Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в Марокко продукцииОсновными специальными нормативными актами, регламентирующими внешнеторговую деятельность Марокко, являются:
— Закон Королевства Марокко № 91−14 «О внешней торговле» (введен в действие дахиром Короля Марокко от 2 марта 2016 г. № 1−16−25);
— Постановление министерства внешней торговли № 2570−10 от 8 сентября 2010 г. «О правилах экспорта-импорта товаров»
— Постановление Министерства внешней торговли Марокко от 19 апреля 1994 г. № 1308−94 относительно списка товаров, импорт и экспорт которых имеет количественные ограничения, с поправками и изменениями от 27 января 1995 г. (постановление Министерства внешней торговли Марокко № 232−95), от 26 июня 1995 г. (постановление № 1800−95), от 15 мая 1996 г. (постановление № 971−96), от 7 октября 1998 г. (постановление № 1901−98), от 3 мая 1999 г. (постановление № 716−99), 5 апреля 2000 г. (постановление № 523−00), от 12 апреля 2001 г. (постановление № 760−01), от 16 июля 2002 г. (постановление № 1203−02), от 26 марта 2003 г. (постановление № 616−03), от 9 февраля 2004 г. (постановление № 281−04), от 24 ноября 2006 г. (постановление № 2435−06).
— Таможенный и налоговый кодекс Марокко (Code des douanes et impôts indirects, CDII);
— Всеобщий налоговый кодекс Марокко (Code général des impôts), который также содержит положения, касающиеся экспортно-импортных операций.
Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию Марокко В области внешней торговли марокканские власти применяют в целом общепринятые в мире меры тарифного и нетарифного регулирования. В рамках нетарифных мер лицензирование импорта сохранено только в отношении запрещенных к ввозу товаров (оружие, наркотические средства, яды и т. п.), а также телекоммуникационных средств, для ввоза которых требуется разрешение Национального агентства регулирования телекоммуникационного сектора (Agence Nationale de Réglementation des Télécommunications, ANRT). Другие импортные ограничения в форме получения предварительных разрешений на ввоз используются в виде временной меры, часто сезонного характера, по защите внутреннего рынка и применяются к весьма ограниченному кругу товаров (молоко, бананы, растительное масло). Практически все остальное регулирование является тарифным. В отношении экспорта лицензирование применяется только в отношении муки (кроме рисовой), древесного угля, а также предметов искусства.
Королевство Марокко последовательно проводит политику либерализации своей внешней торговли, в том числе в виде снижения или отмены таможенных пошлин, снятия количественных и других ограничений.
В отношении непродовольственных товаров (группы 25 — 99 гармонизированной системы товаров Королевства Марокко, во многом совпадающей с ТН ВЭД, действующей в ЕАЭС) действуют 4 ставки таможенных пошлин:
-2,5% - в отношении топливных и сырьевых товаров для промышленности, а также средств производства (машины, станки, оборудование, инструмент) и товаров, которые в Марокко не производятся;
-10% и 17,5% - в отношении товаров, используемых для дальнейшей переработки и изготовления готовой продукции;
-25% - в отношении готовых промышленных товаров, особенно тех, которые могут составить конкуренцию местной продукции, особенно, текстильной и кожевенной отраслей, металлургической промышленности, автопрома, мебельной и ряда других отраслей.
Максимальный размер импортной таможенной пошлины на товарные подгруппы 25 — 99 составляет 25%, тогда как еще несколько лет назад он был равен 40%.
Вместе с тем, продукция сельского хозяйства продолжает оставаться предметом более жесткого таможенного налогообложения, где величина применяемых тарифных ставок зачастую значительно превышает 25%, а по ряду позиций может доходить до 200% (например, по мясной продукции).
Информационная база Таможенно-налогового управления Министерства экономики и финансов Королевства Марокко (Administration des Douanes et Impôts Indirects) предназначена для получения данных о размерах ввозной таможенной пошлины при импорте конкретного товара в Марокко. Подробная информация о размере ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых при ввозе иностранных товаров на таможенную территорию Марокко, а также информация о физических и стоимостных объемах экспортно-импортных товарных отношений Марокко с зарубежными странами доступна на французском языке в Электронной системе интегрированных таможенных тарифов Марокко «ADIL» (Assistance au Dédouanement des Marchandises à l'Importation en Ligne / Он-лайн сопровождение импортных таможенных процедур) по ссылке (
http://www.douane.gov.ma/adil).
Конкурентная политика и политика регламентирования цен в Марокко реализуются на основании Закона от 5 июня 2000 г. № 06−99 «О свободном ценообразовании и конкуренции». Основные положения указанного законодательного акта, основываются на принципах свободы предпринимательства и ценообразования по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим экономическую деятельность на рынке Марокко. Тем не менее, государство может осуществлять регулирующие функции в случае установленной монополизации рынка, долгосрочных трудностей с организацией поставок для обеспечения внутреннего спроса какого-либо товара, в случае возможных бедствий и катастроф, а также в случае чрезмерного повышения/снижения цен на какой-либо товар.
Являясь членом Всемирной торговой организации, марокканские власти защищают свой рынок от недобросовестной конкуренции с помощью антидемпинговых и защитных пошлин, перед введением которых проводятся специальные расследования, информация о которых публикуется в открытом доступе.
Расследования, проводившиеся в последние годы, не касались российской продукции.
Отметим, что в отношении российских товаров марокканские власти не применяют торговых ограничений.
Вместе с тем, на конкурентоспособности продукции, произведенной в РФ, при ее ввозе в Марокко сказывается несколько факторов, а именно:
— наличие соглашений о зоне свободной торговли меду Марокко и 56 странами мира (включая соглашения Марокко — ЕС, Марокко — США, Марокко — Турция и др.). В рамках указанных документов промышленная продукция из указанных стран ввозится в Марокко без уплаты таможенной пошлин. В то же время, продукция из других стран (России и стран СНГ, Китая, Южной Кореи, Японии. Индии, Бразилии и т. д.) ввозится в Марокко на общих основаниях — с уплатой пошлины от 2,5% до 25% в зависимости от товара; -
— отсутствие европейских сертификатов, признаваемых в Марокко, на поставляемую продукцию (например, в автомобильной отрасли), что затягивает и затрудняет ее доступ на марокканский рынок.
Таможенные и административные меры на границеТекущая внешнеэкономическая деятельность в Марокко, включая импортные операции, осуществляется в рамках режима конвертируемости валют и не является объектом наблюдения и проверки со стороны Управления валютного контроля Королевства (Office des changes). Тем не менее, организация-импортер должна подписать т.н. «импортное обязательство» (engagement d'importation) с марокканским или аккредитованным Управлением валютного контроля иностранным банком о соответствующем оформлении всех регламентированных банковских процедур, касающихся импортной операции. Указанный документ является необходимым для оформления таможенных процедур и действителен в течение 6 месяцев с момента подписания. Для подписания «импортного обязательства» необходимо предоставить ориентировочный счет-фактуру (facture pro forma).
Импортируемые в Марокко товары должны быть оформлены с помощью детализованной Единой товарной декларации (Déclaration unique de marchandises, DUM). Декларация DUM направляется на рассмотрение в электронной форме в Таможенно-налоговое управление Марокко (Administration des douanes et des impôts indirects, ADII) с помощью Автоматизированной таможенной системы BADR (Base automatisée des douanes en réseau). Система BADR доступна (на французском языке) в сети Интернет (
http://badr.douane.gov.ma) и выполняет также функции официального информационно-консультационного ресурса по вопросам таможенного оформления экспортно-импортных операций.
В течение 48 часов после направления электронной версии декларации DUM заполненный «бумажный» экземпляр декларации должен быть предоставлен в таможенные органы Марокко. Пакет документов для таможенного оформления включает также соответствующие ввозимому товару накладные (счета-фактуры), документы на право собственности и правоустанавливающие документы, транспортные документы, упаковочные листы, свидетельство о происхождении товара, а также прочие документы, необходимые для таможенного оформления в зависимости от установленного таможенного режима.
Проверка товара таможенными службами осуществляется с помощью автоматической сортировки с отбраковкой в рамках режима о «допуске соответствующего (описанию) товара» («admis pour conforme») или «внешнего освидетельствования» («visite physique»). Около 90% контроля импортных операций осуществляется в рамках режима о «допуске соответствующего товара» на основании комплекта поданных на рассмотрение таможенных документов.