерабас (Иран) — через территорию СНГ — вся Россия. Маршрут № 3: порт Мумбаи — порт Владивосток, Находка (Россия) Расчетное время доставки «порт-порт» — 25 дней. Маршруты авиадоставки: Маршрут № 4: Дели, Мумбаи, Ченнаи — Москва. Расчетное время доставки — 3−7 дней.

Основные рекомендации по развитию экспорта продукции в Индию

Согласно рейтингу Всемирного банка Doing business 2017 Индия занимает 130 место. По показателю «регистрация компаний» — 155, по показателю «получение разрешений на строительство» — 185, по показателю «подключение к системе электроснабжения» — 26, по показателю «регистрация собственности» — 138, по показателю «оплата налогов» — 172, по показателю «исполнение контрактов» — 172. Ключевыми этапами работы по продвижению продукции на индийском рынке являются:

1. Участие в специализированных выставках-ярмарках, проводимых на территории Индии, для оценки экспортного потенциала собственной продукции и поиска возможных партнеров.

2. Проведение анализа рынка, логистики, вопросов экспортного финансирования.

3. Анализ таможенного, корпоративного, налогового, договорного и арбитражного законодательства Индии.

4. Установление и развитие контактов с национальными объединениями предпринимателей (Федерация индийских торгово-промышленных палат (FICCI, www.ficci.com), Конфедерация индийской промышленности (CII, www.cii.in) с целью презентации предполагаемой к экспорту продукции и оценки ее соответствия критериям рынка.

5. Обеспечение соответствия предполагаемой к экспорту продукции индийским стандартам по качеству, промышленной и продовольственной безопасности, требованиям к маркировке, получение необходимых лицензий и разрешений на экспорт российской продукции в Индию.

6. Поиск прямых покупателей или дистрибьюторских компаний на местном рынке и заключение с ними соглашений на поставку продукции.

7. Открытие в случае необходимости представительства или дочерней компании в Индии.

Самые экспортируемые в Индию товары за 2017 год:

1. Сырая нефть
2. Драг. металлы и алмазы
3. Высокотехнологические продукты.
Рекомендации по проведению рекламных мероприятий
в Индии около 300 телевизионных каналов, 12 тыс. газет, 60−65 тыс. журналов, 12−13 тыс. кинотеатров и 1 тыс. радиостанций. При этом почти 65% населения страны проживает в сельской местности, а шесть из 10 потребителей по-прежнему не имеют доступа к средствам массовой информации. Такое большое количество разнообразных СМИ подчеркивает языковое разнообразие индийской нации. В стране 22 официальных языка, но самым распространенным является хинди. Из этих фактов следует вывод, что рекламировать что-то в Индии невероятно сложно. Нужно четко понимать Индийский менталитет, разбираться в языках и потребностях населения различных штатов.

Самым лучшим вариантом для рекламной компании в Индии является сотрудничество с местными маркетинговыми агентствами. Сотрудники индусы, хорошо понимающие конъектуру домашнего рынка и менталитет потребителя, сможет максимально эффективно использовать бюджет на рекламу.

Возможности осуществления расчётов
Валютное регулирование в Индии осуществляется в соответствии с Законом о валютном регулировании 1999 г. (Foreign Exchange Management Act, 1999). На Резервный банк Индии (РБИ) возложены функции государственного валютного контроля и регулирования путем издания соответствующих нормативных актов, циркуляров. РБИ выдает разрешение на открытие счетов иностранным компаниям, работающим в Индии. Кроме того, контролирующими функциями наделен Департамент по борьбе с правонарушениями (Department for Struggle Against Offences), который хотя структурно и относится к Министерству финансов, фактически является независимой организацией. Он может предъявлять претензии и выносить решения о применении штрафных санкций к организациям, нарушающим валютное законодательство Индии. Все валютные сделки, осуществляемые в стране, требуют разрешения РБИ. Все уполномоченные дилеры и банки, имеющие лицензии на сделки с иностранной валютой (валютные сделки), обязаны неукоснительно выполнять изданные РБИ «Инструкции по валютному контролю». Это относится и к различным проектам, осуществление которых требует проведения операций с иностранной валютой. Закон о валютном регулировании (п.5) содержит указание, что Правительство имеет право в случае необходимости вводить ограничения на сделки по текущим счетам, исходя из общественных интересов и по согласованию с РБИ. За нарушение закона о валютном регулировании, инструкций или регламентов, принятых в соответствии с ним и на основании судебного решения, физическое или юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму, превышающую в 3 раза сумму, полученную от противоправной сделки. Также в случаях нарушения норм валютного законодательства на период разбирательства лицензии нарушителей отзываются, а их счета замораживаются. В Индии с 1973 г. функционирует Директорат по контролю за соблюдением валютного законодательства (Enforcement Directorate), который входит в состав Департамента налогов и сборов Минфина. Данный Директорат имеет право предъявлять претензии, проводить расследования и выносить решения о применении санкций к нарушителям валютного законодательства страны. Директорат со штаб-квартирой в г. Нью-Дели располагает 7 зональными, 9 субзональными представительствами в городах по всей территории Индии.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц в Индии, является Закон о компаниях 2013 г. (The Companies Act, 2013), который предусматривает возможность создания следующих видов юридических лиц: 1. Частная компания (private company) — компания, созданная двумя и более лицами с уставным капиталом в сумме не менее 100 000 индийских рупий (1500 USD), без права участников отчуждать принадлежащие им акции третьим лицам. 2. Публичная компания (public company) — компания, созданная семью и более лицами с уставным капиталом в сумме не менее 500 000 индийских рупий (7600 USD), с правом участников свободно продавать принадлежащие им акции третьим лицам. Указанные компании могут быть созданы в виде компании с ответственностью в пределах стоимости акций (company limited by shares), либо в виде компании с ответственностью участников в пределах определенной гарантированной суммы (company limited by guarantee). Кроме того, существуют компании, не имеющие пределов по сумме ответственности (unlimited company). Все компании, создаваемые на территории Республики Индии, проходят государственную регистрацию в Бюро по регистрации компаний (Registrars of Companies). При регистрации компании присваивают идентификационный корпоративный номер (CIN), и все данные о такой компании заносятся в базу данных Министерства по делам корпораций Правительства Индии (Ministry of Corporate Affairs, www.mca.gov.in). Перечень документов, который необходимо представить для регистрации компании, указан в части 1 статьи 7 Закона о компаниях 2013 г. После того как компания с иностранным капиталом прошла государственную регистрацию, она имеет все права и обязанности равные индийским компаниям, предусмотренные законодательством Республики Индии, за исключением специально установленных ограничений и запретов.

Проверка торгового партнера
В связи с увеличением числа мошеннических схем получение достоверной, объективной и актуальной информации об иностранном партнере в целях минимизации коммерческих рисков является обязательным условием при заключении контрактов и проведении различных переговоров.

Министерством по корпоративным делам Индии создан Интернет-сайт www.mca.gov.in, на котором в открытом доступе имеется большой объем полезной информации относительно различных юридических лиц — государственных предприятий, частных компаний и предпринимателей, официально зарегистрированных на территории Республики Индия. В базе данных сайта имеются сведения о более чем 150 тысячах компаний, а также тексты правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Индии.

Для поиска данных о компании необходимо войти на сайт www.mca.gov.in, затем — в раздел «MCA Services». На развернувшейся странице в колонке в разделе «Master Data» войти в подраздел «View Company or LLP Master Data» (либо из подраздела «Company Services» — в графу «Check Company Name»).

На сайте www.watchoutinvestors.com также осуществляется поиск данных об индийских компаниях без дополнительной регистрации пользователя. По результату поиска на экран выводятся сведения о наличии регистрации данной компании соответствующим государственным органом (как правило, Бюро по регистрации компаний (Registrar of Companies, http://dca.nic.in), а также дата принятия решения о регистрации или ликвидации, история регистрационных решений об изменении названия или организационно-правовой формы компании, слияниях и поглощениях, действующий статус компании по состоянию на дату запроса (действует, ликвидируется, в состоянии банкротства или уже ликвидирована). Сайт выдает также информацию о компаниях, замеченных в невыполнении обязательств и неплатежах, несоблюдении требований законодательства.

Отдельно можно получить информацию о компаниях и должностных лицах, не сдавших в уполномоченные органы в установленные законом сроки финансовую документацию, о лицах, виновных в нарушениях законных сроков, с указанием дат допущенных нарушений и ссылок на нарушенные правовые акты.

На сайте Министерства по корпоративным делам Индии (Ministry of Corporative Affairs, www.mca.gov.in) доступна также некоторая таможенная информация, которая выдается после обязательной бесплатной регистрации пользователя. Кроме того, там же можно получить справочную информацию о списке дисквалифицированных директоров с наименованием компаний, где они работали на момент применения мер наказания.

Для более полной и всесторонней проверки деловой репутации индийского партнера требуется обращение в специализированные юридические компании, оказывающие платные услуги. В этом случае возможен либо заочный сбор многопрофильной информации об интересующей компании, либо по прямой договоренности с индийской компанией-партнером может быть проведена всесторонняя проверка состояния дел и документации в ходе процедуры (Due Diligence), широко применяющейся в международной и индийской практике. Список юридических компаний приведен ниже в разделе «Юридические и адвокатские конторы Индии по защите прав экспортеров». Стоимость юридических услуг зависит от объема запрашиваемой информации и сроков ее подготовки, поэтому данный вопрос является предметом отдельного обсуждения в ходе переговоров. При необходимости получения дополнительных сведений о юридических лицах — государственных предприятиях и частных компаниях, официально зарегистрированных на территории страны, а также их коммерческой практике возможно обращение в наиболее крупные объединения индийских деловых кругов: FICCI (www.ficci.in) и CII (www.cii.in).

Возможности, риски и угрозы по продвижению продукта в Индии
Индия является страной с одним из самых значительных потенциалов развития и роста в обозримом будущем. Этому способствует комбинация целого ряда факторов, включающих второе после Китая число жителей, сравнительно большую территорию, наличие квалифицированных кадров в отдельных секторах экономики и все еще очень низкие средние уровни доходов у населения.

Возможности:

1. Большая территория и большая численность населения.
2. Наличие квалифицированных кадры в различных отраслях экономики.
3. Большая потребность в инвестициях во многих областях экономики
4. Потребность в передаче опыта и технологий от российской сельскохозяйственной промышленности.
5. РФ и Индию связывают многолетние и дружественные отношения.

Риски и Угрозы:

1. Значительное влияние британского права на законодательную базу Индии.
2. Наличие различных религиозных и местных законов, которые могут помешать бизнесу.
3. Нестабильная политическая обстановка.
4. Ухудшение природных условий приведет к ухудшению финансовых показателей и может спровоцировать социальные конфликты.
5. Ухудшение внешних позиций Индии может привести к ослаблению рупии, что сделает импортную продукцию невыгодной для потребителей.

Вывод

Для Индии характерны многие проблемы развивающихся стран, включая наличие двойного дефицита: госбюджета и текущего счета. В последние несколько лет власти Индии добились определенного прогресса в сокращении обоих дефицитов, и данная тенденция может сохраниться и в ближайшие годы, хотя скорость и масштаб сокращений скорее всего замедлятся. Этому способствуют ряд шагов правительства, включая проведенную в конце 2016 года демонетизацию (изъятие из обращения 86% наличных денег, с одновременным вводом новых купюр и конвертацией части наличности в банковские вклады) и запланированную реформу налогообложения. В дополнение к улучшению состояния текущего счета, в последние годы также отмечается рост интереса иностранных инвесторов к индийской экономике, все большее число компаний стремится выйти на местный рынок и занять определенную нишу на этом рынке. В дополнение к указанным проблемам, у Индии имеется ряд собственных вызовов, которые усугубляются численностью и плотностью населения, территорией страны. В отличие от того же Китая, в Индии все еще имеется значительный дефицит адекватной инфраструктуры, причем как от необходимой для динамичного экономического развития транспортной и телекоммуникационной, так и до базовой, включающей предоставление качественных услуг ЖКХ. В стране существуют глубокие дисбалансы в обществе, которые могут стать сдерживающими факторами в будущем, но которые могут быть хотя бы частично нивелированы улучшением и доступностью базовых наборов государственных услуг. Россия и Индия имеют многолетнюю позитивную историю взаимовыгодного сотрудничества, которая, в частности, прослеживается в хорошей диверсифицированности российского экспорта. Россия имеет значительный опыт реализации масштабных проектов, включая инфраструктурных, и может составить конкуренцию признанным лидерам, особенно в составе смешанных международных консорциумов. Вместе с тем, следует отметить, что для более активного присутствия иностранных поставщиков и инвесторов в Индии, включая российских, индийским властям по-прежнему необходимо сделать дополнительные шаги по улучшению делового климата и снижению бюрократических и прочих издержек для бизнеса.
Поделиться в социальной сети: