Click to order
Cart
ЗАЯВКА
Total: 
Название организации (полное)
Ваше имя (полностью)
Ваш Email
Ваш телефон
РЕГИСТРАЦИЯ
Отправьте нам контактные данные, в свободной форме опишите, чем мы вам можем помочь. Свяжемся с вами.
Опишите вашу компанию, какие услуги требуются.
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться» вы принимаете политику по обработке персональных данных.
ОБЗОРЫ СТРАН
Марокко
  • Столица: Рабат
  • Территория: 710 850 км кв.
  • Население: 33 848 242 чел.
  • ВВП: 287,9 млрд. долл. США
  • Национальная валюта: марокканский дирхам
  • Официальный язык: арабский, французский, испанский, берберский, тамазигхт
Основными специальными нормативными актами, регламентирующими внешнеторговую деятельность Марокко, являются:

- Закон Королевства Марокко № 91-14 "О внешней торговле" (введен в действие дахиром Короля Марокко от 2 марта 2016 г. № 1-16-25);
- Постановление министерства внешней торговли № 2570-10 от 8 сентября 2010 г. «О правилах экспорта-импорта товаров»
- Постановление Министерства внешней торговли Марокко от 19 апреля 1994 г. № 1308-94 относительно списка товаров, импорт и экспорт которых имеет количественные ограничения, с поправками и изменениями от 27 января 1995 г. (постановление Министерства внешней торговли Марокко № 232-95), от 26 июня 1995 г. (постановление № 1800-95), от 15 мая 1996 г. (постановление № 971-96), от 7 октября 1998 г. (постановление № 1901-98), от 3 мая 1999 г. (постановление № 716-99), 5 апреля 2000 г. (постановление № 523-00), от 12 апреля 2001 г. (постановление № 760-01), от 16 июля 2002 г. (постановление № 1203-02), от 26 марта 2003 г. (постановление № 616-03), от 9 февраля 2004 г. (постановление № 281-04), от 24 ноября 2006 г. (постановление № 2435-06).
- Таможенный и налоговый кодекс Марокко (Code des douanes et impôts indirects, CDII);
- Всеобщий налоговый кодекс Марокко (Code général des impôts), который также содержит положения, касающиеся экспортно-импортных операций.

Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию Марокко

В области внешней торговли марокканские власти применяют в целом общепринятые в мире меры тарифного и нетарифного регулирования. В рамках нетарифных мер лицензирование импорта сохранено только в отношении запрещенных к ввозу товаров (оружие, наркотические средства, яды и т.п.), а также телекоммуникационных средств, для ввоза которых требуется разрешение Национального агентства регулирования телекоммуникационного сектора (Agence Nationale de Réglementation des Télécommunications, ANRT). Другие импортные ограничения в форме получения предварительных разрешений на ввоз используются в виде временной меры, часто сезонного характера, по защите внутреннего рынка и применяются к весьма ограниченному кругу товаров (молоко, бананы, растительное масло). Практически все остальное регулирование является тарифным. В отношении экспорта лицензирование применяется только в отношении муки (кроме рисовой), древесного угля, а также предметов искусства.

Королевство Марокко последовательно проводит политику либерализации своей внешней торговли, в том числе в виде снижения или отмены таможенных пошлин, снятия количественных и других ограничений.

В отношении непродовольственных товаров (группы 25 – 99 гармонизированной системы товаров Королевства Марокко, во многом совпадающей с ТН ВЭД, действующей в ЕАЭС) действуют 4 ставки таможенных пошлин:

-2,5% - в отношении топливных и сырьевых товаров для промышленности, а также средств производства (машины, станки, оборудование, инструмент) и товаров, которые в Марокко не производятся;
-10% и 17,5% - в отношении товаров, используемых для дальнейшей переработки и изготовления готовой продукции;
-25% - в отношении готовых промышленных товаров, особенно тех, которые могут составить конкуренцию местной продукции, особенно, текстильной и кожевенной отраслей, металлургической промышленности, автопрома, мебельной и ряда других отраслей.

Максимальный размер импортной таможенной пошлины на товарные подгруппы 25 – 99 составляет 25 %, тогда как еще несколько лет назад он был равен 40 %.

Вместе с тем, продукция сельского хозяйства продолжает оставаться предметом более жесткого таможенного налогообложения, где величина применяемых тарифных ставок зачастую значительно превышает 25%, а по ряду позиций может доходить до 200% (например, по мясной продукции).

Информационная база Таможенно-налогового управления Министерства экономики и финансов Королевства Марокко (Administration des Douanes et Impôts Indirects) предназначена для получения данных о размерах ввозной таможенной пошлины при импорте конкретного товара в Марокко. Подробная информация о размере ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых при ввозе иностранных товаров на таможенную территорию Марокко, а также информация о физических и стоимостных объемах экспортно-импортных товарных отношений Марокко с зарубежными странами доступна на французском языке в Электронной системе интегрированных таможенных тарифов Марокко «ADIL» (Assistance au Dédouanement des Marchandises à l'Importation en Ligne / Он-лайн сопровождение импортных таможенных процедур) по ссылке (http://www.douane.gov.ma/adil).

Конкурентная политика и политика регламентирования цен в Марокко реализуются на основании Закона от 5 июня 2000 г. № 06-99 «О свободном ценообразовании и конкуренции». Основные положения указанного законодательного акта, основываются на принципах свободы предпринимательства и ценообразования по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим экономическую деятельность на рынке Марокко. Тем не менее, государство может осуществлять регулирующие функции в случае установленной монополизации рынка, долгосрочных трудностей с организацией поставок для обеспечения внутреннего спроса какого-либо товара, в случае возможных бедствий и катастроф, а также в случае чрезмерного повышения/снижения цен на какой-либо товар.

Являясь членом Всемирной торговой организации, марокканские власти защищают свой рынок от недобросовестной конкуренции с помощью антидемпинговых и защитных пошлин, перед введением которых проводятся специальные расследования, информация о которых публикуется в открытом доступе.

Расследования, проводившиеся в последние годы, не касались российской продукции.

Отметим, что в отношении российских товаров марокканские власти не применяют торговых ограничений.

Вместе с тем, на конкурентоспособности продукции, произведенной в РФ, при ее ввозе в Марокко сказывается несколько факторов, а именно:

- наличие соглашений о зоне свободной торговли меду Марокко и 56 странами мира (включая соглашения Марокко – ЕС, Марокко – США, Марокко – Турция и др.). В рамках указанных документов промышленная продукция из указанных стран ввозится в Марокко без уплаты таможенной пошлин. В то же время, продукция из других стран (России и стран СНГ, Китая, Южной Кореи, Японии. Индии, Бразилии и т.д.) ввозится в Марокко на общих основаниях – с уплатой пошлины от 2,5% до 25% в зависимости от товара; -
- отсутствие европейских сертификатов, признаваемых в Марокко, на поставляемую продукцию (например, в автомобильной отрасли), что затягивает и затрудняет ее доступ на марокканский рынок.

Таможенные и административные меры на границе.

Текущая внешнеэкономическая деятельность в Марокко, включая импортные операции, осуществляется в рамках режима конвертируемости валют и не является объектом наблюдения и проверки со стороны Управления валютного контроля Королевства (Office des changes). Тем не менее, организация-импортер должна подписать т.н. «импортное обязательство» (engagement d'importation) с марокканским или аккредитованным Управлением валютного контроля иностранным банком о соответствующем оформлении всех регламентированных банковских процедур, касающихся импортной операции. Указанный документ является необходимым для оформления таможенных процедур и действителен в течение 6 месяцев с момента подписания. Для подписания «импортного обязательства» необходимо предоставить ориентировочный счет-фактуру (facture pro forma).

Импортируемые в Марокко товары должны быть оформлены с помощью детализованной Единой товарной декларации (Déclaration unique de marchandises, DUM). Декларация DUM направляется на рассмотрение в электронной форме в Таможенно-налоговое управление Марокко (Administration des douanes et des impôts indirects, ADII) с помощью Автоматизированной таможенной системы BADR (Base automatisée des douanes en réseau). Система BADR доступна (на французском языке) в сети Интернет (http://badr.douane.gov.ma) и выполняет также функции официального информационно-консультационного ресурса по вопросам таможенного оформления экспортно-импортных операций.

В течение 48 часов после направления электронной версии декларации DUM заполненный «бумажный» экземпляр декларации должен быть предоставлен в таможенные органы Марокко. Пакет документов для таможенного оформления включает также соответствующие ввозимому товару накладные (счета-фактуры), документы на право собственности и правоустанавливающие документы, транспортные документы, упаковочные листы, свидетельство о происхождении товара, а также прочие документы, необходимые для таможенного оформления в зависимости от установленного таможенного режима.

Проверка товара таможенными службами осуществляется с помощью автоматической сортировки с отбраковкой в рамках режима о «допуске соответствующего (описанию) товара» («admis pour conforme») или «внешнего освидетельствования» («visite physique»). Около 90% контроля импортных операций осуществляется в рамках режима о «допуске соответствующего товара» на основании комплекта поданных на рассмотрение таможенных документов.
Экономика Марокко
Сертификация
Процесс сертификации

Большинство марокканских технических норм и требований основывается на системе аналогичных общепринятых международных стандартов, в частности, на стандартах Международной организации по стандартизации (ISO), Кодексе Алиментариус (Codex alimentarius) международных пищевых стандартов, а также на ряде норм европейских стран, в первую очередь, на системе норм Французской ассоциации стандартизации (Association française de normalisation, AFNOR)( www.afnor.ru). Разработка технических норм и стандартов Марокко осуществляется по мере возникновения соответствующих потребностей со стороны экономических операторов Службой промышленной стандартизации Министерства промышленности Марокко (Service de normalisation industrielle marocaine, SNIMA) и Марокканским институтом стандартизации (Institut marocain de normalisation, IMANOR) ( https://www.imanor.gov.ma).

Соответствие национальным стандартам (Normes Marocaines, NM) является обязательным условием участия товаров и услуг в государственных подрядах и подрядах органов местного самоуправления Марокко.

Марокко располагает национальной системой сертификации предприятий, основанной на международных стандартах системы управления качеством на производстве (национальный марокканский стандарт - NM ISO 9000), системе экологического менеджмента (NM ISO 14000), системе стандартов здравоохранения и безопасности труда (NM 00.5.801), системе аккредитации испытательных и тестовых лабораторий (международный стандарт ISO/CEI 58).

Маркировка

Марокко не располагает специализированным сводом правил, касающихся маркировки контейнеров. Тем не менее, в целях облегчения процедуры таможенного оформления, рекомендуется указывать на контейнере его нетто-вес в килограммах.

Маркировка товаров, должна быть осуществлена на французском или/и арабском языках и должна содержать информацию о стране производства товара. Маркировка продовольственных товаров должна быть осуществлена на арабском языке (возможна также маркировка на других языках, в дополнение к арабскому языку) без применения сокращений и аббревиатур. Некоторые импортируемые сельскохозяйственные продукты, а также некоторые напитки, производимые в Марокко, могут быть освобождены по решению Министерства сельского хозяйства от необходимости обязательной маркировки на арабском языке.

Этикетки продовольственных товаров, полученных в результате переработки, должны содержать информацию о сроке годности товара, адрес организации- импортера, производителя или упаковщика. Аналогичные требование применяются к фармацевтической продукции, включая медикаменты и лекарственные средства (указание названия и процентного содержания каждого из компонентов).

Санитарные нормы

Полный перечень нормативных правовых актов Королевства Марокко на французском языке представлен на официальном сайте Национального бюро санитарной безопасности продуктов питания (Office National de Sécurité Sanitaire des Produits Alimentaires, ONSSA) по ссылке http://www.onssa.gov.ma/fr/reglementation. Кроме того, на сайте Национальной Федерации импортеров зерновых Марокко (Fédération nationale des Négociants en Céréales et Legumineuses, FNCL, http://www.fncl.ma/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=21&Itemid=56) доступны документы, регламентирующие деятельность компаний в этой сфере.

Виды налогов, уплачиваемых компаниями-экспортерами в Марокко

Основными налогами и сборами налогово-бюджетной системы Королевства Марокко являются налог на прибыль, подоходный налог, налог на добавленную стоимость, а также регистрационный, гербовый и таможенные сборы и пошлины.

Кроме того, значительную часть доходов государственного бюджета составляют профессиональные налоги (taxes professionnelles), жилищный налог (taxe d'habitation), налог на внутреннее потребление табачной продукции и энергетических товаров.

Налог на прибыль (Impôt sur les sociétés, IS)

Налогом на прибыль облагаются акционерные общества, государственные учреждения и юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность, а также торговые товарищества. Стандартная ставка налога на прибыль составляет 30%. Ставка указанного налога для кредитно-финансовых учреждений, Центрального банка Марокко «Банк Аль-Магриб», государственного инвестиционного фонда «CDG» (Caisse de Dépôt et de Gestion), а также страховых и перестраховочных компаний составляет 37%. Существует шкала льготного налогообложения IS в размере от 8% до 20% от прибыли. В частности, ставка налога на прибыль для иностранных компаний, осуществляющих деятельность на территории Марокко в рамках выигранных государственных тендеров, составляет 8%. Компании, занимающиеся нефте- и газоразведкой, и аккредитованные организации, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, освобождаются от уплаты налога на прибыль на 10 лет и 4 года соответственно с момента начала деятельности.


Подоходный налог (Impôt sur le revenu, IR)

Подоходным налогом облагаются физические лица, а также организации, не выплачивающие налог на прибыль. Указанный налог взимается с заработной платы и профессиональных доходов физических лиц, доходов земельного и недвижимого имущества. Прогрессивная шкала подоходного налога IR:

-Налог не взимается с доходов в размере 30 тыс. марокканских дирхамов в год;
-Для доходов от 30 тыс. до 50 тыс. марокканских дирхамов ставка налогообложения составляет 10%;
-Для доходов от 50 тыс. до 60 тыс. марокканских дирхамов – 20%;
-Для доходов от 60 тыс. до 80 тыс. марокканских дирхамов – 30%;
-Для доходов от 80 тыс. до 180 тыс. марокканских дирхамов – 34%;
-Для доходов свыше от 180 тыс. марокканских дирхамов – 38%.

Существует шкала льготного налогообложения IS в размере от 10% до 30% независимо от размера дохода. Кроме того, указанный налог не взимается с юридических лиц, являющихся резидентами одной из свободных экономических зон Марокко (Zones Franches).

Налог на добавленную стоимость (Taxe à la valeur ajoutée, TVA)

НДС облагается деятельность промышленных, ремесленных, торговых, в также деятельность представителей свободных профессий (адвокаты, нотариусы, коммерсанты, писатели, врачи, не работающие по найму, и проч.), и деятельность, связанная с недвижимостью. Коммерческие организации облагаются НДС в случае, если годовой торговый оборот компании равен или превышает 2 млн. марокканских дирхамов (200 тыс. долларов США). Существует 2 типа НДС: внутренний НДС и импортный НДС (TVA а l'importation). Стандартная ставка указанного налога составляет 20%.

Льготная ставка НДС может составлять 0%, 7%, 10% и 14% в зависимости от деятельности налогоплательщика и категории товара.
Кроме того, продажа алкогольных напитков облагается дополнительным НДС (taux spécifique) в размере 100 марокканских дирхамов за гектолитр в дополнение к 14%-ному импортному НДС; продажа золота, платины и изделий из указанных металлов – дополнительным НДС в размере 5 марокканских дирхамов за грамм; продажа серебра и серебряных изделий – дополнительным НДС 0,1 марокканского дирхама за 1 грамм.

Марокко обладает развитой портовой и аэропортовой сетью. В международной торговле задействованы 13 крупных морских портов, которые обеспечивают свыше 95% всей внешней торговли Королевства.

Наиболее крупные марокканские порты:

- Касабланка (более 30 % всего товарооборота страны, в том числе: экспорт минеральной продукции (фосфаты); импорт зерна; контейнерная перевозка);
- Жорф Ласфар (около 25 %, экспорт минеральной продукции (фосфаты); импорт угля, углеводородов, зерна);
- Мохаммедийя (примерно 17 %, импорт углеводородов);
- Сафи (около 10 %, экспорт минеральной продукции (фосфаты), удобрений; импорт серы, зерна, удобрений);
- Агадир (5 %, экспорт морепродуктов, цитрусовых, овощей; импорт зерна, углеводородов);
- Лааюн (экспорт минеральной продукции, рыбной муки; импорт углеводородов);
- Надор (экспорт минеральной продукции, химической продукции, цитрусовых; импорт угля, углеводородов, зерна). Незначительная часть марокканской внешней торговли осуществляется через порт Танжер-Мед, расположенный недалеко от Гибралтарского пролива и имеющий большое значение для международной торговли. Он связан регулярными логистическими линиями с 174 портами в 74 странах Европы, Азии, Африки и Америки. В 2016 году Танжер-Мед осуществил перевалку более 2,97 млн. TEU (единиц, равных 20-футовым контейнерам).

Пропускная способность порта составляет около 3 млн. TEU в год. После модернизации, завершение которой запланировано на 2019 год, его пропускная способность вырастет до 8,2 млн. TEU.

Более 50% от всего товарооборота в марокканских портах (не считая Tanger Med) составляют сыпучие грузы, около 30% - жидкие грузы, примерно 15% приходится на контейнерную перевозку.
Осуществляется перевозка контейнерных, конвенциональных, негабаритных, сборных грузов и грузов категории «ролл-он»/«ролл-оф» из портов Касабланка, Танжер (Марокко) до портов: Санкт-Петербург, Новороссийск (РФ), Гамбург, Антверпен, Роттердам, Амстердам, Котка, Рига, Таллин, Клайпеда (ЕС), а далее — автомобильным или железнодорожным транспортом до места назначения.
Расчетное время доставки «порт-порт» — 25-40 дней.
Большая часть грузов внутри страны перевозится автомобильным транспортом (70-75%), остальное – железнодорожным. При этом, около 60-70% грузов, перевозимых по железной дороге, традиционно приходится на фосфаты – один из основных экспортных товаров страны.

Объем перевозок других грузов невелик в связи со слабой развитостью железнодорожной сети страны.
Международное авиасообщение осуществляется через 15 аэропортов.
Крупнейший аэропорт страны – им. Мухаммеда V в г. Касабланке (обслуживает 43 прямых направления в Европе, 35 – в Африке, 5 – в странах Ближнего Востока, 3 – в Америке).
Расчетное время авиадоставки из Марокко в РФ — 5-7 дней.

Основные рекомендации по экспорту продукции в Марокко

Согласно статистике ФТС, по итогам 2016 года российско-марокканский товарооборот увеличился на 27% по сравнению с 2015 годом и составил 1,29 млрд. долл. США. В структуре внешней торговли России со странами Африканского континента по итогам года Королевство заняло 3-е место после Египта и Алжира по объемам двусторонней торговли. Россия занимает 8-е место в списке основных поставщиков товаров в Марокко (1,5%) и 9-е место среди покупателей марокканской продукции (2,1% марокканского экспорта).

Российский экспорт в Марокко в 2016 году составил 724,6 млн. долл. США, что на 32% выше показателя 2015 года, импорт из Марокко – 566,5 млн. долл. США (+ 21,4%). Положительное сальдо двусторонней торговли по итогам года составило 158,1 млн. долл. США.

Среди факторов, способствовавших росту товарооборота по сравнению с 2015 годом, можно выделить следующие:

- спрос в Марокко на российскую металлопродукцию. Экспорт товаров по группе 72 ТН ВЭД "Черные металлы" в 2016 году вырос более чем в два раза – с 72,5 до 165,7 млн. долл. США. В количественном выражении экспорт из России указанной продукции вырос с 360 тыс. до почти 630 тыс. тонн;
- неурожай зерновых в Марокко, потребовавший значительно больших, по сравнению с предыдущим годом, закупок на внешних рынках. В 2016 году в Марокко поставлено почти 780 тыс. тонн зерна из России на сумму 123,9 млн. долл. США (что является многолетним рекордом российских поставок в Марокко по этой товарной группе). Годом ранее в Марокко было поставлено зерна на 6,4 млн. долл. США. В 2017 году, ввиду достаточно высокого местного урожая и введенных марокканской стороной заградительных таможенных пошлин (135%) поставки большого количества зерновых в Марокко из России маловероятны;
- более стабильный, по сравнению с 2015 годом, курс рубля и отказ России от закупок турецкой сельскохозяйственной продукции, что привело к резкому (+ 65,4%) росту импорта марокканских овощей (174,1 млн. долл. США против 105,3 млн. долл. США годом ранее);
- относительная стабилизация и начало восстановления цен на энергоресурсы (в 2016 году в Марокко поставлено минерального топлива из России на 303,6 млн. долл. США, что на 10% превышает показатель 2015 года – 274,1 млн. долл. США).

Отметим, что в 2016 году удельная доля минерального топлива (куда входит нефть и нефтепродукты, уголь и другие энергоресурсы) в российском экспорте в Марокко продолжила тенденцию к снижению – до 41,9% от общего объема экспорта в денежном выражении. В 2015 году этот показатель составлял 50% российского экспорта в Марокко, в 2014 году – 57%, в 2013 году – 75,9%.

Среди групп товаров, продемонстрировавших наибольший рост в 2016 году, помимо зерновых, черных металлов и летательных аппаратов можно выделить:
- товары группы 76 "алюминий и изделия из него" – рост составил 8 раз (с 200 тыс. до 1,7 млн. долл. США);
- товары группы 84 "реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части" – рост составил 6 раз (с 200 тыс. до 1,3 млн. долл. США);
- товары группы 29 "органические химические соединения" – рост составил почти 300% (с 1 до 2,9 млн. долл. США);
- товары группы 44 "древесина и изделия из нее" – рост составил 240% (с 700 тыс. до 1,7 млн. долл. США).

Структура российского импорта из Марокко, более 65% товаров в которой составляют фрукты и овощи, в 2016 году не претерпела значительных изменений. Крупнейшие товарные позиции российского импорта представлены в таблице ниже.

Самые популярные продукты для экспорта в Марокко в 2017:

1. Нефтепродукты
2. Автомобили и запчасти
3. Пищевая продукция (пшеница, кукуруза, чай)

Риски и возможности продвижения товара в Марокко

Возможность:

1. Высокая комплиментарность торговли.

Риски:

1. Неутешительный прогноз импорта
2. Не участвует в совместных с Россией торговых союзах
3. Высокие таможенные тарифы

В настоящее время в Марокко имеется два вида внутренней валюты: конвертируемые и простые дирхамы. Конвертируемые дирхамы - условная валюта, предназначенная для взаимодействия замкнутой валютной системы Марокко с системами свободно конвертируемых валют (СКВ). Поступающая на внутренний рынок Марокко иностранная валюта зачисляется на конвертируемый счет по действующему курсу обмена. Конвертируемый счет позволяет хранить в марокканских банках эквивалент СКВ, осуществлять операции с СКВ, как на внутреннем рынке Марокко, так и за границей. Счета в конвертируемых дирхамах открываются для резидентов и нерезидентов; специального разрешения Управления валютного контроля не требуется. Счета в местной валюте предназначены только для операций внутри страны.

Кроме того, юридические и физические лица могут иметь счет в иностранной валюте, однако в этом случае средства не смогут быть использованы для операций внутри страны.

Экспортные операции не нуждаются в предварительном разрешении, однако, экспортер обязан репатриировать экспортную выручку не позднее, чем через 180 дней после осуществления экспортной операции. Для марокканских экспортеров существует ряд льгот в валютно-финансовой сфере, включая:

- возможность самостоятельно, без предварительного разрешения, заключать в рамках экспортной операции договоры по посредничеству, предусматривающие комиссионные до 10%;
- возможность заключения контрактов факторинга, по условиям которых уполномоченный банк берет на себя обязательства обеспечить получение оплаты от импортера его платежных обязательств по коммерческой сделке;
- оформление контрактов страхования экспорта за рубежом, которые по тем или иным причинам не могут быть заключены со страховыми компаниями Марокко;
- оказание финансовой поддержки зарубежному филиалу с условием обязательной последующей репатриацией таких сумм.

Расчеты по транспортным перевозкам могут осуществляться через уполномоченные банки свободно, без каких-либо административных ограничений.

В области предоставления технической помощи Марокко со стороны иностранных компаний разрешается выплата вознаграждений за любые виды услуг, способствующие развитию марокканских предприятий и повышению их конкурентоспособности (использование патентов, лицензий, осуществление исследовательских работ, проведение экспертиз, ремонтных работ, устранение аварий, техническое обслуживание, а также расчетов по профессиональному образованию и др.).

Марокканские граждане могут оплачивать расходы в инвалюте по обучению детей за рубежом, лечению и госпитализации в иностранных лечебных центрах, при этом они должны предоставить в банк документы, подтверждающие необходимость перевода средств. Кроме того, они имеют право покупать в местном банке иностранную валюту на сумму до 40 000 дирхамов (около 4 тыс. долл. США) в год.

Проверка делового партнера

В сети Интернет существует множество баз данных, которые позволяют бесплатно осуществлять поиск торговых и промышленных компаний, по заданным ключевым словам. Наиболее полезными базами марокканских компаний являются ma.kompass.com и www.kerix.net. Информацию о марокканских компаниях также можно найти на сайтах отраслевых федераций, объединяющих предприятия того или иного сектора. Полный список марокканских федераций с указанием их интернет- ресурсов доступен на сайте Всеобщей конфедерации предприятий Марокко (Confédération Générale des Entreprises du Maroc, CGEM, www.cgem.ma).
Поделиться в социальной сети: