Рекомендации по проведению рекламных мероприятийв Индии около 300 телевизионных каналов, 12 тыс. газет, 60−65 тыс. журналов, 12−13 тыс. кинотеатров и 1 тыс. радиостанций. При этом почти 65% населения страны проживает в сельской местности, а шесть из 10 потребителей по-прежнему не имеют доступа к средствам массовой информации. Такое большое количество разнообразных СМИ подчеркивает языковое разнообразие индийской нации. В стране 22 официальных языка, но самым распространенным является хинди. Из этих фактов следует вывод, что рекламировать что-то в Индии невероятно сложно. Нужно четко понимать Индийский менталитет, разбираться в языках и потребностях населения различных штатов.
Самым лучшим вариантом для рекламной компании в Индии является сотрудничество с местными маркетинговыми агентствами. Сотрудники индусы, хорошо понимающие конъектуру домашнего рынка и менталитет потребителя, сможет максимально эффективно использовать бюджет на рекламу.
Возможности осуществления расчётовВалютное регулирование в Индии осуществляется в соответствии с Законом о валютном регулировании 1999 г. (Foreign Exchange Management Act, 1999). На Резервный банк Индии (РБИ) возложены функции государственного валютного контроля и регулирования путем издания соответствующих нормативных актов, циркуляров. РБИ выдает разрешение на открытие счетов иностранным компаниям, работающим в Индии. Кроме того, контролирующими функциями наделен Департамент по борьбе с правонарушениями (Department for Struggle Against Offences), который хотя структурно и относится к Министерству финансов, фактически является независимой организацией. Он может предъявлять претензии и выносить решения о применении штрафных санкций к организациям, нарушающим валютное законодательство Индии. Все валютные сделки, осуществляемые в стране, требуют разрешения РБИ. Все уполномоченные дилеры и банки, имеющие лицензии на сделки с иностранной валютой (валютные сделки), обязаны неукоснительно выполнять изданные РБИ «Инструкции по валютному контролю». Это относится и к различным проектам, осуществление которых требует проведения операций с иностранной валютой. Закон о валютном регулировании (п.5) содержит указание, что Правительство имеет право в случае необходимости вводить ограничения на сделки по текущим счетам, исходя из общественных интересов и по согласованию с РБИ. За нарушение закона о валютном регулировании, инструкций или регламентов, принятых в соответствии с ним и на основании судебного решения, физическое или юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму, превышающую в 3 раза сумму, полученную от противоправной сделки. Также в случаях нарушения норм валютного законодательства на период разбирательства лицензии нарушителей отзываются, а их счета замораживаются. В Индии с 1973 г. функционирует Директорат по контролю за соблюдением валютного законодательства (Enforcement Directorate), который входит в состав Департамента налогов и сборов Минфина. Данный Директорат имеет право предъявлять претензии, проводить расследования и выносить решения о применении санкций к нарушителям валютного законодательства страны. Директорат со штаб-квартирой в г. Нью-Дели располагает 7 зональными, 9 субзональными представительствами в городах по всей территории Индии.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц в Индии, является Закон о компаниях 2013 г. (The Companies Act, 2013), который предусматривает возможность создания следующих видов юридических лиц: 1. Частная компания (private company) — компания, созданная двумя и более лицами с уставным капиталом в сумме не менее 100 000 индийских рупий (1500 USD), без права участников отчуждать принадлежащие им акции третьим лицам. 2. Публичная компания (public company) — компания, созданная семью и более лицами с уставным капиталом в сумме не менее 500 000 индийских рупий (7600 USD), с правом участников свободно продавать принадлежащие им акции третьим лицам. Указанные компании могут быть созданы в виде компании с ответственностью в пределах стоимости акций (company limited by shares), либо в виде компании с ответственностью участников в пределах определенной гарантированной суммы (company limited by guarantee). Кроме того, существуют компании, не имеющие пределов по сумме ответственности (unlimited company). Все компании, создаваемые на территории Республики Индии, проходят государственную регистрацию в Бюро по регистрации компаний (Registrars of Companies). При регистрации компании присваивают идентификационный корпоративный номер (CIN), и все данные о такой компании заносятся в базу данных Министерства по делам корпораций Правительства Индии (Ministry of Corporate Affairs, www.mca.gov.in). Перечень документов, который необходимо представить для регистрации компании, указан в части 1 статьи 7 Закона о компаниях 2013 г. После того как компания с иностранным капиталом прошла государственную регистрацию, она имеет все права и обязанности равные индийским компаниям, предусмотренные законодательством Республики Индии, за исключением специально установленных ограничений и запретов.
Проверка торгового партнераВ связи с увеличением числа мошеннических схем получение достоверной, объективной и актуальной информации об иностранном партнере в целях минимизации коммерческих рисков является обязательным условием при заключении контрактов и проведении различных переговоров.
Министерством по корпоративным делам Индии создан Интернет-сайт
www.mca.gov.in, на котором в открытом доступе имеется большой объем полезной информации относительно различных юридических лиц — государственных предприятий, частных компаний и предпринимателей, официально зарегистрированных на территории Республики Индия. В базе данных сайта имеются сведения о более чем 150 тысячах компаний, а также тексты правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Индии.
Для поиска данных о компании необходимо войти на сайт
www.mca.gov.in, затем — в раздел «MCA Services». На развернувшейся странице в колонке в разделе «Master Data» войти в подраздел «View Company or LLP Master Data» (либо из подраздела «Company Services» — в графу «Check Company Name»).
На сайте
www.watchoutinvestors.com также осуществляется поиск данных об индийских компаниях без дополнительной регистрации пользователя. По результату поиска на экран выводятся сведения о наличии регистрации данной компании соответствующим государственным органом (как правило, Бюро по регистрации компаний (Registrar of Companies,
http://dca.nic.in), а также дата принятия решения о регистрации или ликвидации, история регистрационных решений об изменении названия или организационно-правовой формы компании, слияниях и поглощениях, действующий статус компании по состоянию на дату запроса (действует, ликвидируется, в состоянии банкротства или уже ликвидирована). Сайт выдает также информацию о компаниях, замеченных в невыполнении обязательств и неплатежах, несоблюдении требований законодательства.
Отдельно можно получить информацию о компаниях и должностных лицах, не сдавших в уполномоченные органы в установленные законом сроки финансовую документацию, о лицах, виновных в нарушениях законных сроков, с указанием дат допущенных нарушений и ссылок на нарушенные правовые акты.
На сайте Министерства по корпоративным делам Индии (Ministry of Corporative Affairs,
www.mca.gov.in) доступна также некоторая таможенная информация, которая выдается после обязательной бесплатной регистрации пользователя. Кроме того, там же можно получить справочную информацию о списке дисквалифицированных директоров с наименованием компаний, где они работали на момент применения мер наказания.
Для более полной и всесторонней проверки деловой репутации индийского партнера требуется обращение в специализированные юридические компании, оказывающие платные услуги. В этом случае возможен либо заочный сбор многопрофильной информации об интересующей компании, либо по прямой договоренности с индийской компанией-партнером может быть проведена всесторонняя проверка состояния дел и документации в ходе процедуры (Due Diligence), широко применяющейся в международной и индийской практике. Список юридических компаний приведен ниже в разделе «Юридические и адвокатские конторы Индии по защите прав экспортеров». Стоимость юридических услуг зависит от объема запрашиваемой информации и сроков ее подготовки, поэтому данный вопрос является предметом отдельного обсуждения в ходе переговоров. При необходимости получения дополнительных сведений о юридических лицах — государственных предприятиях и частных компаниях, официально зарегистрированных на территории страны, а также их коммерческой практике возможно обращение в наиболее крупные объединения индийских деловых кругов: FICCI (
www.ficci.in) и CII (
www.cii.in).
Возможности, риски и угрозы по продвижению продукта в ИндииИндия является страной с одним из самых значительных потенциалов развития и роста в обозримом будущем. Этому способствует комбинация целого ряда факторов, включающих второе после Китая число жителей, сравнительно большую территорию, наличие квалифицированных кадров в отдельных секторах экономики и все еще очень низкие средние уровни доходов у населения.
Возможности:
1. Большая территория и большая численность населения.
2. Наличие квалифицированных кадры в различных отраслях экономики.
3. Большая потребность в инвестициях во многих областях экономики
4. Потребность в передаче опыта и технологий от российской сельскохозяйственной промышленности.
5. РФ и Индию связывают многолетние и дружественные отношения.
Риски и Угрозы:
1. Значительное влияние британского права на законодательную базу Индии.
2. Наличие различных религиозных и местных законов, которые могут помешать бизнесу.
3. Нестабильная политическая обстановка.
4. Ухудшение природных условий приведет к ухудшению финансовых показателей и может спровоцировать социальные конфликты.
5. Ухудшение внешних позиций Индии может привести к ослаблению рупии, что сделает импортную продукцию невыгодной для потребителей.
Вывод Для Индии характерны многие проблемы развивающихся стран, включая наличие двойного дефицита: госбюджета и текущего счета. В последние несколько лет власти Индии добились определенного прогресса в сокращении обоих дефицитов, и данная тенденция может сохраниться и в ближайшие годы, хотя скорость и масштаб сокращений скорее всего замедлятся. Этому способствуют ряд шагов правительства, включая проведенную в конце 2016 года демонетизацию (изъятие из обращения 86% наличных денег, с одновременным вводом новых купюр и конвертацией части наличности в банковские вклады) и запланированную реформу налогообложения. В дополнение к улучшению состояния текущего счета, в последние годы также отмечается рост интереса иностранных инвесторов к индийской экономике, все большее число компаний стремится выйти на местный рынок и занять определенную нишу на этом рынке. В дополнение к указанным проблемам, у Индии имеется ряд собственных вызовов, которые усугубляются численностью и плотностью населения, территорией страны. В отличие от того же Китая, в Индии все еще имеется значительный дефицит адекватной инфраструктуры, причем как от необходимой для динамичного экономического развития транспортной и телекоммуникационной, так и до базовой, включающей предоставление качественных услуг ЖКХ. В стране существуют глубокие дисбалансы в обществе, которые могут стать сдерживающими факторами в будущем, но которые могут быть хотя бы частично нивелированы улучшением и доступностью базовых наборов государственных услуг. Россия и Индия имеют многолетнюю позитивную историю взаимовыгодного сотрудничества, которая, в частности, прослеживается в хорошей диверсифицированности российского экспорта. Россия имеет значительный опыт реализации масштабных проектов, включая инфраструктурных, и может составить конкуренцию признанным лидерам, особенно в составе смешанных международных консорциумов. Вместе с тем, следует отметить, что для более активного присутствия иностранных поставщиков и инвесторов в Индии, включая российских, индийским властям по-прежнему необходимо сделать дополнительные шаги по улучшению делового климата и снижению бюрократических и прочих издержек для бизнеса.