Через Иран проходит два транспортных коридора — МТК «Север-Юг» и МТК «Трасека». МТК «Север-Юг» призван обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран. Основными преимуществами МТК «Север-Юг» перед другими маршрутами (в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал) являются: сокращение в 2 и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
«Трасека» — это единственный проект евроазиатского транспортного коридора по направлению Запад-Восток из Европы с пересечением Черного моря, через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию.
Морские порты Ирана представляют собой главные ворота, через которые импортируются и экспортируются различные товары. Протяженность иранской береговой линии в Персидском и Оманском заливах на юге и в Каспийском море на севере составляет около 5.8 тыс. км. В стране насчитывается 11 крупных торговых портов пропускной способностью 175 млн. т. в год, таких как Амирабад, Ноушахр, Энзели на Каспии, а также Имам Хомейни, Бушер, Абадан, Хорремшахр, Шахид Реджаи, Шахид Бахонар, Шахид Бехешти и Шахид Колантари на юге страны. Около 93% экспортно-импортных поставок в Иране осуществляются морским транспортом. При этом на долю транзитных грузов приходится до 20 млн. т. в год. Общая стоимость реализации планов, предусмотренных программой 20-летнего развития морского транспорта (до 2025 года) составляет более 20 млрд. долларов. Намечено приобрести и построить не менее 300 торговых судов, 80 нефтеналивных танкеров и 40 LNG-танкеров.
Правительство Ирана также уделяет особое внимание строительству малых многофункциональных портов, способных принимать малотоннажные торговые суда, рыболовецкие шхуны, пассажирские суда и катера. На данный момент в Иране строятся около 60-ти малых многоцелевых морских портов и в ближайшее время 40 из них будут введены в эксплуатацию.
Логистика Ирана при поставках из России выглядит следующим образом:
Перевозки по железной дороге. Могут осуществляться до станций Инче-бурун, Астара или Саракс, после чего требуется смена колесных пар. Помимо этого, доступна транспортировка в вагонах или контейнерах по мультимодальной технологии с переправкой железнодорожных составов через Каспийское море на паромах.
Перевозки по морю. В основном используются для доставки наливных и сыпучих грузов по Каспийскому морю. Помимо этого, осуществляется доставка контейнеров, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, и товаров небольшими партиями. Однако, следует принимать во внимание, что в силу целого ряда независящих от нас факторов прихода Корабля можно ждать 5 дней, а можно 15 и более. Также надо отметить, что у Ирана есть еще один крупный Порт — Бендер-Аббас, расположенный с противоположный стороны государства, в Персидском заливе.
Перевозки по автомобильным дорогам. Осуществляются в среднем в течение одной недели, хотя время доставки может колебаться в зависимости от ряда причин. В основном автомобильный транспорт используется с целью перевозки грузов массой до 22-х тонн. На его доставку уходит примерно неделя, но поскольку речь идет о транспортировке на территорию другого государства и прохождении нескольких границ, сроки доставки могут быть увеличены.
Теперь подробнее о крупнейших портах Ирана. Портовый комплекс
Шахид Реджаи находится в 20 км западнее Бендер-Аббаса в северной части Ормузского пролива и через него проходит транспортный коридор «Север-Юг», который соединяет Хельсинки и Мумбаи. Это придает порту особое значение на региональном и международном уровне. Шахид Реджаи занимает площадь в 2400 гектар и является крупнейшим контейнерным портом Ирана. На сегодняшний день в нем имеется 22 причала общей протяженностью 4900 метров. На стадии завершения находится вторая фаза его строительства. В результате общая пропускная способность порта достигла 3 млн. TEU (Transportation Equivalent Unit — унифицированная единица расчетов объемов контейнерных перевозок, равная среднему весу грузов, перевозимых в одном 20-футовом стандартном морском контейнере). Третьей фазой программы развития данного порта предполагается увеличение его мощности до 6 млн. TEU в год. Через названный порт осуществляется транспортировка произведенной продукции, сырьевых материалов и тяжелого машинного оборудования. Здесь пересекаются морские, железнодорожные и автомобильные транспортные маршруты и обеспечивается доставка различных грузов в страны азиатского региона, на Дальний Восток, в Россию и на север Европы. Успешная эксплуатация порта на региональном и межрегиональном уровне обусловлена тем, что здесь реэкспортные поставки товаров осуществляются без каких-либо формальностей, созданы условия для транзита грузов и обеспечено свободное участие иранских и иностранных граждан в совместных инвестиционных проектах. Порт Шахид Реджаи выступает в качестве основных ворот для экспортных и импортных поставок иранской продукции. В настоящее время на порт приходится около 45% от всего товарооборота страны, осуществляемого с помощью морского транспорта.
От порта
Имам Хомейни начинаются самые короткие железнодорожные пути и автомобильные дороги, которые ведут на Кавказ. Также порт находится на кратчайшем расстоянии от иракской Басры. Порт Имам Хомейни относится к числу крупных иранских портов, в которых на самом высоком уровне соблюдаются требования безопасности Международной морской организации. В порту с целью удовлетворения требований владельцев грузов и повышения качества оказываемых услуг ведется строительство зерновых терминалов. Площадь порта составляет 1,1 тыс. га. Между ним и многими торгово-промышленными, сельскохозяйственными, нефтяными и нефтехимическими центрами установлено железнодорожное и автомобильное сообщение. Порт располагается по соседству со свободной экономической зоной «Эрвенд» и через него проходят транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад». Порт способен обрабатывать все типы общих, навалочных, жидких и контейнерных грузов.
Порт
Хорремшахр занимает стратегически важное положение на границе Ирана и Ирака на транспортных коридорах «Север-Юг» и «Восток-Запад». В настоящее время в порту создаются условия для захода судов водоизмещением до 5 тыс. тонн, строятся крытые склады общей площадью в 13 тыс. кВ. м, 7 грузовых причалов, 2 пассажирских причала, ведется строительство самого современного пассажирского терминала. Вместе с тем, порт Хорремшахр считается вторым по значимости после порта Шахид Реджаи контейнерным портом страны.
К преимуществам порта
Бушер с точки зрения транзита грузов относится наличие выхода в международные воды, близость к странам Персидского залива, выход на другие транспортные коммуникации страны, наличие аэропорта, таможенной и портовой администрации, достаточно большая глубина воды у берегов. В частности, в порту недавно были проведены дноуглубительные работы, и реализованный в нем проект позволил принимать суда водоизмещением до 30 тыс. тонн, хотя еще недавно такие суда не могли заходить туда. Пропускная способность порта составляет 5 млн. тонн грузов в год.
Порт
Асалуйе находится в 270 км от Бушера и является одним из старейших портов провинции Бушер. Портовый комплекс «Парс» состоит из двух гаваней и в нем насчитывается 25 причалов, минимальная глубина которых — 11 м, а максимальная — 20 м. Порт способен принимать суда водоизмещением до 80 тыс. тонн. В первой гавани портового комплекса построено 10 причалов общей длинной 2,6 тыс. м. Во второй гавани построено 15 причалов, длина каждого из которых равняется 300 м. Проектная пропускная способность портового комплекса составляет 40 млн. тонн грузов в год. Все это делает его одним из крупнейших морских портов в Персидском заливе. Среди других возможностей комплекса — способность одновременно принимать до 25 судов, возможность разгружать сверхтяжелые грузы (более 1 тыс. тонн), способность принимать суда с осадкой до 18 м и водоизмещением до 80 тыс. тонн, наличие двух крупных контейнерных терминалов, наличие открытых площадок и крытых помещений для хранения грузов, наличие специализированных причалов для нефтеналивных судов, наличие рампы для спуска на воду судов.
Через порт
Шахид Бахонар, находящийся в черте г. Бендер-Аббас, постоянно ведется активная работа на уровне провинции и региона. Порт имеет выход в международные воды через Персидский залив и находится в непосредственной близости от международной железнодорожной сети и международных транспортных коммуникаций, от свободных экономических зон «Киш» и «Кешм» и торговых портов Персидского залива. Все это делает уникальным положение порта Шахид Бахонар. В настоящее время Шахид Бахонар — единственный пассажирский порт, в котором имеется специальный пассажирский причал и построен крупнейший в стране, оборудованный по последнему слову техники пассажирский терминал.
Управление порта
Абадан осуществляет руководство тремя портами — Абадан, Чуэбеде и Эрвендкенар, каждый из которых имеет свои особенности. Порт Абадан находится в непосредственной близости от Абаданского нефтеочистительного завода, который считается крупнейшим заводом подобного типа на Ближнем и Среднем Востоке, от железной дороги, аэропорта и автотрассы Ахваз — Абадан. Порт Чуэбеде располагает двумя бетонными причалами и в связи с особенностями реки Бахманшир способен принимать суда водоизмещением до 200 тонн. Кроме этого, порт имеет все возможности для экспорта продуктов питания, фуража и животного скота.
Порт
Чабахар находится в восточной части Ормузского пролива рядом со свободной торгово-промышленной экономической зоной «Чабахар», имея стратегическое значение, что обусловлено близостью судоходных линий, ведущих в Африку, Азию и Европу. Поэтому порт Чабахар по праву считается воротами в страны Центральной Азии и соседние с Ираном государства. В портовом комплексе располагаются такие крупные портовые сооружения, как Шахид Бехешти и Шахид Калантари. Важной особенностью порта является то, что вода у самой береговой линии имеет большую естественную глубину. Эта особенность наряду с коммерческими преимуществами порта становится основным фактором развития в свете будущих перспектив, связанных с созданием восточного транзитного коридора на территории Ирана, который ориентирован на Афганистан и страны, со всех сторон окруженные сушей, такие как Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан.
Порт
Энзели в юго-западной части Каспийского моря — один из старейших иранских портов. В настоящее время в порту насчитывается 10 причалов с глубиной воды у причальных стенок в 5,5 м., и у этих причалов могут одновременно пришвартовываться 12 судов.
Порт
Ноушахр является ближайшим к Тегерану иранским портом на Каспийском море. Расстояние до столицы страны составляет всего 215 км. Порт способен принимать суда с осадкой до 5 м. Общее количество причалов — 8.
Порт
Амирабад — самый крупный иранский морской порт, находящийся на южном берегу Каспийского моря. Он может стать ключевым звеном при формировании коридора «Север-Юг». Все причалы порта имеют железнодорожные подъезды, соединенные с железнодорожной сетью Ирана, и строительство причала для железнодорожных паромов создаст весьма благоприятные условия для того, чтобы полностью замкнуть цепь, связывающую порт Амирабад с коридором «Север-Юг». На территории порта находится специальная экономическая зона «Амирабад». На сегодняшний день порт способен обрабатывать порядка 10 млн. т. в год. Площадь порта составляет 1060 га. Общая протяженность причальных стенок 1800 м. Расстояние до Тегерана 300 км.
На побережье Каспийского моря в провинции Гилян в 2012 г. была открыта первая очередь порта
Астара. Порт в Астаре, находящийся на маршруте международного транспортного коридора «Север-Юг», представляет собой первый в Иране частный многоцелевой морской порт, который служит связующим звеном между тремя континентами — Европой, Азией и Африкой. В частности, через него проходит новый транзитный маршрут для поставок пшеницы из Казахстана и России в страны Африки и Юго-Восточной Азии. На данный момент в порту обрабатывается до 600 тыс. т. грузов в год. К числу его важных преимуществ относится близость к портам в Баку, Астрахани, Махачкале и Оле.
В Иране также функционирует международный железнодорожный маршрут
Мешхед-Серахс-Теджен (Туркменистан). В 2014 году был введен в эксплуатацию коридор Казахстан-Туркменистан-Иран (Узень — Беркет — Этерек -Инчебурун -Горган) в рамках МТК «Север-Юг», что открывает возможность более быстрой транспортировки грузов по железной дороге из Уральского и Сибирского регионов России к берегам Персидского залива, а также в обратном направлении. Обратится за консультацией и осуществлением перевозок можно по ссылке: (https://alts.ru/services/logistika/?yclid=404 041 990 996 111 428 084)
Основные рекомендации по экспорту продукции в ИранВ настоящее время создаются благоприятные возможности для более активного участия российских предприятий на иранском рынке. Правительство Ирана крайне заинтересовано в появлении на иранском рынке новой продукции, новых современных технологий. Создание новых предприятий приветствуется и поддерживается руководством страны, как способствующее появлению новых рабочих мест, оказывающее положительное влияние на внутренний рост экономики страны. Для создания первоначального видения перспектив работы на иранском рынке российским инвесторам необходимо иметь первоначальное представление о существующих правовых аспектах ведения производственной и предпринимательской деятельности на территории Ирана.
Для создания благоприятных для иностранных инвесторов условий постоянно совершенствуется законодательная и нормативно-правовая база.
Так, в 2008 году был внесены изменения в закон «О поощрении и защите иностранных инвестиций», которые сняли ряд ограничений по формам участия иностранного капитала, по размерам максимальной доли иностранных участников в совместных предприятиях, срокам репатриации прибыли.
В соответствии с новой редакцией закона об иностранных инвестициях появилась возможность создания коммерческих предприятий практически со стопроцентной долей участия иностранного капитала.
Важным для российского участия на иранском рынке и создания совместных предприятий моментом в новом законодательстве стала отмена ограничений на инвестирование иностранными государственными компаниями.
Совместные предприятий с иностранным капиталом могут регистрироваться даже без разрешения комиссии по иностранным инвестициям министерства экономики, а также, что имевшееся ранее ограничения по размеру доли иностранного участника в совместном предприятии сняты (ранее доля не могла быть больше 49% от совместного капитала).
Общие правила регистрации юридических лиц на территории Ирана регламентируются законом «О регистрации коммерческих предприятий»,
от 1 июня 1931 года (с изменениями и дополнениями), а также инструкциями об исполнении данного закона, прочими подзаконными актами.
Любая иностранная компания может зарегистрировать на территории Ирана представительство для представления интересов головного предприятия, проведения исследования рынка, проведения переговоров. Представительство иностранной компании не может осуществлять коммерческую деятельность. В то же время оно освобождается от уплаты налогов на свою деятельность.
Регистрация российского предприятия осуществляется лицом, имеющим право подписи соответствующих документов в Иране от имени предприятия, либо полномочным представителем этого лица. Для регистрации иностранного (совместного) предприятия в Регистрационную палату Тегерана
должны быть предоставлены следующие документы:
— заявление о регистрации;
— один заверенный экземпляр устава предприятия;
— один заверенный экземпляр доверенности представителя предприятия на территории Ирана.
— заверенные копии учредительных документов предприятия (учредительного договора, свидетельства о внесении записи о регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц РФ, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах РФ (ИНН)
Для подтверждения соответствия документов действующему законодательству РФ, данные документы должны быть заверены Торгово-промышленной палатой России или торгово-промышленной палатой любого из субъектов РФ либо Министерством юстиции РФ. Печать учреждения, заверившего подлинность данных документов, подтверждается консульским отделом посольства Ирана в РФ или Генконсульствами ИРИ в Астрахани и Казани. После этого печать консульского отдела должна быть заверена Министерством иностранных дел ИРИ. Также все указанные документы, составленные за пределами Ирана, должны быть официально переведены переводчиками Министерства юстиции Ирана либо переводчиками ТПП России.
Заявление о регистрации российского предприятия на территории Ирана должно быть составлено на персидском языке и
содержать следующие сведения:
— полное наименование предприятия;
— указание организационно-правовой формы предприятия;
— адрес местонахождения головного подразделения предприятия;
— государственная принадлежность предприятия;
— размер уставного капитала предприятия на день подачи заявления;
— последняя балансовая сверка предприятия, составленная на основании действующего законодательства;
— указание даты и места регистрации предприятия, подающего данное заявление, а также наименование компетентного органа, осуществившего регистрацию;
— вид производственной, коммерческой или финансовой деятельности предприятия;
— имя полномочного представителя предприятия на территории Ирана;
— местонахождение филиалов предприятия на территории Ирана;
— имя и адрес лица или лиц компетентных для получения всех соответствующих уведомлений.
Копии устава предприятия, доверенности полномочного представителя (представителей), а также последней балансовой сверки должны быть заверены в головном подразделении предприятия лицом, имеющими право подписи документов от имени предприятия. Подписи заверяются указанными выше компетентными органами РФ и консульскими службами Ирана в России, или же консульскими службами РФ в Иране.
В Регистрационной палате Тегерана делается запись о регистрации иностранного предприятия в порядке очередности подачи заявлений о регистрации.
После регистрации иностранного предприятия иранцы выдают предприятию свидетельство о регистрации, содержащее следующие сведения:
— полное наименование предприятия;
— указание на организационно-правовую форму предприятия;
— адрес местонахождения головного подразделения предприятия;
— государственную принадлежность предприятия;
— размер уставного капитала предприятия на день подачи заявления о регистрации;
— указание даты и места регистрации предприятия, подающего данное заявление, а также наименование компетентного органа, осуществившего регистрацию;
— вид производственной, коммерческой или финансовой деятельности предприятия;
— дату регистрации;
— подпись руководителя Регистрационной палаты Тегерана.
В течение одного месяца после регистрации иностранного или совместного предприятия Регистрационная палата должна за счет данного предприятия поместить извещение о регистрации в газете «Рузнамерасми» или в одной из ежедневных газет Тегерана, определенных Министерством юстиции ИРИ. Данное извещение должно содержать следующие сведения:
— краткое изложение устава вновь создаваемого предприятия;
— имя полномочного представителя (представителей) иностранного предприятия на территории Ирана;
— имена лиц, обладающих правом подписи;
— имя лица, компетентного для получения всех извещений, касающихся деятельности предприятия.
Иностранные и совместные предприятия после регистрации получают правоспособность юридического лица и могут осуществлять свою деятельность в соответствии с законами и другими нормативно-правовыми актами на территории Ирана. Любая компания, зарегистрированная в Иране, основная деятельность которой осуществляется на территории этой страны, считается иранской (ст. 1 закона «О регистрации коммерческих предприятий»).
Чрезвычайно полезна при поездке в Исламскую Республику Иран информация Консульского департамента МИД России, размещенная по адресу:
http://www.kdmid.ru/info.aspx?lst=info_wiki&it=/Obshchiye%20elementy%20povedeniya.aspx