Click to order
Cart
ЗАЯВКА
Total: 
Название организации (полное)
Ваше имя (полностью)
Ваш Email
Ваш телефон
РЕГИСТРАЦИЯ
Отправьте нам контактные данные, в свободной форме опишите, чем мы вам можем помочь. Свяжемся с вами.
Опишите вашу компанию, какие услуги требуются.
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться» вы принимаете политику по обработке персональных данных.
ОБЗОРЫ СТРАН
Молдавия
  • Столица: Кишинев
  • Территория: 33 846 км кв.
  • Население: 3 550 900 чел.
  • ВВП: 20,226 млрд. долл. США
  • Национальная валюта: молдавский лей
  • Официальный язык: молдавский
Нормативно правовыми актами, непосредственно регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Республике Молдова, являются:

«О Зоне свободного предпринимательства «Експо-Бизнес-Кишинэу» от 3 ноября 1995 года № 625-XIII;
Налоговый кодекс, Закон от 24 апреля 1997 года № 1163-XIII;
«О таможенном тарифе» от 20 ноября 1997 года № 1380-XIII;
«О введении в действие раздела III Налогового кодекса» от 17 декабря 1997 года № 1417-XIII;
«О зоне свободного предпринимательства «Твардица» от 13 февраля 1998 года № 626-XIII;

Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию Молдавии

Таможенным кодексом Республики Молдова установлены следующие виды таможенных режимов:

окончательные таможенные режимы: импорт, экспорт;
льготные таможенные режимы:
переработка на таможенной территории (с условным освобождением);
переработка под таможенным контролем;
временный ввоз;
переработка вне таможенной территории, транзит;
таможенный склад.

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Молдова от 20 июля 2000 года № 1149-XIV при импорте товаров таможенные органы взимают следующие таможенные платежи: таможенная пошлина, НДС, акцизы, сбор за осуществление таможенных процедур.

При экспорте товаров таможенные органы взимают сбор за осуществление таможенных процедур.

От таможенной пошлины освобождаются:

1. транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и багажа;
2. товары, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые за ее пределы для официального пользования иностранными гражданами;
3. национальная валюта, иностранная валюта и ценные бумаги;
4. товары, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые за ее пределы в качестве гуманитарной помощи;
5. периодические издания, книги, относящиеся к области образования, науки и культуры, учебные пособия для дошкольных, учебных и лечебных учреждений;
6. товары, размещаемые и реализуемые в магазинах duty-free;
7. товары (услуги), ввозимые в зону свободного предпринимательства с остальной части таможенной территории Республики Молдова, из-за пределов таможенной территории Республики Молдова, с территорий других зон свободного предпринимательства, товары (услуги), вывозимые за пределы таможенной территории Республики Молдова и на территории других зон свободного предпринимательства, а также товары, произведенные в зоне свободного предпринимательства, ввозимые на остальную часть таможенной территории Республики Молдова;
8. товары, импортируемые в Республику Молдова юридическими лицами в некоммерческих целях и помещенные под таможенный режим импорта, таможенная стоимость которых не превышает 100 евро;
9. основные средства, ввозимые предприятиями, осуществляющими лизинговую деятельность, в целях выполнения ими договорных обязательств, вытекающих из договоров лизинга, заключенных с физическими или юридическими лицами Республики Молдова;
10. импорт ветроэнергетических электрогенерирующих установок (из товарной позиции 8502 31 000) мощностью более 1 МВт в период до 31 декабря 2015 года;
11. импортируемые физическими лицами товары для личного пользования или потребления, стоимость или количество которых не превышает лимиты, установленные действующим законодательством.

С 2018 года в Молдове введены новые требования относительно беспошлинного ввоза физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческих целей. Согласно одобренной парламентом бюджетно-налоговой и таможенной политике на 2018 г., для пассажиров наземного транспорта максимальная стоимость ввозимых без уплаты пошлин товаров будет по-прежнему составлять 300 евро, однако вводится положение, согласно которому для пассажиров воздушного и морского транспорта этот финансовый порог будет равен 430 евро. Товар большей стоимости будет облагаться налогами.

Такое решение принято властями Молдовы с учетом обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС по гармонизации национального законодательства в соответствии с требованиями Регламента № 1186/2009/EC от 16 ноября 2009 г. об установлении общей системы Сообщества по освобождению от таможенной пошлины, а также в соответствии с положениями статьи 7 Директивы Совета № 74/2007/ЕС от 20 декабря 2007 г. об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом товаров, ввозимых лицами, прибывающими лицами, прибывающими из третьих стран.

При импорте товаров, включенных в таможенный тариф на импорт, утвержденный Законом «О таможенном тарифе», применяется ставка таможенной пошлины от 0 до 20 %.

В отношении товаров, происходящих из стран, с которыми Республика Молдова заключила соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования – соглашения о свободной торговле (государства – участники СНГ и Румыния), при предъявлении сертификата о происхождении товара, таможенная пошлина не взимается.

В торговых отношениях между Республикой Молдова и другими государствами-участниками СНГ в соответствии с Соглашением о Зоне свободной торговли СНГ действует режим свободной торговли, который предусматривает взаимное неприменение пошлин при экспорте или импорте товаров происхождением с таможенной территории одного государства- участника СНГ, и предназначенных для таможенной территории другого государства-участника СНГ. Исключения из этого торгового режима в соответствии с согласованной номенклатурой оформляются отдельными протоколами, которые являются неотъемлемой частью указанных межправительственных соглашений. В частности, исключением являются согласованные на межправительственном уровне изъятия, касающиеся поставок сахара, этилового спирта и кожевенного сырья (коды ТН ВЭД 1701, 1702, 2207, 2208, 4101, 4102) из Украины в Молдову, а также сахара, сахарных сиропов, семян сахарной свеклы, кожевенного сырья и металлолома (коды ТН ВЭД 1701, 1702, 21069, 120911, 4101, 4102, 41039, 7204) из Молдовы на Украину.

Экспортных пошлин Молдавия не применяет. В зависимости от ситуации на внутреннем рынке могут вводиться временные ограничения экспорта или импорта тех или иных товаров в соответствии с международной практикой.

Особый режим, установленный Законом РМ № 1163 от 26 июля 2000 г., действует в отношении стратегических товаров – продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения, а также требующих специального контроля в государственных интересах. Согласно этому закону Молдавия «имеет право вводить ограничения на экспорт, реэкспорт, импорт и транзит стратегических товаров вплоть до объявления эмбарго другим странам в случае невыполнения ими обязательств перед Республикой Молдова, а также исходя из интересов обеспечения национальной безопасности или внешнеполитических интересов, либо по решению международных организаций, членом которых Республика Молдова является. Такие ограничения устанавливаются в отношении конечного использования или последнего заказчика, а также в отношении экспорта любых стратегических товаров и услуг, которые способствовали бы производству или использованию оружия массового поражения или средств- носителей такого оружия».
Действующих торговых ограничений у Республики Молдовы в отношении Российской Федерации нет.

Экономика Молдавии
Сертификация
Процесс сертификации

Процесс лицензирования регламентируется Законом РМ № 451 от 30 июля 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Молдавское законодательство не предусматривает применения квот в торговле с государствами – участниками СНГ.

В целом сертификация в Молдавии носит добровольный характер, кроме некоторых видов деятельности. К видам деятельности, подлежащим регулированию путем лицензирования, относятся: импорт и хранение этилового спирта;

1. импорт алкогольной продукции и/или пива;
2. импорт табачных изделий;
3. импорт и/или промышленная переработка табака;
4. импорт и/или реализация средств фитосанитарного назначения и средств, повышающих плодородие почвы;
5. перевозка пассажиров общественным автомобильным транспортом;
6. экспорт лома и отходов черных и цветных металлов, отработанных аккумуляторных батарей, в том числе в переработанном виде;
7. импорт и/или производство, складирование, оптовая реализация токсических химических веществ и материалов, а также изделий и иной продукции бытовой химии;
8. импорт и/или экспорт, реэкспорт оружия и боеприпасов гражданского назначения;
9. импорт и/или экспорт, реэкспорт взрывчатых веществ гражданского назначения; импорт, экспорт, реэкспорт пиротехнических изделий профессионального назначения;
10. импорт, экспорт, криптографических и технических средств защиты информации, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
11. деятельность, связанная с трудоустройством граждан за рубежом, деятельность по вовлечению/записи студентов в программы культурно- образовательного обмена, предусматривающие предоставление временной оплачиваемой работы в период летних каникул.

С 1 января 2018 года вступил в силу Закон Республике Молдова № 123 от 7 июля 2017 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты», в соответствии с которым налогоплательщики будут представлять в Государственную налоговую службу отчеты не только по налогам (пошлинам) и сборам, как было до сих пор, но и по взносам обязательного медицинского страхования и обязательного государственного социального страхования.

Сегодня в Молдове сертификацией продукции, услуг, систем менеджмента качества и даже персонала занимается в общей сложности 313 организаций. Есть среди них органы по сертификации, аккредитованные в национальной системе сертификации и имеющие право выдавать сертификаты соответствия – их 30. Есть лаборатории, аккредитованные на право проведения сертификационных испытаний продукции и выдачи протокола испытаний, на основании которого в последующем орган по сертификации выдает сертификат или производитель может декларировать соответствие выпускаемой им продукции требованиям безопасности и качества. Лабораторий множество, они существуют в различных отраслевых институтах и на предприятиях. Например, испытательная лаборатория АО «Tirex-Petrol»(https://www.tirexpetrol.com/ru/) или испытательная лаборатория Центра ремонта и производства филиала АО «Moldtelecom» и т. д.

На этом сайте можно ознакомится с перечнем организаций, к которым можно обратиться за консультацией, а также получить помощь в сертификации своей продукции. Многие из представленных организаций занимаются сертификацией отдельной отрасли.

Виды налогов, уплачиваемых компаниями-экспортерами в Молдавию

Республика Молдова считается в Восточной Европе одной из стран с самыми низкими налогами, чем привлекательна для иностранных инвесторов.

В Республике Молдова взимаются общегосударственные и местные налоги (пошлины) и сборы.

В систему общегосударственных налогов (пошлин) и сборов входят:

- подоходный налог,
- НДС,
- акцизы,
- приватный налог,
- таможенная пошлина,
- дорожные сборы.

Субъектами налогообложения являются юридические лица, за исключением товариществ, получающие в течение налогового года доход из любых источников, находящихся в Республике Молдова, и юридические лица- резиденты, получающие инвестиционный и финансовый доход из источников, находящихся за пределами страны.

Объектом налогообложения является валовой доход (включая льготы), полученный из всех источников любым юридическим лицом, за минусом вычетов и освобождений, на которые это лицо имеет право.

Общая сумма подоходного налога определяется:

а) для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – в размере: - 7 процентов годового облагаемого дохода, не превышающего 33000 леев; - 18 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 33000 леев;
b) для юридических лиц – в размере 12 процентов облагаемого дохода;
с) для крестьянских (фермерских) хозяйств – в размере 7 процентов облагаемого дохода;
d) для хозяйствующих субъектов – в размере 15 процентов от превышения оцененного дохода над валовым доходом, зарегистрированным в бухгалтерском учете хозяйствующим субъектом.

Налог на добавленную стоимость – это общегосударственный налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части стоимости поставленных товаров, оказанных услуг, подлежащих налогообложению на территории Республики Молдова, а также части стоимости облагаемых товаров, услуг, импортируемых в Республику Молдова.

Субъектами налогообложения являются юридические лица, зарегистрированные или подлежащие регистрации, а также импортирующие товары и услуги, рассматриваемые как облагаемые поставки.

Объектами налогообложения являются:

1. поставка товаров, услуг субъектами налогообложения, являющаяся результатом их предпринимательской деятельности в Республике Молдова;
2. импорт в Республику Молдова товаров, услуг, за исключением импортируемых физическими лицами товаров для личного пользования или потребления, стоимость которых не превышает лимит, установленный в законе республики о бюджете на соответствующий год.

Устанавливаются следующие ставки НДС:

1. стандартная ставка – в размере 20 % облагаемой стоимости импортируемых товаров и услуг и поставок, осуществляемых на территории Республики Молдова;
2. сниженные ставки в размерах:

8 % – на хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, поставляемые на территорию Республики Молдова, за исключением предназначенных для детей продовольственных товаров, не облагаемых НДС;
8 % – на лекарства, указанные как предусмотренные в Государственном реестре медикаментов, так и разрешенные Министерством здравоохранения, импортируемые и/или реализуемые на территории Республики Молдова, а также лекарства, изготовленные в аптеках по магистральным рецептам, содержащие одобренные ингредиенты (лекарственные вещества);
8 % – на сахар из сахарной свеклы, произведенный, импортируемый и/или поставляемый на территории Республики Молдова;
8 % – на животноводства в натуральном виде, живом весе, продукцию растениеводства и садоводства в натуральном виде, произведенную и/или поставляемую на территорию Республики Молдова;
8 % – на природный и сжиженный газ, классифицируемый как импортируемый, так и поставляемый на территорию Республики Молдова, а также на услуги по передаче и распределению природного газа;
8 % - на твердое биотопливо, предназначенное для производства электрической энергии, тепловой энергии, горячей воды, поставляемое на территории Республики Молдова, в том числе на сырье для производства твердого биотоплива в виде продукции сельскохозяйственной и лесохозяйственной деятельности, растительных отходов сельского и лесного хозяйства, растительных отходов пищевой промышленности, древесных отходов, а также на тепловую энергию, производимую из твердого биотоплива, поставляемую публичным учреждением.

Акцизы

Акцизами облагаются 14 типов потребительских товаров, включая алкогольные изделия, нефтепродукты, легковые автомобили, табачные изделия, духи и туалетная вода, ювелирные изделия, аппаратура видеозаписывающая и видеовоспроизводящая, икра красная и черная и др. Субъектами налогообложения являются юридические лица, перерабатывающие и/или производящие подакцизные товары на территории Республики Молдова, и юридические лица, импортирующие подакцизные товары. Объектами налогообложения являются подакцизные товары. Ставки акцизов устанавливаются: в абсолютной сумме на единицу измерения товара; адвалорные в процентах от стоимости товаров без учета акцизов и НДС либо от таможенной стоимости импортируемых товаров с учетом подлежащих уплате при импорте налогов и сборов, но без учета акцизов и НДС.

Грузоперевозки в республику осуществляются несколькими видами транспорта:

Автомобильным;
Железнодорожным;
Авиационным;
Морским.

Поскольку территория Молдовы не большая, грузы доставляются в основном в крупные города: Кишинев; Бельцы; Рыбница; Бендеры; Тирасполь; Сороки.

Пункты пропуска для перевозки грузов автомобилями из России в Молдову:

1. Россошаны – Бричень;
2. Староказачье -Тудора;
3. Сокиряны – Окница;
4. Виноградовка - Вулкэнешть.

Железнодорожные пункты пропуска:

Мамалыга-Крива;
Мучугуран – Новосавицкое;
Кельменцы-Ларга;
Могилев-Подольский – Волчинец.

Основные рекомендации по экспорту продукции в Молдавию

В результате изменений, внесенных Законом Республики Молдова № 145 от 14.07.2017 г. в ч. 1) ст. 2154 Таможенного кодекса Республики Молдова № 1149/2000, существенно упрощены условия предоставления статуса авторизованного экспортера. Во-первых, на получение указанного статуса могут претендовать хозяйствующие субъекты, совершившие экспортные операции в течение не менее одного года (было – не менее трех лет). Во-вторых, если раньше требовалось осуществление частых и регулярных привилегированных экспортных операций (не менее 30 привилегированных экспортных операций в течение трех последовательных календарных месяцев), то теперь достаточно осуществление экспорта товаров, происходящих из Республики Молдова, на частой и регулярной основе (не менее пяти экспортных операций в течение трех следующих подряд месяцев).

Самые востребованные товары в Молдове на данный момент:

1. Упакованные медикаменты
2. Продукты химической промышленности
3. Нефтепродукты
4. Автомобили

По оценке Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ, потребность в импорте сельхозтехники на ближайшие 5 лет составляет: комбайнов зерноуборочных – 1100 штук; комбайнов кормоуборочных – 100 штук; тракторов мощностью 40-60 л.с. – 2000 штук; тракторов мощностью 80-100 л.с. – 6000 штук; тракторов мощностью более 100 л.с. – 4000 штук.

Возможности осуществления расчётов

Закон Республики Молдова от 21 марта 2008 года № 62-XVI «О валютном регулировании» устанавливает основные принципы валютного регулирования в Республике Молдова, права и обязанности резидентов и нерезидентов в валютной области, а также полномочия органов валютного контроля и функции агентов валютного контроля.

С 30 июня 1995 года Республика Молдова приняла обязательства по выполнению разделов 2–4 статьи VIII Устава Международного валютного фонда (МВФ), в соответствии с которыми без согласия МВФ не допускаются ограничения при осуществлении платежей и переводов по международным текущим операциям, участие в дискриминационных валютных соглашениях и использование практики множественных обменных курсов.

Основные принципы валютного регулирования в Молдове установлены законом № 62 от 21 марта 2008 года «О валютном регулировании», которым определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в валютной области, а также полномочия органов валютного контроля.

Нерезиденты Молдавии, занимающиеся хозяйственной деятельностью на территории республики, могут легально вывозить из страны следующие виды средств:

1) прибыль, проценты, дивиденды и другие виды дохода от деятельности;
2) выплаты, связанные с использованием права на интеллектуальную собственность;
3) компенсации, предусмотренные законодательством РМ;
4) суммы, полученные в результате разрешения споров;
5) заработную плату и денежное вознаграждение;
6) суммы, оставшиеся после закрытия предприятия. Кроме того, можно вывезти наличные средства в размере до 50 тысяч евро. При этом средства в сумме до 10 тысяч евро могут быть вывезены даже без обязательного декларирования, а для вывоза сумм свыше 10 тысяч евро необходимо оформить разрешение в Национальном банке Республики Молдова или другом коммерческом банке в соответствии с постановлением Нацбанка № 14 от 22 января 2009 года. Постановление, включая бланк заявления на вывоз средств, доступно по ссылке: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=331072&lang=2.

Проверка делового партнера

Крупнейшей компанией в Молдавии, специализирующейся на подготовке бизнес-справок по местным юридическим лицам, является совместная молдавско- американская юридическая фирма «Brodsky Uskov Looper Reed & Partners», которая осуществляет юридическую и консалтинговую поддержку местным и иностранным клиентам. Подробная информация об этой фирме имеется на ее сайте http://bulr.com/ru/.

Имеются и более мелкие юридические фирмы, оказывающие подобные услуги. Среди них Торгпредство может рекомендовать компанию «Legal Technologies & Solutions»( https://legaltechnology.solutions), основателем и директором которой является Н.В. Шадрин, выпускник юридического факультета МГУ, проработавший 10 лет в фирме «Brodsky Uskov Looper Reed & Partners» и принимавший участие в обслуживании таких компаний, как «Филипп Моррис», «Орифлэйм Косметикс», «Газпром», РАО ЕЭС, «Avon Cosmetics» и др.

Официальная информация о юридических лицах (регистрационные данные, адреса, сведения о руководстве и т.д.) может быть получена в Государственной регистрационной палате Республики Молдова. Выписки из Государственного регистра, включающие информацию о наименовании компании, организационно- правовой форме, регистрационном номере, дате регистрации, юридическом адресе, данных об управляющем, учредителях, историю юридического лица с момента регистрации до текущей даты, Палата предоставляет за определенную плату. Информация о деятельности Палаты и действующих тарифах на услуги размещена на сайте http://www.cis.gov.md/.

Риски и возможности продвижения товара в Молдавию

Возможности:

1. Высокая транспортная доступность
2. Отсутствие торговых ограничений
3. Низкие налоги

Риски:

1. Бедное население
2. Низкий темп роста ВВП
3. Низкая комплиментарность торговли

Поделиться в социальной сети: