ОБЗОРЫ СТРАН
Польша
  • Столица: Варшава
  • Территория: 312 679 км кв.
  • Население: 38 313 035 чел.
  • ВВП: 1 193 млрд. долл. США
  • Национальная валюта: польский злотый
  • Официальный язык: польский

Выход на рынок Польши: подробности для участников ВЭД

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в Польшу продукции

При ввозе в Польшу действует общий таможенный тариф Евросоюза. Он содержит одну колонку ставок — базовые или конвенционные ставки (вытекающих из режима наибольшего благоприятствования — РНБ). Они действуют в импорте товаров, которые не пользуются какими-либо таможенными преференциями на рынке ЕС. Таможенный тариф содержит восьмизначные коды комбинированной тарифно-статистической номенклатуры (CN). Он публикуется в официальном вестнике Евросоюза «Official Journal of European Union», выпускаемом в конце октября каждого года на следующий календарный год.

В настоящее время обязательным условием для поставки товаров в страны Европейского Союза (ЕС) является сертификация продукции в соответствии с международными стандартами, с присвоением специального знака СЕ. Сертификат такого рода подтверждает качество и безопасность продукции, экспортируемой на территорию Европейского Союза.

А для производителей самым главным является то, что сертификат СЕ устраняет таможенные барьеры и позволяет свободно реализовывать продукцию во всех странах ЕС. Единой системой сертификации стран Европейского Союза занимается специальный орган — Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС).

Испытательные центры, занимающиеся сертификацией продукции в соответствии с нормами стран ЕС, должны быть аккредитованы в системе ЕОИС.

Продукция, не соответствующая требованиям ЕОИС, не допускается на европейский рынок. Сегодня получение сертификатов ЕС является особенно актуальным для производителей из Восточной Европы, в частности российских. Ведь обязательная сертификация СЕ на продукцию, кроме всего прочего, обеспечивает таможенные и правовые гарантии при экспорте и передвижении товаров на территории Европейского Союза.

Сертификат С Е на продукцию является определенным техническим паспортом, разрешающим осуществлять продажу конкретной продукции в любой из стран Европейского Союза. Продукция с СЕ-маркировкой соответствует основополагающим требованиям безопасности и экологичности стран ЕС. Упаковка, сама продукция, а также инструкция к ней должны быть в обязательном порядке обеспечены наличием данной маркировки. Подать заявку на получение сертификата можно по этой ссылке (https://kig.pl/uslugi/karnety-ata-legalizacja-swia…)

Обязательной сертификации для поставок в страны Европейского Союза подлежат, в частности, такие виды продукции, как:

  • строительные материалы;
  • измерительные приборы;
  • газовое оборудование; оборудование и емкости, находящиеся под давлением;
  • средства телекоммуникаций;
  • медицинское оборудование;
  • детские игрушки;
  • упаковочные материалы;
  • машинное оборудование;
  • приборы низкого напряжения и др.

Нормативные документы ЕС можно найти как в печатном виде, так и в электронной базе данных EUR-LEX (http://eur-lex.europa.eu/ homepage. html), доступной к просмотру на всех официальных языках Евросоюза.

Безопасность потребительских товаров обеспечивается широким спектром отраслевых законодательств и дополняется Директивой 2001/95/EC Европейского Парламента и Совета (OJ L-11 15/01/2002) об общей безопасности товаров. С директивой можно ознакомиться по ссылке (https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-ev…). На производителей и дистрибьюторов распространяются следующие обязательства:

• поставлять продукцию, соответствующую общим требованиям безопасности;
• информировать потребителя о рисках, которые может представлять продукт, и о мерах предосторожности, которые потребитель должен соблюдать при использовании продукта;
• уведомить уполномоченные органы государств-членов ЕС в случае, если продукт представляет опасность, и сотрудничать с ними для принятия мер во избежание рисков для потребителя. Рыночный надзор и наложение штрафных санкций осуществляются компетентными органами, назначаемыми странами-членами ЕС при поддержке определенных механизмов, созданных на уровне ЕС. В частности, это относится к системе «RAPEX» — системе быстрого обмена информацией о небезопасной продукции между государствами-членами и Европейской Комиссией. Директива об общей безопасности товаров распространяется на следующую продукцию, которая наряду с этим регулируется еще и специальными отраслевыми законодательствами, а именно:

1. Косметика
2. Фармацевтика
3. Химическая продукция.

Этапы процесса сертификации

Процедура сертификации для Европейского союза может быть поделена на следующие шаги:

1. Определить директиву или директивы, которые применимы к экспортируемому изделию. С полным списком директив можно ознакомится по ссылке (http://www.icqc.eu/ru/certifikacija-ce/direktivy-e...) В случае, если продукт не попадает под действие инструмента, который требует нанесение СЕ маркировки, то данная маркировка не может быть нанесена, в частности Правила нового подхода не распространяются на многие конкретные продукты, косметику, продукты питания, автотранспорт или химические вещества, средства гигиены, которые все еще подпадают под старый подход, тем не менее, все они должны соответствовать положениям Директивы 2001/95/ об общей безопасности.

2. Определить имеются ли единые условия, применимые к продукции. Применение согласованных норм не всегда является обязательным требованием, но соответствие данным стандартам даст соответствие с частью конкретного законодательного акта. Когда это возможно или целесообразно, производители должны следовать условиям единых стандартов. Общие решения устанавливают характеристики изделий, по основополагающим правилам Сообщества. Применяя единые нормы, легче доказать соответствие по безопасности.

3. Определить процедуру проведения оценки, схемы сертификации разбиты на модули.

4. Определить необходимость привлечения уполномоченного органа и аккредитованных лабораторий по доказательству всех аспектов соответствия по безопасности продукта. Процедура оценки, будет отличаться в зависимости от продукта, Директивы и стандартов. Производитель обязан гарантировать, что продукция соответствует всем основным требованиям ЕС и принять все меры по доказательству соответствия требованиям общего законодательства. Испытания, проведенные в аккредитованной лаборатории ЕС, признаются на всей территории Союза, так же, как и Сертификаты, выданные нотифицированными институциями.

5. В случае если после проведения тестирования, выяснилось, что продукт не соответствует всем аспектам по безопасности, провести корректирующие действия.

6. Производитель обязан убедиться, существуют ли в государстве, в которую будет поставляться изделие, особые положения по национальным нормам, маркировке и упаковке, утилизации.

7. Изготовитель обязан составить технический файл (техническая документация). Требования к документации разнятся, в зависимости от Директивы. В частности, после успешной оценки, Директива 2006/42/ по машинам требует составление документации, как это предусмотрено в Приложении № II к Директиве. В документацию необходимо включить оценку изделия, в том числе подробная документация по проектированию машин, включая чертежи машин и его частей, результаты тестов, описание защитных мер, другие элементы, описанные в Приложении VII Директивы 2006/42/. Файл обязан содержать копию декларации. Производитель также включает в файл документы для серийного производства и внутренних мер, которые будут реализованы для того, чтобы машина оставалась с положениями Директивы 2006/42/ (Приложение VII). В файл включаются тесты для компонентов машины, арматуры и завершенной машины. Все отчеты и результаты должны быть включены в документацию. Изготовитель или его уполномоченный представитель обязаны сохранять копии технической документации в течение 10 лет после того, как последний продукт был помещен на рынок. В технический файл включаются Е С Сертификат Соответствия (EC Certificate of Conformity, EC Type examination certificate) (http://www.icqc.eu/ru/certifikacija-ce/es-sertifik...) и Декларация.

8. Составить Декларацию, указав в ней все Директивы, под которые попадает изделие, стандарты, протоколы испытаний, сертификаты.

9. Нанести С Е маркировку на продукцию, которая является единственным знаком соответствия на территории Союза. Изготовитель, размещая ее, дает понять надзорным органам, что продукция соответствует согласованным правилам и является безопасной и производитель гарантирует данную безопасность. Знак С Е должен быть не менее 5 мм высоты, наносится не стираемым методом, маркировка может быть нанесена на сам продукт, на этикетке, прикрепленной к нему, на его упаковке или на любой сопроводительной документации. В гармонизированной спецификации присутствует подробная информацию о том, как маркировка должна наноситься. Преимущество маркировки CE в том, что, если изделие имеет ее, оно получает право реализации и применения на территории всего Сообщества.

10. Наносится до размещения продукции на внутреннем рынке.
Экономика Польши
Виды налогов, уплачиваемые компаниями-импортерами в Польше
Подоходный налог для физических лиц

В Польше действуют два вида подоходного налога — один для физических лиц (PIT), а второй (CIT) для других субъектов, в том числе в первую очередь, юридических лиц, а также лиц, не имеющих статуса юридического лица. Их конструкция очень похожа, хотя, конечно, есть различия, являющиеся следствием различий между физическими и юридическими лицами.

Это означает, что каждый субъект, получающий прибыль в Польше, будет подпадать под режим одного из этих налогов. Несколько иначе выглядит вопрос налогообложения товариществ (полного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и товарищества на вере) — в этом случае (как правило) плательщиками налога являются участники этих товариществ (в рамках PIT или CIT в зависимости от того, если участником является физическое лицо или юридическое лицо, или организационная единица, не имеющая статуса юридического лица), а не само товарищество. Коммандитное-акционерное общество несмотря на то, что в польском торговом праве признается товариществом, для налоговых целей признается плательщиком CIT, так же как капиталовое общество (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество), которые имеет статус юридического лица.

Объектом налогообложения в обоих налогах становится прибыль, то есть положительная разница между суммой доходов и суммой стоимости их получения (расходов по его получению) в соответствующем налоговом году. Отрицательная разница представляет собой убыток, на которую налогоплательщик может уменьшить прибыль, полученную в последовательно следующих друг за другом 5 налоговых годах (но не более 50% убытка в одном году, и убыток должен исходить из того же источника, что и прибыль). В некоторых случаях (например, дивиденды, проценты, роялти, некоторые платежи, полученные нерезидентами) объектом налогообложения является сам доход, без возможности сократить его на сумму расходов по его получению. В случае получения доходов от осуществления предпринимательской деятельности, они рассчитываются методом начисления, а не кассовым, а это означает, что доходом является любая причитающаяся сумма, даже если она не была фактически оплачена (например, выставленная предпринимателем счет-фактура представляет собой доход, даже если по ней не произведена оплата). Так же, в случае стоимости получения доходов — днем их получения считается день получения соответствующего дохода или день учета в налоговых книгах.

Расходами на получение дохода являются расходы, понесенные в целях достижения дохода или сохранения, или защиты источника дохода, за исключением тех расходов, которые подробно перечислены в законе (в ст. 23 PIT или ст. 16 CIT) как не являющиеся расходами на получение дохода. С 2018 г. существенно ограничена возможность признания расходами на получение доходов расходов на получение нематериальных услуг (например, консалтинговых услуг, исследования рынка, рекламы, управления, контроля, обработки данных, страхования, гарантий, поручительств, предоставления имущественных прав и нематериальных активов, передачи риска неплатежеспособности должника) у аффилированных лиц или лиц, имеющих местонахождение в так называемых налоговых гаванях. В таком случае, расходами на получение доходов можно признать затраты на приобретение вышеуказанных услуг только на сумму 5% EBITDA. Существенные изменения произошли также в случае так называемой тонкой капитализации и принципов долгового финансирования. Проще говоря, к расходам на получение дохода нельзя отнести расходы на долговое финансирование на сумму, которая превышает 30% EBITDA, за исключением случаев, когда превышение стоимости долгового финансирования над процентным доходом не превышает 3 млн злотых. Подход польских налоговых органов к вопросам классификации расходов на получение дохода, к сожалению, довольно строгий, а большинство налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами касаются именно возможности признания данного расхода в качестве расходов на получение дохода.

Налоговым периодом для налогоплательщика PIT всегда является календарный год. Для налогоплательщиков CIT, если только иное не предусмотрено в уставе или договоре общества, налоговым периодом является также календарный год, однако налогоплательщик CIT может принять иное решение, тогда налоговым периодом становится период последующих 12 календарных месяцев.

Обязанность по уплате налогов лежит на налоговых резидентах по прибыли, полученной за пределами Польши, независимо от места ее получения, а также на нерезидентах, если источник прибыли находится на территории Польши. Налоговым резидентом Польши считается физическое лицо, которое имеет место жительства на территории Польши (в свою очередь, местом жительства считается наличие сферы личных или экономических интересов на территории Польши или пребывание на территории Польше более 183 дней в налоговом году) или плательщик подоходного налога с юридических лиц CIT, головной офис или правление которого размещается на территории Польши. В остальных случаях (нерезиденты) уплачивать налог с доходов обязаны субъекты, которые получили доход (или прибыль) на территории Польши. Оба закона о налогах содержат примерный список видов прибыли, полученных на территории Польши (например, деятельность, осуществляемая на территории Польши через зарубежное учреждение зарубежного налогоплательщика, прибыль от недвижимости, расположенной на территории Польши, прибыль от ценных бумаг, допущенных к обороту на территории Польши, доход с процентов, дивидендов, роялти), хотя этот список не является окончательным. В случае некоторых видов прибыли, как, например, налог с процентов, авторских прав, товарных знаков, ноу-хау, художественной деятельности, деятельности по организации зрелищных, спортивных и развлекательных мероприятий, консультационной, юридической, бухгалтерской и рекламной деятельности, деятельности по подбору персонала, деятельности по хранению и обработке данных, субъект, выплачивающий платёж, обязан удержать налог с источника по ставке 20% от дохода (не прибыли), если договор об избежание двойного налогообложения не предполагает иного. В случае оказания транспортных услуг ставка налога составляет 10%, а в случае выплаты дивидендов — 19%. Осуществление деятельности в Польше российским предпринимателем даже без открытия юридического лица или представительства на территории Польши может и так вести к обязательству по уплате налога с доходов, полученных на территории Польши.

Оба закона о налогах предусматривают взимание налогов с доходов контролируемой иностранной компании по ставке 19%, то есть де-факто неразделённой прибыли, оставленной в контролирующем субъекте польским налогоплательщиком. Контролируемой иностранной компанией является иностранное юридическое лицо, головной офис которого (независимо от доли участия в уставном капитале) располагается на территории так называемых налоговых гаваней или в государстве, с которым Польша или Европейский союз не заключили международного договора об обмене налоговой информацией. Дополнительно контролируемой иностранной компанией признаётся субъект, в котором налогоплательщик обладает (напрямую или косвенно, самостоятельно или совместно с аффилированными лицами) по крайней мере: 50% участием в капитале, или правом 50% голосов в контрольных органах, или имеет 50% прав в распределении прибыли, а минимум 33% доходов этого субъекта имеет пассивный характер (например, проценты, дивиденды и т. д.) и эта компания фактически заплатила в стране своего налогового резидентства меньший подоходный налог, чем если бы заплатила его в Польше, являясь польским налоговым резидентом.

Нововведением 2018 г. является налог, выплачиваемый с доходов, полученных от владения основным средством, расположенным на территории Польши, в форме торгово-сервисного или офисного здания, начальная стоимость которого более 10 млн злотых. В таком случае налогоплательщик (как PIT так и CIT) обязан ежемесячно оплачивать налог в размере 0,035% налоговой базы, рассчитанной как начальная стоимость этого здания, уменьшенная на сумму 10 млн злотых.

Оба закона о налогах возлагают на налогоплательщиков обязанность по отчетности и представлению деклараций. Если налогоплательщики CIT обязаны вести полный бухгалтерский учет (бухгалтерия и финансовая отчетность), то налогоплательщики PIT до момента пока не превысили лимит чистого дохода в размере 2 млн евро, могут применять упрощенную форму учета в виде налоговой книги доходов и расходов.

В случае операций между аффилированными лицами, имеющими существенное влияние на размер прибыли или потери налогоплательщика, чьи доходы или расходы на получение доходов, превысили сумму, эквивалентную 2 млн евро (это влияние, чтобы стать существенным, должно составлять не менее эквивалента 50 тыс. евро) или сделки с субъектом, головной офис которого расположен в стране, которая применяет вредную налоговую конкуренцию (эти страны указаны в распоряжении министра финансов) на сумму, превышающую эквивалент 20 тыс. евро, необходима подготовка налоговой документации для такой сделки или события без предварительного вызова налогового органа. Документация трансфертных цен относительно подробно описана и должна содержать подробное описание проведённой транзакции, а также обосновывать определение уровня цены сделки. Налоговый орган может потребовать предоставить такую документацию, также, как и потребовать её составления для транзакции, размер которой не превысил указанных лимитов. В случае связанных субъектов существует обязанность применения так называемого принципа arm’s length, т. е. определения таких условий транзакции, которые определили бы между собой не аффилированные лица, работающие на открытом, конкурентном рынке. В целях ограничения риска признания выбора трансфертной цены неправильной, существует возможность обратиться в соответствующий налоговый орган (к Руководителю Государственной налоговой администрации) о выдаче решения, признающего сопоставимость существенных условий, определённых между субъектами, связанными с условиями, которые определили бы между собой независимые субъекты. Однако получение соответствующего решения сравнительно длительное (в зависимости от количества участвующих налоговых юрисдикций и может длиться от 6 до 18 месяцев) и ему предшествует налоговое производство, за которое необходимо внести оплату в размере 1% от стоимости транзакции (хотя закон предусматривает минимальную и максимальную сумму оплаты).

В заключение этой части стоит отметить, что с июля 2016 г. в польском налоговом законодательстве (Налоговая ординация) действуют общие положения против уклонения от уплаты налогов. В соответствии с ее положениями, действие осуществляемое прежде всего в целях достижения налоговой выгоды, противоречащей предмету и целям налогового законодательства, не влечет достижение налоговой выгоды, если способ операции был искусственный, а налоговые последствия определяются на основании такого положения вещей, какой мог бы быть, если бы действие было бы совершено надлежащим образом. Пункт не применяется в случае, если сумма выгоды не превышает 100 тысяч злотых или если налогоплательщик получил так называемый гарантирующее заключение или, когда ситуация касается НДС, который регулируется отдельно. Содержание общего положение весьма широко и дает большие возможности для интерпретации налоговым органам.

Подоходный налог с юридических лиц
Налогоплательщиками CIT являются юридические лица, а также капиталовые общества (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество) в организации, коммандитно-акционерные товарищества, а также любые другие организационные единицы, не имеющие статуса юридического лица (например, жилищные, избирательные комитеты, ассоциации), за исключением простого товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и товарищества на вере. В случае этих трех видов ведения хозяйственной деятельности (хотя с точки зрения гражданского права они не имеют статуса юридического лица), налогоплательщиками являются участники этих товариществ. В случае, если прибыль в Польше получает иностранное товарищество, которое в стране его регистрации рассматривается как юридическое лицо, то такое товарищество будет также налогоплательщиком CIT. Последней категорией налогоплательщиков CIT является, так называемая, налоговая группа компаний. С 2018 года упрощен процесс создания налоговых капиталовых групп путем уменьшения требований относительно среднего уставного капитала (в настоящее время средний уставный капитал общества должен составлять 500 тыс. злотых), а также смягчены требования по участию материнской компании в капитале дочерней компании (в настоящее время-75%). Кроме того, чтобы создать налоговую капиталовую группу, дочерние компании не могут владеть долей в уставном капитале других обществ, входящих в эту группу, общества, входящие в группу, не могут иметь задолженностей по налогам, договор на создание налоговой капиталовой группы должен быть заключен минимум на 3 года в форме нотариального акта, а прибыль, полученная группой ежегодно должен составлять не менее 2% от доходов (3% до 2018 года). Несмотря на смягчения условий создания налоговых капиталовых групп, они все еще являются жесткими, и эта форма непопулярна в Польше.

В налоге CIT до конца 2017 года не было разделения доходов на источники, и прибыль, определялись всеми доходами и расходами на их получение. Начиная с 2018 г., классификацию приобрели источники доходов — доходы от прироста капитала, с которых прибыль определяется отдельно в отношении прибыли из других источников.

Конструкция CIT очень похожа на PIT в отношении несельскохозяйственной экономической деятельности. Некоторые различия касаются уже упомянутой конструкции налогового года, а также списка расходов, не признаваемых в качестве расходов на получения доходов и списка освобождении от налога, что в основном связано со спецификой юридических лиц. Правила, касающиеся определения размера прибыли, амортизации, способа расчета аванса по налогу остаются такими же, как и в случае первого из подоходных налогов.

Базовая ставка CIT составляет 19%, но в случае так называемых малых налогоплательщиков (налогоплательщик, у которого годовой доход не превышают 1,2 млн евро), или налогоплательщиков, начинающих ведение деятельности, она была снижена до 15%. Ставка налога на дивиденды также составляет 19%, однако объектом налогообложения является доход, а не прибыль. Закон о CIT содержит, однако, очень важное освобождение от налога на дивиденды, вытекающие из права ЕС. Польское общество, выплачивающее дивиденды, не обязано взимать налог у источника в размере 19% от суммы дивидендов, если компания получающая дивиденды — это компания, зарегистрированная в другом государстве ЕС или ЕЭЗ или в Швейцарии, которая не использует освобождение от налога на прибыль, которая владеет, по крайней мере, 10% долей в уставном капитале компании, выплачивающей дивиденды (25% в случае, когда дивиденды получает швейцарская компания) в течение 2 лет (которые могут пройти уже после выплаты дивидендов). Существует также зеркальное освобождение в случае, если польская компания получает дивиденды из другого государства-члена ЕС, ЕЭЗ или Швейцарии.

Российско-польский договор об избежании двойного налогообложения
В сфере налогообложения прибыли и имущества с точки зрения российского инвестора чрезвычайно важными являются положения польско-российского договора об избежание двойного налогообложения от 22 мая 1992 г. Он составлен на основе модельной конвенций ОЭСР об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и, таким образом, не отличается от стандартных договоров, заключенных обоими государствами, поэтому не требует подробного комментария. Следует, однако, подчеркнуть, что положения этого соглашения, имеют приоритет в применении перед национальным налоговым законодательством и налоговые резиденты обоих государств имеют право ссылаться на его содержание, которое может изменить правила налогообложения прибыли, вытекающие из национального законодательства.

С точки зрения инвесторов существенное значение может иметь ст. 5 упомянутого соглашения, которая назначает прибыли предприятий данного государства к государству резиденции, если не создано постоянного учреждения этого предприятия в другом государстве. В такой ситуации прибыль назначена учреждению этого предприятия подлежит налогообложению в государстве, где находится учреждение. Статья 7 соглашения ограничивает взимание налога у источника от дивидендов в размере 10% от суммы дивидендов брутто, за исключением случаев, когда выплата назначается постоянному учреждению, расположенному в государстве, в котором находится общество, выплачивающее дивиденды. В случае прибыли от процентов и роялти, а также от авторских прав, сумма налога у источника, ограничивается также размером в 10%. Гонорары директорам могут также облагаться налогом в государстве источника. В ситуации, когда право взимать налог с прибыли имеют оба государства, применяется метод налогового кредита, предусматривающий возможность вычета в государстве местонахождения налога, уплаченного в другом государстве, до суммы налога, которая подлежала бы уплате в государстве местонахождения от иностранной прибыли. Следует подчеркнуть, что даже если бы упомянутый договор не действовал, правила польского налогового права также предписывали бы применение метода налогового кредита.

Налог на товары и услуги (НДС)
В заключение стоит обратиться к регулированию налога на товары и услуги (НДС). Каждый предприниматель, который на территории Польши осуществляет возмездную поставку товаров или предоставляет услуги, или с территории Польши производит поставки товаров внутри ЕС или экспорт товаров, или на территорию Польши импортирует товары или распространяет их в рамках внутриобщественного приобретения товаров, независимо от налоговой резиденции по налогу на прибыль, подлежит обложению налогом на товары и услуги (НДС).

Польский НДС соответствует стандартам ЕС, а его содержание обусловлено требованиями Директив Е С. Учитывая это, он не будет предметом широкого анализа в настоящей работе. Но стоит отметить некоторые элементы НДС, характерные только для Польши.

Прежде всего, стоит обратить внимание на субъективную возможность освобождения от уплаты налога. Каждый налогоплательщик (субъект, ведущий предпринимательскую деятельность, если место осуществления деятельности — Польша) имеет право быть освобожденным от налога в случае, если сумма чистых продаж у данного налогоплательщика не превысила 200 тыс. злотых (в сумму не включаются поставки товаров за пределы Польши, но внутри ЕС или так называемые дистанционные продажи и оказание услуг или поставка товаров, освобожденных от НДС). Это освобождение не применяется, однако, к налогоплательщикам, предоставляющим консалтинговые, юридические и ювелирные услуги, а также осуществляющим поставки подакцизных товаров, товаров, указанных в приложении № 12 польского закона о НДС, зданий, сооружений, строительных площадок и новых транспортных средств.

Базовая ставка НДС в Польше составляет 23%, а с 2019 году она должна вернуться к размеру 22%. Действуют и две сниженные ставки — 8% и 5%, распространяющиеся на товары или услуги, которые подробно описаны и перечислены в приложениях к закону и подзаконных актах. Ставка 0% закреплена, главным образом, за экспортной деятельностью и поставками товаров за пределы Польши внутри ЕС, хотя в некоторых особых случаях применяется также и для некоторых поставок внутри страны. Налог рассчитывается ежемесячно (или ежеквартально в некоторых случаях) в срок до 25 числа месяца, следующего после месяца, в котором возникло налоговое обязательство. В тот же срок необходимо также подать налоговую декларацию. Начиная с 2018 г. все налогоплательщики, кроме самой налоговой декларации, должны еще ежемесячно передавать в электронном виде так называемый единый контрольный файл, содержащий подробный учет покупок и продаж по НДС.

Хотя правовой статус налогоплательщика связан с самим осуществлением предпринимательской деятельности, и имеет объективный характер, существует требование официальной регистрации налогоплательщиков, которая является довольно длительным процессом. Статус налогоплательщика разрешает так называемые вычеты начисленного налога и дает много других льгот, таким образом, ряд субъектов просто злоупотребляет статусом налогоплательщика, а налоговые органы проверяют правильность регистрации в качестве налогоплательщика НДС. Налогоплательщики осуществляющие продажи физическим лицам, являющимся потребителями, или фермерам, если оборот превысит 20 тысяч злотых, обязаны применять кассовые аппараты.

Важное налоговое значение имеют (разрешенные в ЕС) ограничения в праве на вычет НДС, начисленного при приобретении легкового автомобиля. Если налогоплательщик фактически не использует автомобиль на 100% в своей хозяйственной деятельности (что обусловлено также целым рядом административных требований), тогда он имеет право на вычет только 50% суммы налога, начисленного в соответствии со счетом-фактурой, как и в отношении сервисных услуг, приобретения топлива и других расходов, связанных с личными автомобилями и их эксплуатацией.

Тенденцией последних лет является расширение использования механизма обратного обязательства по НДС, что переносит на покупателя обязательство расчета налога. Это было сделано для борьбы с налоговыми патологиями, хотя эффективность такого решения спорна. На данный момент механизм обратного обязательства при поставках по стране распространяется на следующие области экономики: металлургические изделия, лом, драгоценные металлы, алюминий, свинец, цинк, олово, медь, электронные изделия (микросхемы, компьютеры, телефоны, игровые приставки, ювелирные изделия, отходы, вторичное сырье, а также строительные работы, оказанные субподрядчиком.
Основные рекомендации по осуществлению экспорта в Польшу
С 30 апреля 2018 года в Польше вступили в силу новые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность и составившие так называемую Конституцию для бизнеса, которая вводит целый ряд изменений для ведения бизнеса в Польше. Она вводит целый ряд благоприятных для предпринимателей правил. Новые положения поддержат малые и средние предприятия. В нее входят пять законов. Это Закон «О правах предпринимателей», Закон «О центральном реестре и информации об экономической деятельности и информационном пункте для предпринимателя», Закон «О представителе малых и средних фирм», Закон «О принципах участия иностранных предпринимателей и других иностранцев в экономических операциях на территории Польши» и Закон «О правилах реализации вышеперечисленных изменений».

По общему правилу, предпринимательская деятельность ничем не ограничена. Однако польское законодательство предусматривает некоторые исключения из общего правила. Это значит, что ведение некоторых видов предпринимательской деятельности требуют специального разрешения польских органов власти или регистрации. В этой связи все виды предпринимательской деятельности можно разделить на 4 основные группы:

— виды деятельности, для которых не существует никаких ограничений;
— виды деятельности, которые разрешены для проведения только на основании концессии;
— виды деятельности, которые подлежат лицензированию или требуют специального разрешения;
— виды деятельности, которые требуют регистрации в реестре регламентированных видов деятельности.

Более того, польским законодательством предусматривается то, что некоторые виды деятельности могут выполняться исключительно лицами, имеющими соответствующие дипломы/сертификаты (например, налоговый консалтинг, юриспруденция, недвижимость, оценочные экспертизы, архитектура, бухучет, финансовый консалтинг и проч.).

Для выполнения некоторых видов деятельности (например, банковский бизнес, страхование, пенсионные фонды) польским законодательством предусмотрено создание специальных юридических лиц (акционерных компаний и т. п.).

Лицензии и разрешения

Польским законодательством также предусматривается несколько других видов административных решений, обязательных для выполнения и последующего проведения предпринимательской деятельности. По выполнению предпринимателем обязательных условий, оговоренных правовыми нормами, он может ходатайствовать о принятии административного решения по его вопросу (т.е. выдаче лицензии или разрешения). Польским законодательством предусмотрено почти тридцать видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию или требующих специального разрешения. Ниже приводятся некоторые виды предпринимательской деятельности, которые требуют подобных административных решений:

— национальные и международные транспортные перевозки;
— экспедиторские услуги;
— железнодорожные перевозки;
— туристический бизнес;
— частный сыск и детективные услуги;
— предпринимательская деятельность в особых экономических зонах;
— банковские услуги, страховой бизнес, брокераж, инвестиционные фонды или фонды пенсионного обеспечения;
— оптовая торговля и производство алкогольных напитков;
— казино, лотереи, игровой бизнес.

Регистрация в реестре регламентируемых видов предпринимательской деятельности

Такая деятельность может проводиться только после того, как предприниматель выполнил обязательные условия и зарегистрировался в реестре регламентируемых видов предпринимательской деятельности.

Польским законодательством рассматриваются двадцать видов регламентируемой предпринимательской деятельности. Ниже приведен перечень некоторых видов деятельности, которые подлежат регистрации в реестре регламентируемых видов предпринимательской деятельности:

 — ведение архива наемных работников и персональной документации;
— предприятия складского цикла
— телекоммуникация;
— производство алкогольных напитков;
— детективные услуги;
— агентства по найму (рекрутинговые);
— организация ипподромных скачек.

Самыми экспортируемыми в Польшу товарами в 2018 году стали:

1. Продукты высокотехнологичного производства
2. Продукты тяжелой промышленности
3. Автомобили и запчасти
4. Продукты химической промышленности
Возможности, риски и угрозы по продвижению продукта в Польше

Возможности:


1. При неплохих темпах роста Польша испытывает нехватку финансирования во многих отраслях промышленности. Эти места можно занять российским инвесторам.
2. Хорошие условия для иностранных экспортеров и инвесторов.
3. Хорошая транспортная доступность
4. Низкие тарифные ставки

Риски:

1. Рынок переполнен.
2. Не участвует в одних и тех же торговых союзах, что и Россия
3. Антироссийские настроения.
Логистические маршруты поставки продукции в Польш
В последние годы транспортная система Польши интенсивно обновляется, прежде всего, автодорожная сеть. В первую очередь это происходит за счет притока средств из фондов Европейского Союза на развитие инфраструктуры. Хуже обстоят дела с железнодорожным транспортом: его модернизации идет крайне медленно.

Мощная инфраструктура логистики появляется на пересечении европейских транспортных коридоров, проходящих по территории Польши с севера на юг и с запада на восток. Примером могут служить такие центры логистики как Пётркув Трыбунальский и Стрыкув (рядом с г. Лодзь) в центральной части страны. На этих же транспортных путях формируются и основные оптово-розничные центры

Для многих экспортеров важным элементом логистических цепочек являются таможенные склады. Таможенным складом является обособленная территория, где могут складироваться, обращаться или перерабатываться подакцизные товары (из других стран, не ЕС и не ЕЭЗ), без необходимости уплаты налогов, под объединенной ответственностью или в ведении импортера, его агента, и таможенников. Такой склад может быть организован, и управляться государственным или частным предприятием. В последнем случае таможенный залог может выдаваться правительством.

Основным преимуществом последнего вида таможенного залогового склада является то, что все оплаты, связанные с импортом товаров (налог на импорт, акцизный сбор и НДС) откладываются до того времени, пока они не будут отозваны для потребления на территории Польши. В Польше имеется семь таможенных складов для товаров в залоге.

В этих же пунктах расположены зоны беспошлинной торговли — выделенных незаселенных территорий, находящихся вне национальной таможенной территории

Расчётный срок авиационной перевозки грузов из Польши в Москву — 1−5 дней. Расчётный срок автомобильной транспортировки из Польши в Москву — 3−5 дней. Расчётный срок перевозки сборных грузов из Польши в Москву — 2−6 дней. Доставка грузов из Европы в РФ или из РФ в Европу осуществляется:

тентованными грузовиками грузоподъемностью до 22 тонн — для объёма 30−120 м3;
рефрижераторами грузоподъемностью до 22 тонн — для объёма 82−86 м3. В них поддерживается регулируемый температурный режим от -20 до +20 °С;
контейнерами всех типов;
транспортом на низкорамных платформах.

PR-мероприятия
Здесь можно выделить три особенности:

1. в целом уровень агентств сейчас невысокий (например, одно агентство для небольшой компании за полгода сделало всего 50 публикаций);
2. компании любят организовывать конференции и мероприттия, причем не столько для клиентов, сколько для бизнес-партнеров и нетворкинга;
3. в технологической индустрии идет негласное соревнование на лучшую конференцию или мероприятие: чем больше влиятельных спикеров и гостей из бизнес-среды, тем лучше.

Таким образом для построения успешной маркетинговой стратегии нам нужно заниматься продвижением своего продукта самостоятельно и через интернет. Самым популярным ресурсом для продвижений компаний в Польше является LinkedIn. От рекламы там организации получают самый большой охват и отклик.

Возможности осуществления расчётов
Либерализация валютного оборота в Польше обусловила его либеральное регулирование и при импорте.

Начиная с 24-ого января 2009 года возможным стало заключать договоры и проводить сделки в иностранной валюте на территории Польши в соответствии с дополнением к ст. 358 Гражданского кодекса и отмене раздела 15 из 9 параграфа закона об иностранной валюте. В настоящее время нет ограничений для проведения платежей в евро.


Проверка торгового партнера

(http://kontragenta.net/proverka/country/poland.html) — Очень удобный сайт для проверки контрагента.
Для того чтобы проверить работодателя «на честность» вы должны владеть следующей информацией (ее можно увидеть в приглашении на работу или на сайте самой фирмы):

-названием юридического лица или фамилией и именем ФЛ или
-номером в KRS или PESEL ФЛ

Данные, которые вам известны вписываются в специальную графу на сайте. В результате получения ответа на электронный запрос вы можете ознакомиться с информацией о фирме или ФЛ, а именно:

- с датой создания,
— размером капитала,
— участниками,
— видами деятельности,
— юридическому и фактическому адресами,
— телефонным номером и адресом электронной почты.

Также полезными источниками являются:

www.stat.gov.pl/regon/ — база REGON,
https://ekrs.ms.gov.pl/web/wyszukiwarka-krs - государственный судебный Реестр (KRS), в Польше юридические лица (фирмы) регистрируются через Суд,
www.kraz.praca.gov.pl — проверка агентств по трудоустройству

Возможности, риски и угрозы по продвижению продукта в Польше

В мировом масштабе Польша не выделяется ни размерами территории и населения, ни экономической мощи. Но на территории Европы ее ресурсный потенциал, экономическая и политическая роль довольно заметны. Польша находится среди крупнейших государств по площади (почти равняется размерам Германии) и численности населения (ненамного уступая Испании).
Поделиться в социальной сети: