ОБЗОРЫ СТРАН
Казахстан
  • Столица: Нур-Султан
  • Территория: 2 724 195 км кв.
  • Население: 18 671 900 чел.
  • ВВП: 534 271 млрд. долл. США
  • Национальная валюта: тенге
  • Официальный язык: казахский, русский

Выход на рынок Казахстана: подробности для участников ВЭД

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в Казахстан продукции

В настоящее время государственная внешнеторговая политика Республики Казахстан (далее — РК) осуществляется в первую очередь, посредством таможенно-тарифного регулирования и методов нетарифного регулирования. Юридический порядок внешнеторгового регулирования в РК предусмотрен в Законе «О регулировании торговой деятельности» от 12.04.2004 г. № 544-II (с внесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2018 г.) (http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000544_), другими нормативными и правовыми актами.

Он устанавливает принципы и организационные основы ее государственного регулирования. Его анализ показал, что в нем имеется множество отсылочных норм закона, касающихся: правил осуществления внутренней торговли; государственного регулирования цен; требований по организации оптовой торговли; порядка розничной торговли вне торговых мест; установления таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары; запрета на ввоз (вывоз) отдельных видов товаров; установления тарифных квот; государственной монополии на отдельные виды товаров; установления защитных мер; порядка проведения аукционной, комиссионной, приграничной электронной и биржевой торговли; отдельных требований к субъектам торговой деятельности; разрешения споров; определения ответственности за нарушение Закона.

Основной целью Закона является совершенствование системы регулирования торговой деятельности, защита и продвижение экономических интересов Республики Казахстан во внешнеторговой деятельности, а также обеспечение поддержки и доступа отечественных товаров на внешние рынки. Закон направлен на системное регулирование внешней и внутренней торговли, в нем предусмотрены нормы по содействию развития торговой деятельности. В целях регулирования внешней торговли в Законе предусмотрены изменения и дополнения в целях приведения в соответствие с международно-правовыми актами, принятых в рамках Таможенного союза. Определены меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В целях защиты внутреннего рынка в проект закона внесена норма по количественному ограничению экспорта и импорта товаров. Особое внимание уделено вопросам продвижения экспорта казахстанских товаров.

Таким образом, совершенствование законодательства в сфере регулирования торговой деятельности будет способствовать интеграции в мировую торговую систему, экспортному продвижению казахстанских товаров и развитию внутренней торговли.

Нормы Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (с изменениями от 04.07.2018 г.) (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39 082 703) также приведены в соответствие с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и принятых международных соглашений путем дублирования с раскрытием отсылочных норм детализированными и систематизированными положениями на национальном уровне. Данный факт позволяет создать удобный в применении для участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов нормативный правовой акт, а также исключить использование большего количества актов таможенного законодательства, которое, в свою очередь, может привести к их противоречивому и неверному толкованию.

Таким образом, совершенствование казахстанского законодательства в сфере регулирования торговой деятельности будет способствовать интеграции в мировую торговую систему, экспортопродвижению казахстанских товаров и развитию торговли.

Особенности таможенного контроля при ввозе пищевой и сельскохозяйственной продукции на территорию Казахстана

Проводимая в стране таможенно-тарифная политика формируется в первую очередь, исходя из национальных экономических приоритетов, с учетом уровня развития и потенциала перерабатывающего сектора экономики и нацелена на повышение конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг.

В силу Закона Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2018 г.) к мерам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Казахстан относится применение: 1) таможенных пошлин; 2) тарифных льгот; 3) тарифных преференций; 4) тарифных квот.

Действующие в Казахстане ставки импортных таможенных пошлин призваны обеспечить равные, а зачастую более благоприятные конкурентные условия для казахстанских производителей, что позволяет Правительству Республики Казахстан стимулировать развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего секторов экономики, что в свою очередь, влечет прогрессивные структурные изменения в экономике республики.

Министерством национальной экономики ведется планомерная работа по изменению ставок импортных таможенных пошлин с учетом географии импорта и производственного потенциала республики на основе проектов и программ по диверсификации экономики страны.

В связи со вступлением Казахстана в Таможенный союз, его основным составляющим элементом стал Единый таможенный тариф и единая торговая политика в отношении третьих стран, что создает предпосылки для устранения административных барьеров в движении товаров между странами Таможенного союза.

Во избежание негативного влияния повышения таможенных пошлин на деятельность казахстанских предприятий, использующих в производстве сырье из третьих стран, или потребителей тех товаров, производство которых планируется развивать, Казахстан оставил за собой право применять более низкие ставки таможенных пошлин на импорт порядка 400 товаров в течение переходного периода.

Так, переходный период принят в отношении наиболее чувствительных товаров, к которым относятся лекарственные средства и медицинское оборудование, сырье для нефтехимической отрасли, некоторые виды изделий из алюминия, целлюлоза, бумажная продукция, инструменты и др.

Также, в отношении ряда товаров, по которым было предусмотрено применение переходного периода (лекарственные средства, медицинское оборудование, сырье для нефтехимической, бумажной отраслей и др.) была проведена работа по их оптимизации с целью создания эффективного механизма администрирования в условиях отсутствия таможенных границ между тремя странами.

В то же время, в отношении товаров, в импорте которых заинтересовано Правительство Казахстана из дальнего зарубежья, предусмотрены механизмы по освобождению таможенных пошлин. Предусматривается освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и (или) материалов для юридического лица, реализующего инвестиционный проект или инвестиционный стратегический проект в рамках инвестиционного контракта, в соответствии с законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Республики Казахстан. Освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования и комплектующих к нему предоставляется на срок действия инвестиционного контракта, но не более 5 лет с момента регистрации инвестиционного контракта.

Торговые ограничения
В целях недопущения критического недостатка и роста цен на внутреннем рынке Казахстана Правительство республики вынесены следующие нормативные акты, такие как:

Постановление Правительства Республики Казахстан от 05.12.2011 г. № 1461 «Об утверждении Правил запрета, приостановления или изъятия из обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2012 года № 969 «О введении запрета на пользование сайгаками, их частями и дериватами на всей территории Республики Казахстан до 2020 года, кроме использования в научных целях».

Помимо этого, с целью охраны здоровья граждан и территории Республики Казахстан от завоза инфекционных и паразитарных заболеваний, а также потенциально опасных для здоровья человека продукции Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2267 установлены Правила запрета на ввоз, а также на производство, применение и реализацию на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности.

Кроме того, внутренняя торговля в пределах единой таможенной территории Таможенного союза регулируется следующими документами: Соглашением о создании Таможенного союза, Соглашением об антидемпинговых и компенсационных мерах, Соглашением о косвенных налогах и другими соглашениями, а также законами стран-членов Таможенного союза, при условии их соответствия соглашениям Таможенного союза.

Следующим важным этапом в интеграционном процессе стало подписание 29 мая 2014 года в Астане президентами России, Белоруссии и Казахстана Договора о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015 года, в рамках которого в дополнение к свободе движения товаров в рамках Таможенного союза, создаются условия для свободного передвижения на территории трех стран услуг, капитала и трудовых ресурсов.


Процесс сертификации
Сертификация продукции в Казахстане проходит согласно требованиям об обеспечении защиты граждан страны от некачественных (опасных) продуктов, поступающих на торговые прилавки. Оценка соответствия товаров основана на:

— законе № 603-II ЗРК РК «О техническом регулировании» от 9.11.2004 года;(https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1 051 485#p…)
Правительственном Постановлении Р К № 367от 20.04.2005 года «Об обязательном подтверждении качества продукции в Республике Казахстан» ;(https://www.alta.ru/tamdoc/05kz0367/)
— техрегламенте «Процедуры подтверждения соответствия»; (утвержден ПП № 90) и иными регламентами;(http://adilet.zan.kz/rus/docs/P080000090_)
— стандартах РК (СТ РК), в сфере оценки соответствия; (https://isoexpert.kz/gost-rk-ili-st-rk/)
— других нормативно-правовых актах.

Обязательная сертификация продукции в Казахстане

Обязательная проверка качества предусмотрена для всех категорий продукции, включенных в Перечни П П № 367 или Списки товаров, требующих оценку в рамках техрегламентов ТС.

Оценка соответствия может осуществляться двумя методами:

сертификация;
декларирование.

Процедура обязательной сертификации построена на выполнении обязательного комплекса требований, который может включать различного-рода методики и мероприятия, позволяющие объективно оценить качество продукции и убедиться в ее безопасности.
Нужно помнить, что в том случае, если продукция подлежит проведению обязательного процесса сертификации перед ее поступлением на рынок страны, то получать разрешительную документацию необходимо каждому предпринимателю, деятельность которого связана с оборотом таких изделий. Без оформления декларации или сертификата, товар не может быть реализован покупателям на законных основаниях. Нарушение данного законодательства влечет за собой штрафные санкции, установленные Законами страны.

Добровольная сертификация продукции
Вся продукция, к которой нормативными актами не предъявляются обязательные меры в форме сертификации, может пройти оценку качества в добровольной системе оценки. Основным плюсом довольной проверки является повышение конкурентоспособности продукции на рынке страны, за счет заинтересованности покупателей в действительно качественных и безопасных продуктах. Преимущества добровольного метода сертификации товаров в Казахстане:

выход на новые рынки сбыта;
увеличение потребительского спроса;
заключение договоров и контрактов с государственными компаниями;
использование сертификата качества в рекламных целях;
подтверждение отдельных характеристик изделий в бланке гос. сертификата.

Несмотря на то, что добровольная проверка обязана проводиться по всем правилам и требованиям системы сертификационной оценки, она пользуется большой популярностью у предпринимателей. Это обусловлено тем, что при выборе продукта, покупатель часто обращает внимание на то, если ли официальное подтверждение качества изделия и имеются ли на него все необходимые разрешительные документы. Поэтому при покупке, потребитель все чаще выбирает сертифицированную продукцию.

В Казахстане неукоснительная оценка качества поступающих на рынок товаров проводится в разных системах. Необходимость составления конкретного разрешения зависит от типа заявленной Вами продукции и ее назначения. Полученный сертификационный документ указывает на полное соответствие изделия утвержденным в РК нормативам.

Обязательная сертификация товаров по ТР ЕАЭС

Большая часть продукции, попадающей на прилавки Казахстана, является объектом действующих в Евразийском экономическом союзе техрегламентов. Таким образом, казахстанским производителям и импортерам чаще всего следует составлять сертификат/декларацию по ТРТС.

Утвержденные в ЕАЭС технические регламенты регулируют весь спектр нормативов и стандартов относительно подконтрольной продукции, включая:

Условия хранения и перевозки подконтрольных товаров;
Правила оценки соответствия;
Требования к утилизации;
Порядок маркировки и упаковки;
Правила обращения;
И другое.

Полученная на основании международных техрегламентов разрешительная документация действует на территории всего Союза.
Обязательная сертификация продукции ГОСТ К

Товары, не попадающие под действие ТР ЕАЭС и вошедшие в перечень 367-го Указа Правительства Казахстана, сертифицируются на основании национальных стандартов (ГОСТ К). Национальная система сертификации РК действует параллельно с системой оценки качества продукции ЕАЭС. Однако из-за постоянного утверждения новых техрегламентов национальные стандарты постепенно упраздняются.

Обязательная сертификация продукции ГОСТ К проводится для импорта и изготовления конкретных изделий. Полученная в этой системе документация применяется исключительно на территории республики.

Обязательная сертификация в Казахстане: дополнительные разрешения

Сертификация товаров в некоторых случаях предусматривает и оформление дополнительных разрешений:

Свидетельства госрегистрации — действующего в ЕАЭС санитарно-эпидемиологического сертификата;
Сертификатов ИСО;
Пожарного свидетельства;
И так далее.

Составлять дополнительные разрешения Вам необходимо до подачи документов на основную сертификацию продукции.

Помощь с осуществлением сертификации может оказать организация «АстанаТест» (http://astanatest.kz/kontakty/). Компания имеет государственную аккредитацию и является крупнейшей в Казахстане.
Экономика Казахстана
Логистические маршруты поставки продукции в Казахстан
Виды налогов, уплачиваемых компаниями-экспортерами в Казахстане

Ставки импортных и экспортных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, утверждены Кодексом Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (с изменениями от 04.07.2018 г.)( https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39082703). В соответствии с ним применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные - начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические - начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные - сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Установлена классификация товаров при осуществлении ВЭД по 10-значной товарной номенклатуре, основанной на Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

При осуществлении торгово-политических отношений РК с иностранными государствами предусмотрены тарифные преференции, предоставляемые Казахстаном в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления квот в отношении товаров происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся национальной системой преференций РК.

Товары, ввозимые и вывозимые из стран СНГ-участниц многостороннего Соглашения о зоне свободной торговли и стран-членов ЕврАзЭС, также освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

В соответствии с налоговым законодательством при импорте товаров на территорию Казахстана предусмотрены отчисления в бюджет в виде налога на добавленную стоимость (НДС). Ставка НДС по облагаемому импорту равна 12% от размера облагаемого импорта. В части экспорта, оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке.

Действующие на текущий момент нормативно-правовые акты о таможенно-тарифной политике размещены на сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org).

Логистические маршруты поставки продукции в Казахстан

Геополитическая роль Республики Казахстан, то есть роль транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется ее расположением в центре евразийского континента. Она расположена на стыке Европы и Азии, благодаря чему обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой - территория Республики Казахстан расположена на направлении сухопутного моста для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами – странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии. По территории Казахстана проходят сформированные на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры несколько международных транспортных коридоров, которые позволяют значительно сократить расстояние в сообщении Восток-Запад и сроки доставки грузов. Все эти транспортные маршруты относительно новые, активно развиваться начали в 90-е годы. Они позволяют значительно сократить расстояние и сроки доставки грузов в сообщении Восток – Запад.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 21.07.2011 г. № 118 «Об утверждении Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года» (с изменениями от 25.08.2015 г.) в указанный период в стране предстоит завершить реконструкцию шести основных международных транзитных коридоров, интегрированных в европейские и азиатские системы автодорог:

Ташкент - Шымкент - Тараз - Алматы - Хоргос и Шымкент - Кызылорда - Актобе - Уральск - Самара, которые вместе составляют казахстанскую часть автодороги «Западная Европа - Западный Китай»;

Алматы - Караганда - Астана - Петропавловск;
Астрахань - Атырау - Актау - граница Туркменистана;
Омск - Павлодар - Семей - Майкапчагай;
Астана - Костанай - Челябинск - Екатеринбург.

К 2020 году в республике должна быть сформирована современная система транспортировки грузов и перевозки пассажиров, при которой все виды транспорта будут дополнять друг друга, обеспечивая высокую эффективность всего транспортного комплекса. Технологическое взаимодействие между видами транспорта будут обеспечивать транспортно-логистические центры (далее - ТЛЦ), которые появятся в местах пересечения важнейших транспортных путей, связывающих крупные города Казахстана и обеспечивающие выход на внешние рынки.

Формирование ТЛЦ будет осуществляться по направлениям «Восток-Запад» и «Север-Юг» путем развития следующих опорных точек:

«Восточные ворота» (станция «Достык», участок дороги Достык - Актогай, МЦПС «Хоргос», участок дороги Сарыозек - Хоргос, грузотранспортный потенциал аэропортов городов Алматы и Семея).

«Западные ворота», с созданием ТЛЦ в городах Актобе, Уральска, Актау и реконструкцией аэропортов в городах Актау и Атырау, порта Актау, строительством портовой инфраструктуры в пунктах Курык и Баутино.

«Центральный узел» в городе Астане. ТЛЦ в городе Астане будет включать в себя три ТЛЦ класса «А» на территории индустриального парка.

«Северные ворота». Формирование ТЛЦ в городе Петропавловске предполагает создание «сухого порта» в рамках международного центра приграничного сотрудничества Курган (Российская Федерация) - Петропавловск (Республика Казахстан).

«Южные ворота» (формирование ТЛЦ в городах Алматы, Шымкенте) позволит решить вопросы дефицита терминального парка в городах Алматы, Шымкенте - путем строительства ТЛЦ, соответствующих международным стандартам с применением современных информационных систем и технологий.

Таким образом, проект будет обслуживать три главных маршрута грузоперевозок: Китай – Центральная Азия, Китай – Казахстан, Китай – Россия – Западная Европа. Также будут использоваться дополнительные маршруты – Китай – Узбекистан и Узбекистан – Россия, а также маршрут Россия – космодром Байконур.
Основные рекомендации по экспорту продукции в Казахстан

Республика Казахстан – уникальная страна, сочетающая в себе элементы европейской и азиатской ментальности, что накладывает свой отпечаток на все сферы жизни, в том числе и на бизнес. Российские предприниматели, ведущие свой бизнес в Казахстане, отмечают дружелюбность, открытость, радушие, гостеприимство, щедрость казахстанцев. Еще одной особенностью является уважение к иностранным гражданам, особенно россиянам. Сделанное человеку добро помнится долго. Вызывает уважение готовность предоставить помощь и поддержку, иногда даже в ущерб личному времени, глубокое уважение к старшим, почитание семейных ценностей.

В плане ведения бизнеса особую роль играет более прогрессивное налоговое законодательство по сравнению с Россией и очень динамично развивающаяся экономика, которая дает больше возможностей для роста и развития компании, а также для личного и карьерного роста.

С другой стороны, чрезвычайно большую роль в деловых отношениях имеют родственные связи. Иногда вызывает недоумение российских бизнесменов медлительность казахстанских партнеров в некоторых ситуациях, когда необходимо быстрое реагирование, их нежелание брать полную ответственность за проект. Отмечается сложность в распределении полномочий в казахстанских компаниях. Кроме этого, на реализацию российских проектов накладываются специфические ограничения, связанные с сырьевой направленностью казахстанской экономики, дефицитом квалифицированных кадров, чувствительной разницей в организации бизнеса в столице и регионах.

Торговая политика Казахстана является составной частью государственной экономической политики и заключается в реализации комплекса мер, направленных на регулирование сектора внешней и внутренней торговли.

Регулирование торговой политики Республики Казахстан основывается на основании норм Конституции Республики Казахстан; Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»; Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»; Гражданского кодекса Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан, отдельных постановлений Республики Казахстан, а также международных договорах, участником которых является Казахстан.

Основными направлениями торговой политики Республики Казахстан являются:

1) повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
2) защита потребителей и создание условий для развития организованной торговли.

Основополагающим национальным законодательным актом в сфере торговой деятельности является Закон Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности», основной целью которого является совершенствование системы регулирования торговой деятельности, защита и продвижение экономических интересов Республики Казахстан во внешнеторговой деятельности, а также обеспечение поддержки и доступа отечественных товаров на внешние рынки.

В настоящее время государственная внешнеторговая политика осуществляется в первую очередь, посредством таможенно-тарифного регулирования и методов нетарифного регулирования.

Самые экспортируемые в Казахстан товары в 2017 году;

1. Продукты химической промышленности (Медикаменты)
2. Высокотехнологические продукты
3. Нефтепродукты
4. Автомобили и запчасти
Реклама в Казахстане имеет еще несколько особенностей, связанных с общей экономической ситуацией в республике.

Поскольку на внутреннем потребительском рынке преобладают товары зарубежного производства, то, как следствие, подавляющее большинство рекламных обращений является рекламой товаров иностранного производства. Эта реклама, косвенным образом является международной рекламой, так как в конечном итоге она стимулирует продвижение на отечественный рынок импортной продукции. Проанализировав рекламные объявления в средствах массовой информации, мы пришли к следующим результатам: реклама отечественных товаров и услуг не превышает 40% общего объема газетной рекламы, и составляет менее 25% рекламы на телевидении.

Говоря о преобладании на казахстанском рекламном рынке международной рекламы, следует разделить ее на две группы:

- собственно международная реклама иностранных производителей, рассчитанная на казахстанских потребителей всех категорий. К такой рекламе можно отнести сбытовую деятельность на казахстанском рынке таких компаний, как «Nestle», «Wrigles», «Procter & Gamble»;

- имиджевая реклама казахстанских коммерсантов, призывающая совершить покупки в данном магазине, у данного торговца, у данной фирмы. К этой группе относится реклама компаний «Бутя», «Астана-моторз» и другие. Данный вид рекламы опять-таки стимулирует сбыт товаров зарубежного производства.

Если говорить о состоянии современного рынка рекламы в Казахстане, то следует отметить еще одну важную особенность, а именно то, что он весьма ограничен.

Характерной чертой рекламного рынка Казахстана является то, что основная рекламная деятельность сосредоточена в городах и прилегающих к ним сельских территориях. Это обусловлено тем, что из-за лучшего материального положения жителей городов и пригородов по сравнению с жителями сельских районов городское население является самой активной категорией покупателей и городские рынки более емкие, нежели сельские. Таким образом, можно сказать, что рекламная деятельность в республике активизируется, в основном внутри крупных и средних городов, в областных и районных центрах.

Ограниченность емкости рекламного рынка порождает жесткую конкуренцию между рекламными агентствами, средствами рекламной коммуникации и рекламопроизводителями за потенциальных потребителей их услуг. Следствием данной борьбы, которая ведется, в основном, на ценовой основе, является низкая стоимость рекламных услуг в республике.

Низкий уровень цен на рекламные услуги имеет ряд негативных аспектов как для рекламных агентств, так и для потребителей. Во-первых, низкие цены на рекламу делают ее доступной для каждого хозяйствующего субъекта. На потребителей ежедневно обрушивается поток рекламной информации, которая в силу неконтролируемости рекламного рынка является зачастую лживой, недостоверной и недобросовестной. А это влечет за собой прямой ущерб для потребителей. Во-вторых, очень низкий уровень цен на рекламу понижает уровень прибыли рекламопроизводителей и рекламораспространителей, делая рекламный бизнес менее рентабельным, снижает обороты капиталов в сфере рекламы, что значительно тормозит развитие рекламного рынка в целом. До тех пор, пока цены на рекламную продукцию будут оставаться на недопустимо низком уровне, эта сфера предпринимательской деятельности не будет иметь перспектив для качественного роста и будет ограничиваться лишь экстенсивным развитием.

Возможности осуществления расчётов

Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле« и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В последнее время в республике большое внимание уделяется Концепции либерализации валютного режима, инициированной Национальным Банком Республики Казахстан. Так, в соответствии с нормами Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 года № 57-III «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2018 г.), были осуществлены следующие изменения: - отменено требование репатриации валюты по экспортно-импортным сделкам в установленный срок, срок репатриации определяется, исходя из условий контракта; - отменен режим лицензирования по операциям, связанным с движением капитала, открытием счетов за рубежом, инвестициям за границу и операции с ценными бумагами, установлены требования по предоставлению информации в рамках режимов регистрации и уведомления; - введена новая упрощенная схема экспортно-импортного валютного контроля, в которой упрощены процедуры паспортизации внешнеторговых сделок, исключены излишние административные барьеры и элементы бюрократического бремени; - сняты ограничения на цели покупки иностранной валюты юридическими лицами-резидентами. С начала 2007 года валютный контроль осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Контроль за соблюдением порядка осуществления платежей и переводов денег по валютным операциям на основе информации, представляемой при осуществлении валютных платежей и переводов через уполномоченные банки, для целей финансового мониторинга.
2. Контроль за репатриацией валютной выручки по экспорту и неиспользованного аванса по импортным операциям (экспортно-импортный валютный контроль) в сроки, которые определяются экспортером или импортером самостоятельно, исходя из условий внешнеторгового контракта.
3. Контроль за своевременным и достоверным предоставлением сведений в рамках режимов валютного регулирования - регистрации и уведомления - в целях получения информации о характере и природе проводимой сделки. Переход к полной конвертируемости тенге с 01.01.2007 г. создал условия для того, чтобы тенге стал свободно-конвертируемой валютой.

С 01.07.2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, который изменил правила ввоза товаров из-за рубежа в страны ТС. 30.01.2012 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» за № 389 (далее - Договор). Договор, подписанный главами государств-участников Таможенного союза 05.07.2010 г. в г. Астане, устанавливает единый порядок для ввоза или вывоза физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через границы государств-участников Таможенного союза в третьи страны. Для граждан Республики Казахстан принятый Договор дал следующие преимущества в сравнении с действовавшим порядком: порог обязательного декларирования валюты увеличен до эквивалента 10 тысяч долларов США, перемещение наличных денежных средств, дорожных чеков и ценных бумаг между государствами-членами Таможенного союза осуществляется без ограничений, не требуется представления документов, подтверждающих легальность происхождения, при вывозе наличной иностранной валюты на сумму свыше эквивалента 10 тысячам долларов США в третьи страны.

Кроме того, 06.01.2012 г. Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» № 530-IV.

Закон разработан в целях совершенствования механизмов валютного контроля путем замены процедуры оформления паспорта сделки как документа, необходимого для таможенного оформления, на процедуру учетной регистрации контракта.

Исключение паспорта сделки необходимо для таможенного оформления, упрощения порядка осуществления резидентами отдельных видов валютных операций, уточнения процедуры режима валютного регулирования. Предусматриваются изменения и дополнения в законодательные акты: о Национальном банке, о валютном регулировании.

В целях приведения норм закона о валютном регулировании и валютном контроле в соответствии с договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 05.07.2010 г., статья 18 закона изложена в новой редакции. Так, Законом предусматривается снятие в национальном законодательстве ограничений на вывоз валюты в эквиваленте свыше десяти тысяч долларов с одновременной отменой требования о предоставлении документов.

Реализация программы либерализации в республике привела к снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных с выполнением требований валютного законодательства, к стимулированию экспансии казахстанского капитала за рубеж, к более активному использованию инструментов хеджирования рисков, связанных с изменениями курсов валют, товарных цен и процентных ставок. Таким образом, с момента приобретения независимости республикой и образования валютного рынка сделаны значительные шаги в достижении основных целей валютного регулирования, устойчивости национальной валюты и развития внутреннего валютного рынка.

В настоящее время в Республике Казахстан созданы благоприятные условия по привлечению иностранных инвестиций, значительно упрощен порядок проведения валютных операций и сокращены издержки участников ВЭД на выполнение требований валютного законодательства.

Кроме того, либерализация валютного режима в республике призвана обеспечить сокращение административного вмешательства и создать максимально выгодные условия для более активного выхода казахстанского капитала на зарубежные рынки. Вместе с тем Правительство Казахстана обращает внимание на то, что одним из обязательных условий полной либерализации валютного режима должно являться наличие системы, ограничивающей и отслеживающей операции, которые имеют признаки их нелегитимности.

Основными законодательными актами в Казахстане по вопросам валютного регулирования и валютного контроля являются:

- Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года № 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2018 г.);
- Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 года № 57-III «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2018 г.)
- Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018 г.)

Базисным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения, возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, определяет цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан является вышеупомянутый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Проверка делового партнера

Одним из способов проверки деловой репутации компании является ее участие в рейтингах, проводимых различными агентствами и изданиями экономической направленности, к числу которых можно отнести агентства «Эксперт РА Казахстан», «KzRating», журнал «Exclusive.kz» и др., которые регулярно публикуют рейтинги казахстанских компаний с лучшей репутацией.

Другим способом проверки является обращение в Торговое представительство России в Казахстане, которое на основе ответа на обращение в соответствующие органы государственной власти Казахстана даст свое заключение о надежности и деловой репутации казахстанского партнера.
Риски и возможности продвижения товара в Казахстан

Возможности:

1. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Казахстана формировались в условиях перехода от режима жесткого контроля до существенной либерализации.
2. Структурные диспропорции внешней торговли Казахстана обусловлены ориентацией экспорта на сырьевые товары при импорте готовой продукции.
3. Активная торговля с Россией
4. Участие в одних торговых союзах с Россией.
5. Лучшая транспортная доступность среди всех стран
6. Низкие таможенные тарифы

Риски:

1. Низкий показатель роста ВВП в Казахстане.
2. Снижение количества импорта в страну.
Поделиться в социальной сети: