Click to order
Cart
ЗАЯВКА
Total: 
Название организации (полное)
Ваше имя (полностью)
Ваш Email
Ваш телефон
РЕГИСТРАЦИЯ
Отправьте нам контактные данные, в свободной форме опишите, чем мы вам можем помочь. Свяжемся с вами.
Опишите вашу компанию, какие услуги требуются.
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться» вы принимаете политику по обработке персональных данных.
ОБЗОРЫ СТРАН
ЮАР
  • Столица: Претория
  • Территория: 1 219 912 км кв.
  • Население: 54 956 900 чел.
  • ВВП: 789,695 млрд. долл. США
  • Национальная валюта: южноафриканский рэнд
  • Официальный язык: язык английский, африкаанс, венда, зулу, коса, южный ндебеле, свати, северный сото, сесото, тсвана, тсонга
К основным законам, регулирующим внешнеторговые операции в ЮАР, относятся:

1. Закон о таможенном регулировании и налогах (Customs and Excise Act, 1964), посвященный вопросам регулирования импорта, экспорта, запрета и ограничения ввоза товаров, расчета и уплаты таможенных платежей, налогов и других сборов, определения страны происхождения товара, таможенным брокерам и агентам, другим подобным вопросам.

2. Закон о международной торговой администрации (International Trade Administration Act, 2002), предусматривающий регулирование вопросов проведения антидемпинговых расследований, определение наличия демпинга, нормальной стоимости товара, экспортной цены.

3. Закон о налоге на добавленную стоимость (Value-added Tax Act, 1991) регулирует вопросы, связанные с оплатой НДС при ввозе в страну товаров.

4. Закон о защите потребителей (Consumer Protection Act, 2008) определяет условия добросовестной торговли, устанавливает стандарты защиты потребителей, информационного обеспечения, добросовестной торговой практики и регулирует другие вопросы, связанные с торговой деятельностью в стране.

5. Закон о безопасности мясной продукции (Meat Safety Act, 2000) регулирует вопросы безопасности и гигиены мясной продукции, определяет стандарты для скотобоен, вопросы импорта и экспорта необработанного мяса.

6. Закон о банковской деятельности (Bank Act, 1990) является основополагающим актом, регулирующим банковскую деятельность в стране, так же как операции с иностранной валютой.

7. Закон об алкогольной продукции (Liquor Products Amendment Act, 1989) регулирует вопросы производства, продажи, импорта и экспорта определенных видов алкогольной продукции (вино, фруктовые алкогольные напитки, алкогольные напитки, ликеры), их состава.

8. Закон об удобрениях, кормах, ветеринарных лекарствах (Fertilizers, Farm Feeds, Agricultural Remedies, and Stock Remedies Act, 1947) регулирует вопросы регистрации удобрений, кормов, ветеринарных лекарств, лабораторий по стерилизации, операторов, занятых в сфере контроля за вредителями, и определяет условия запрета или ограничения импорта, продажи, приобретения, утилизации и использования удобрений, кормов и ветеринарных лекарств.

9. Закон об обороте табачной продукции (Tobacco Products Control Act, 1993) устанавливает максимальные значения содержания смол, никотина и других веществ в табачной продукции.

Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию ЮАР

ЮАР, являясь членом таможенного союза SACU, применяет единый внешний тариф (Common External Tariff, CET), согласованный и установленный всеми членами этого таможенного союза на основе режима наибольшего благоприятствования. В отдельных случаях оказывается, что этот тариф не всегда выгоден отдельным членам союза.

Южноафриканский тариф базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 2007 г. Всего определено 6695 товарных позиций по 8 знакам. Полный актуальный действующий импортный тариф ЮАР можно загрузить по ссылке: http://www.sars.gov.za/AllDocs/LegalDoclib/SCEA1964/LAPD-LPrim-Tariff-2012-04%20-%20Schedule%20No%201%20Part%201%20Chapters%201%20to%2099.pdf

Страны-члены союза периодически пересматривают политику таможенных ограничений, корректируя ее в соответствии со своими интересами.

По согласованию между членами союза средний уровень ставки импортных тарифов был снижен с 11,4% в 2002 г. до 8,1% в 2009 г. При этом основное внимание было уделено переносу защитных мер в сферу торговли продукцией сельского хозяйства. Так, средний уровень тарифа этой группы товаров был зафиксирован на отметке 10,1% (в 2009 г.), тогда как в 2002 г. этот показатель был равен 9,6%. Средняя ставка на не сельскохозяйственные товары была снижена с 11,6% (в 2002 г.) до 7,8% (в 2009 г.).

Структура тарифа также претерпела изменения в сторону упрощения. Так, количество позиций, по которым установлены ставки «ad valorem», в 2009 г. было доведено до 96,8% с имеющихся 75% в 2002 г. Количество товарных позиций с фиксированной импортной ставкой было снижено с 1774 (в 2002 г.) до 98 в 2009 г. Количество позиций со специфическими ставками было также сокращено со 195 (в 2002 г.) до 109 в 2009 г.

Смешанные ставки тарифов применяются к сельскохозяйственной продукции, углю, текстильным товарам и обуви. Специфические пошлины, в основном, применяются к 94 позициям сельхозпродукции, углю, некоторым позициям текстильных товаров. Эти ставки, установленные на принципе «ad valorem», варьируются в пределах от «0%» до «60%». Комбинированные пошлины больше не устанавливаются странами – членами союза, но все еще имеются некоторое количество тарифных позиций, по которым ставки рассчитываются по формуле.

В таможенном союзе закреплено обязательство по установлению тарифов для всех стран-членов союза на принципе «ad valorem». Установление ставок странами-членами союза по другим принципам может привести к несоответствию с их индивидуальными обязательствами по ВТО.

Южная Африка в соответствии с обязательствами по ВТО имеет полномочия по установлению тарифных квот на импорт текстильных товаров, одежды и некоторых видов сельхозпродукции (мясомолочные продукты, зерновые, чай, кофе, табак, вина, хлопок), хотя в отношении сельскохозяйственных товаров этот вид тарифов не применялся. Большинство квот (70%) были определены по историческому принципу, 20% были выделены для поддержки малого и среднего бизнеса и 10% - для компаний, участников программы широкомасштабного вовлечения чернокожего населения в экономическую деятельность (BBB-EE).

К импорту из Российской Федерации применяются обычные ставки импортного тарифа, квотные ограничения по каким-либо товарным группам не установлены.

Южная Африка применяет торговые санкции, введенные Советом Безопасности ООН, Африканским Союзом или Сообществом развития Юга Африки. Ограничения также вводятся в соответствии с международными обязательствами ЮАР (например, по Конвенции по международной торговле исчезающими видами (дикой) флоры и фауны).

ЮАР, как член ВТО, активно использует национальное нормативно-правовое регулирование по защите внутреннего рынка, основываясь на Соглашении ВТО о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994).

В соответствии с Законом о международной торговой администрации - International Trade Administration Act 2002, в 2003 г. в ЮАР был учрежден орган - Комиссия по международному торговому администрированию (International Trade Administration Commission, ITAC), в обязанности которой входят вопросы проведения антидемпинговых расследований, определение наличия демпинга, нормальной стоимости товара, экспортной цены.

В 2017 календарном г. южноафриканской стороной антидемпинговых расследований инициировано не было. В мае 2017 г. для защиты национальных производителей стали была ведена дополнительная пошлина на импорт горячекатаного листового проката в размере 12% на 3 г. с ежегодным ее снижением на 2%.

Обычно, по практике проведения расследований отмечается длительность процедур. Так, по проведенным расследованиям среднее время, занятое на эту работу, составило 482 дня (240 дней – на предварительное расследование и 253 – на вынесение окончательного решения).

Местное законодательство мало различает местных производителей и импортеров. Импортеры и экспортеры для ведения бизнеса в ЮАР должны быть зарегистрированы в Южноафриканской службе налогов для целей налогообложения, в случае если стоимость товаров превышает 20,0 тыс. рэндов (примерно 2,0 тыс. долл. США). Регистрация, в среднем, занимает один день, после чего заявитель получает таможенный кодовый номер. Этот номер должен быть вписан во все таможенные декларации. Однако имеется возможность в случае срочной поставки (экспорт/импорт) товара использовать общий номер, выдаваемый таможенной службой зарегистрированным трейдерам.

Все сопроводительные документы (коносамент, коммерческие счета и т.п.) подаются в таможенную службу вместе с таможенной декларацией в порту перед поставкой товара. Коммерческий счет должен содержать все необходимые реквизиты, позволяющие таможенным чиновникам определять стоимость товара для начисления таможенной пошлины.

Сертификат и декларация о стране происхождения необходимы в случае применения преференциального режима или установления антидемпинговых и компенсационных пошлин. Разрешение на импорт также необходимо для товаров, включенных в список продукции, подпадающей под это регулирование.

Товары, импортируемые в ЮАР, подлежат обложению таможенными пошлинами и местными налогами, включая налог НДС, акцизам (на вино, пиво, другие алкогольные напитки, топливо и др.) и сборам (некоторые виды сельскохозяйственных товаров, экологический налог, и т.п.). С 2004 г. в ЮАР был введен налог (Environmental Levy for Plastic Bags) на пластиковые пакеты и мешки, независимо от того произведен он на местном рынке или импортирован, в 2018 г. составляет 12 центов. Специальный сбор установлен на некоторые виды нефтепродуктов, также независимо от того, произведены они на местном рынке или импортированы. Так, например, на бензин установлен сбор в размере 3,37 рэндов на литр [1] .

С 1 апреля 2018 г. ставка налога на добавленную стоимость (НДС), применяемого к большинству местных и импортируемых товаров, увеличена с 14% до 15%. Товары, предназначенные на экспорт, некоторые базовые пищевые товары (темные сорта хлеба, кукурузная мука, куриные яйца, молоко, фрукты и овощи), некоторые товары, используемые в сельском и фермерских хозяйствах (корма, семена, удобрения, пестициды, ветеринарные препараты), некоторые виды топлива (парафин, дизельное топливо, газолин), международные перевозки грузов и пассажиров освобождены от уплаты этого налога в настоящее время, однако данный подход может быть пересмотрен при планировании бюджета на последующие годы, где нулевые ставки НДС могут быть упразднены.

Налогом на добавленную стоимость не облагаются финансовые услуги, подарочные товары и услуги, некоторые виды образовательных, транспортных и жилищных услуг. Также этим налогом не облагается временный ввоз/вывоз товаров.

Налог НДС начисляется на базе «местного рынка» для национальных товаров и на базе таможенного ФОБ (ФОБ +невозвращаемые таможенные пошлины) + 10% – для импортируемых товаров.

Товары, ввозимые из Южноафриканского таможенного союза (Southern African Customs Union, SACU), не облагаются таможенными пошлинами и акцизами. Преференциальный режим предоставляется товарам из стран-членов SADC и странам, имеющим двусторонние договоры о свободной торговле (ЕС, EFTA, Малави, Мозамбиком, Зимбабве).

Товары, разрешенные к временному ввозу в ЮАР для целей переработки, ремонта, очистки или обогащения, переделки или производства товаров для экспорта, освобождены от уплаты таможенных пошлин и акцизов. Товары, временно ввезенные, а затем реэкспортированные обратно в страну, откуда они ввезены, также не подлежат оплате импортных пошлин.

Товары, ввезенные из «бондового» таможенного склада на территорию страны, подлежат обложению импортными пошлинами и налогами. Товары, импортированные для переработки в специальных индустриальных зонах (IDZ), не облагаются налогами и пошлинами. Импортные товары также могут быть ввезены на условиях возврата налогов при условии размещения в Таможенных контрольных зонах (CCA), совмещенных с IDZ.

Процесс сертификации

Южная Африка имеет хорошо разработанный нормативный режим. Многие стандарты были разработаны в течение нескольких десятилетий и отражают требования к товарам и окружающей среде. Южноафриканское бюро стандартов (South African Bureau of Standards (SABS)( https://www.sabs.co.za/)) является специализированным юридическим агентством Южной Африки, отвечающим за продвижение и поддержание стандартизации и качества товаров и услуг. SABS — это специализированное агентство Департамента торговли и промышленности (Department of Trade and Industry) ( http://www.dti.gov.za/). Его задачи включают:
— публикацию национальных стандартов;
— тестирование и сертификацию продуктов и услуг по стандартам;
— разработку технических регламентов;
— мониторинг и обеспечение соблюдения законодательства о метрологии;
— продвижение дизайна;
— проведение обучения по аспектам стандартизации.

SABS аккредитован на национальном уровне Южноафриканской национальной системой аккредитации (South African National Accreditation System (SANAS)( http://www.dti.gov.za/agencies/sanas.jsp)) и признан на международном уровне голландским Raad voor Accreditatie (RvA)( https://www.rva.nl/). SABS участвует в Международной организации стандартизации (International Organization of Standardization (ISO)) и Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission (IEC)( https://www.iec.ch/)).

SABS соответствует стандартам ISO, IEC и Европейского комитета по стандартизации (CEN). Стандарты Соединенных Штатов не действуют и не признаются. Британские и немецкие отраслевые стандарты признаются и пользуются преимуществами в системе SABS по историческим и техническим причинам.

Закон о стандартах, Nr. 29 из 1993 предоставил SABS право участвовать в нормативных актах, регулирующих защиту потребителей. Все стандарты разделяются на добровольные и обязательные. Только 53 из примерно 5000 стандартов SABS на самом деле являются обязательными. Однако, в зависимости от законов, другие стандарты также могут считаться обязательными (например, стандарты на электроэнергию).

Что касается защиты потребителей, SABS занимает жесткую позицию относительно компаний, которые нарушают обязательные стандарты. Это происходит после измененного Закона о защите прав потребителей 2008 года, который с 1 апреля 2011 года изменил многие аспекты бизнеса в Южной Африке, введя новое законодательство, касающееся производителей и поставщиков услуг. Эта правовая основа направлена на защиту потребителя посредством контроля над обязательствами по продуктам, сбытовой и маркетинговой практикой и справедливости в потребительских контрактах.

Производители имеют возможность проводить оценку своей продукции со стороны SABS. SABS имеет право прекратить продажу продукции, если она получает достаточное количество жалоб. Хотя такое бывает крайне редко.

Стандарты, изданные SABS, соответствуют Закону об охране окружающей среды и применяются для всего импорта и экспорта. Все иностранные компании, создающие себя в Южной Африке, должны иметь сертифицированную систему управления окружающей средой (EMS). Эта сертификация должна обновляться каждый год, чтобы гарантировать соблюдение компанией южноафриканских стандартов.

Директорат здоровья и качества растений (Directorate of Plant Health and Quality) в Национальном департаменте сельского хозяйства (National Department of Agriculture)( https://www.daff.gov.za) отвечает за установление стандартов для некоторых сельскохозяйственных продуктов. Эти стандарты охватывают такие аспекты, как состав, качество, упаковку, маркетинг и маркировку, а также физический, физиологический, химический и микробиологический анализ.

Испытания, оценка соответствия и маркировка

Обязательной сертификации в ЮАР, главным образом, подлежат электротехнические изделия, лекарственные препараты и медицинские изделия. Основные южноафриканские организации, участвующие в оценке соответствия это:

— National Metrology Institute of South Africa (NMISA)( http://www.nmisa.org/_layouts/15/start.aspx#/Pages/default.aspx) — Национальный институт метрологии Южной Африки — разрабатывает первичные научные стандарты физических величин.
— South African Bureau of Standards (SABS)( https://www.sabs.co.za) — Южноафриканское бюро стандартов — правительственное агентство, регулирующее стандарты.
— South African National Accreditation System (SANAS)( http://www.dti.gov.za/agencies/sanas.jsp) — Южноафриканская национальная система аккредитации.
— National Regulator of Compulsory Specifications (NRCS)( https://www.nrcs.org.za) — Национальный регулятор обязательных спецификаций — правительственное агентство, осуществляющее надзор за стандартами EHS и защитой потребителей.

В ЮАР действуют обязательные спецификации (Compulsory Specifications (CS)( https://www.gov.za/documents/national-regulator-compulsory-specifications-act-0)) — это технические правила — аналоги технических регламентов, которые требуют соответствия продукта или услуги требованиям стандартов охраны здоровья, безопасности или защиты окружающей среды. Разработкой CS занимается NRCS. CS устанавливают как требования к товарам, так и порядок подтверждения соответствия.

Как и в других странах, часть товаров не требует обязательной сертификации, и гарантия соответствия может быть декларирована производителем под свою ответственность. Однако не все торговые партнеры готовы сотрудничать на таких условиях. Зачастую торговый партнер может потребовать гарантий соответствия продукта перед импортом. Такой гарантией обычно является сертификат соответствия. Производитель может пройти сертификацию и получить маркировку SABS. Для этого ему необходимо пройти несколько этапов:


— Продукт должен соответствовать стандартам SABS / SANS
— Затем продукт подлежит испытаниям
— Ваша система качества оценивается по ISO 9000 или по другим стандартам качества
— Если продукт и система качества соответствуют требованиям, выдается разрешение на применение маркировки
— Регулярное тестирование продукта проводится в течение года, и дается обратная связь о результатах испытаний
— Не реже двух раз в год проводится аудит системы менеджмента качества.
В результате производитель получает маркировку SABS:

В Южной Африке существует хорошо разработанный режим нормативных стандартов, который контролирует требования к маркировке для следующих категорий товаров:
— химическая продукция;
— электротехнические изделия;
— продукты питания и товары для здоровья;
— продукция машиностроения;
— строительные материалы;
— добыча полезных ископаемых;
— услуги;
— транспорт;
— косметика.

Требования к содержанию этикеток относятся главным образом к текстилю, обуви и сумочкам, где должна отображаться постоянная этикетка с указанием производителя и страны происхождения. Этот процесс осуществляется Комиссией по международной торговле ЮАР (International Trade Administration Commission (ITAC) (http://www.itac.org.za/)). Другие контролируемые импортные товары, подлежащие предварительной оценке (вредные химические вещества, фармацевтические препараты, бактериологические, ядерные / радиоактивные и опасные / летучие вещества), импортируются зарегистрированными импортерами, чьи требования к маркировке и содержанию этикетки определяются на специальной основе во время оценки соответствия продукта.

При реализации товаров в рознице импортируемые технические изделия должны содержать инструкции по безопасности или другие руководства пользователя на английском языке. Также для пользователя указывается информация об официальном южноафриканском сервисном агенте для продукта и, реже, информация об импортере продукта. В инструкции пользователя также указывается информация о гарантии.

Закон о защите прав потребителей в южноафриканских странах (CPA) в 2011 году дает потребителям больше юридического влияния при предъявлении претензий по возмещению убытков по товарам. Этот акт возлагает большую ответственность на иностранных производителей в дополнение к их дистрибьюторам в случае, если кто-то предъявит иск за ущерб. Допускается также конфискация активов иностранной компании в Южной Африке для выплат по убыткам, причиненным некачественным продуктом. Положения CPA особенно важны, когда речь заходит о маркировке. Производители должны проявлять особую осторожность в отношении любого продукта, для которого требуются предупреждающие этикетки или информационные листы, объясняющие использование продукта. Ответственность при этом несут как местный розничный торговец, так и производитель.
Экономика ЮАР
Южноафриканская налоговая система основывается на следующих базовых законах: Законе о налогах (Income Tax Act 58 of 1962), законе об НДС (VAT Act 89 of 1991) и Законе о таможне (Customs Act 91 of 1964). Каждый год в ЮАР Министр финансов представляет в Парламент страны бюджет на следующий год, которым определяются общие расходы на следующий финансовый год (год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта) и источники их финансирования.

Налоговая система ЮАР базируется на «резидентском принципе» - это означает, что у резидентов страны налогами (за некоторым исключением) облагаются все доходы, вне зависимости от источника их происхождения. Нерезиденты обязаны уплачивать налоги с доходов, полученных в ЮАР.

Большинство налоговых доходов в стране поступает от подоходных налогов с физических лиц, налогообложения прибыли юридических лиц, около одной трети общих поступлений приходится на не прямые налоги, такие, как НДС.

У физических лиц налогами облагаются доходы, полученные за последние 12 месяцев, начиная с 1 марта, у юридических лиц облагаемый период совпадает с финансовым годом.

В ЮАР все доходы компаний-резидентов облагаются федеральным налогом на корпорации (corporate income tax, CIT) по фиксированной ставке - 28%. Налогооблагаемая база определяются путем вычитания из полученных доходов разрешенных вычетов. Компанией-резидентом для целей налогообложения считается компания, которая инкорпорирована в ЮАР, или ведет бизнес в ЮАР, а ее штаб-квартира и менеджмент находятся в ЮАР, или компания, в которой большинством голосующих акций владеют граждане ЮАР. У иностранных компаний облагаются налогом только доходы, полученные от деятельности и прироста капитала по южноафриканским активам.

Налогом на корпорации облагаются следующие виды компаний:

- открытые акционерные компании,
- закрытые акционерные общества,
- кооперативы,
- компании малого и среднего бизнеса,
- корпорации,
- зарегистрированные, но не действующие компании,
- коллективные инвестиционные схемы.

В налоговом плане доходы иностранных компаний облагаются таким же 28% налогом, что и компании-резиденты.

Начинающий бизнес, зарегистрировавший малое предприятие (Small Business Corporation, SBC), облагается корпоративным налогом по специальным ставкам (с 1 апреля 2018 г.):

- при получении прибыли в размере до с рэндов – 0%,
- при получении прибыли в размере от 78 151 рэндов до 365 000 рэндов – 7% с суммы превышения 78 151 рэндов;
- при получении прибыли в размере от 365 001 рэндов до 550 000 рэндов – 20080 рэндов + 21% с суммы превышения 365 000 рэндов;
- при получении прибыли в размере свыше 550 001 рэндов – 58 930 рэндов + 28% с суммы превышения 550 000 рэндов.

Соглашение между Россией и ЮАР "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход" было подписано 27.11.1995 г.

Налогообложение иностранных индивидуальных предпринимателей почти не отличается от налогообложения иностранных компаний. Они также обязаны платить налог с полученных от деятельности в ЮАР доходов, за исключением налоговых удержаний, которые взимаются по своим ставкам. Однако определение размер налога на полученные доходы для них имеет (с 1 марта 2018 г.) рассчитывается следующим образом:

- при получении прибыли в размере до 195 850 рэндов – 18% от облагаемой прибыли;
- при получении прибыли в размере от 195 851 рэндов до 305 850 рэндов – 35 253 рэндов + 26% с суммы превышения 195 850 рэндов;
- при получении прибыли в размере от 305 851 рэндов до 423 300 рэндов – 63 853 рэндов + 31% с суммы превышения 305 850 рэндов;
- при получении прибыли в размере от 423 301 рэндов до 555 600 рэндов – 100 263 рэндов + 36% с суммы превышения 423 300 рэндов;
- при получении прибыли в размере от 555 601 рэндов до 708310 рэндов – 147 891 рэндов + 39% с суммы превышения 555 600 рэндов;
- при получении прибыли в размере от 708 311 рэндов до 1 500 000 – 207 448 рэндов + 41% с суммы превышения 708 310 рэндов;
- при получении прибыли свыше 1 500 001 рэндов – 532 041 рэндов + 45% с суммы превышения 1500 000 рэндов.

Кроме корпоративного налога в ЮАР имеются следующие виды налогов и сборов, применяемые вне сферы внешнеэкономической деятельности.

1. Налог на добавленную стоимость (НДС, value added tax, VAT) относится к категории косвенных налогов и установлен с 1 апреля 2018 г. в размере 15% на широкий спектр товаров, услуг, прав, приобретаемых или в связи с приобретением в ЮАР. Налог уплачивается продавцом или поставщиком товара или услуги, который зарегистрирован для целей VAT налогообложения. Такой поставщик также имеет право на получение вычета. Налогом не облагаются экспортные товары, некоторые виды продуктов и услуг.

2. Налог на переуступку прав собственности на недвижимость (transfer duty) уплачивается в установленном размере в зависимости от стоимости покупки. С 01.03.2017 установлены следующие ставки:

- до 900 000 рэндов – 0%,
- свыше 900 001 рэндов до 1 250 000 рэндов – 3% с суммы превышения 900 000 рэндов,
- свыше 1 250 001 рэндов до 1 750 000 рэндов – 10 500 рэндов + 6% с суммы превышения 1 250 000 рэндов,
- свыше 1 750 001 рэндов до 2 250 000 рэндов – 40 500 рэндов + 8% с суммы превышения 1 750 000 рэндов,
- свыше 2 250 001 рэндов до 10 000 000 рэндов – 80 500 рэндов + 11% с суммы превышения 2 250 000 рэндов,
- 10 000 001 рэндов и свыше – 933 000 рэндов + 13% с суммы превышения 10 000 000 рэндов.

Налог уплачивают как физические, так и юридические лица. В случае применения VAT налог на переуступку прав не уплачивается и наоборот.

3. Налог на передачу ценных бумаг (securities transfer tax, STT) установлен в размере 0,25% на каждую сделку с ценными бумагами, выпущенными национальными компаниями в стране и иностранными компаниями, имеющими листинг на фондовой бирже.

4. Налог на пожертвования (donations tax) установлен в размере 20% от суммы пожертвования. Этим налогом также облагается передача недвижимости по особым обстоятельствам. Пожертвования от имени компаний и трастов на суммы свыше 30,0 млн. рэндов облагаются налогом в размере 25%. Нерезиденты не облагаются этим налогом. Пожертвования от имени физических лиц на суммы до 100,0 тыс. рэндов также освобождаются от уплаты этого налога.

5. Налог c оборота (turnover tax) установлен для налогообложения микро-бизнеса и заменяет собой все основные налоги. К микро-бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, партнерства, ЗАО, кооперативы и компании с годовым оборотом до 1,0 млн. рэндов.

До 28.02.2019 установлены следующие ставки при обороте:

- до 335000 рэндов – 0%,
- свыше 335 001 рэндов до 500 000 рэндов – 1% с суммы превышения 335 000 рэндов,
- свыше 500 001 рэндов до 750 000 рэндов – 1 650 рэндов + 2% с суммы превышения 500 000 рэндов,
- свыше 750 001 рэндов – 6 650 рэндов + 3% с суммы превышения 750 000 рэндов.

6. Налог на дивиденды (dividends tax) установлен с 22.02.2017 в размере 20% от суммы получаемого дивиденда. По сути, дивидендом считается любая плата компанией акционеру этой компании по его акциям. Налогообложению подлежат дивиденды, выплачиваемые южноафриканской компанией или иностранной компанией, имеющей листинг на фондовой бирже JSE. Дивиденды, выплачиваемые материнской компанией, не облагаются этим налогом.

7. Импортная пошлина (customs duty) устанавливается на импортные товары в соответствии с Таможенным тарифом;

8. Отчисления в пенсионный страховой фонд (unemployment insurance fund (UIF) contributions) установлены в размере 2% от ежемесячных выплат работодателем работнику. При этом 1% отчисляется работодателем, а 1% - самим работником. При этом оговаривается, что эти отчисления при сумме ежемесячных выплат работнику не должны превышать (с 1.10.2012) 14 872 рэнда или 178 464 ежегодно. Если сумма превышает этот максимальный порог, то расчет делается по максимальной сумме выплат, превышение не облагается.

9. Сбор на квалифицированную рабочую силу (skills development levy) взимается с заработной платы, размер которой превышает 500,0 тыс. рэндов в год. С зарплаты меньшего размера этот сбор не взимается. Размер сбора составляет 1%.

10. Акцизный налог и акцизные сборы (excise duty and levies) установлены на такие товары, как топливо, табачная и алкогольная продукция и некоторые виды дорогих товаров (электроника, косметика). Величина этого налога зависит от вида товара.

Акцизными налогами и сборами облагаются производители товаров стран-членов таможенного союза SACU.

Акцизные налоги начисляются на следующие товары:

- алкогольные и табачные продукты:
- солодовое пиво,
- традиционное африканское пиво,
- спиртные напитки и ликеры,
- вина, вермуты и другие похожие продукты,
- табачные продукты.
- топливные продукты (бензин, дизельное, биодизельное топливо, растворители, керосин, парафин и т.п.),
- товары «роскоши» (автомобили, электронное оборудование и товары, косметика, парфюмерия и т.п. товары).

Акцизные сборы применяются вместе с акцизными налогами или отдельно от них. В ЮАР применяются следующие акцизные сборы:

- топливный сбор, сбор в Фонд пострадавших от автомобильных катастроф, сбор на нефтепродукты,
- экологический сбор:
- за пластиковые мешки (12 центов за мешок),
- на новую энергетическую генерацию (3,5 центов за 1 квт в час),
- на энергосберегающие лампы (800 центов за одну лампу),
- за выбросы углекислого газа (110 рэндов - при превышении 120 г/км., 150 рэндов - при превышении 150 г/км.).

11. Аэропортовый сбор (air passenger tax) взимается с операторов авиационного рынка, начисляется в зависимости от количества пассажиров, вылетающих из ЮАР и учитывается авиакомпаниями в стоимости авиабилета (отдельно с пассажиров этот налог при вылете из южноафриканских аэропортов не взимается), с 01.04.2017 действуют следующие ставки:

- в страны Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд – в размере 169 рэндов с пассажира,
- в другие страны – 223 рэндов с пассажира.

12. Роялти за добычу минеральных и углеводородных ресурсов (mineral and petroleum resource royalties) взимаются за использование минеральных и углеводородных ресурсов. Размер роялти зависит от типа разрабатываемого ископаемого и варьируется от 0,5% до 7%.

В стране также имеются другие налоги и сборы, близкие по своей природе к налогам, устанавливаемые на региональном уровне. Например, так называемые «налоги, связанные с собственностью» (на вывоз мусора, канализацию, электричество, водоснабжение и т.п.).

Логистические маршруты поставки продукции в ЮАР
Географическая удаленность ЮАР от Российской Федерации предполагает преимущественное использование перевозок морским и авиационным транспортом, а также по мультимодальным схемам.

Авиаперевозки из-за относительно высокой стоимости применяются для определенных видов грузов (скоропортящиеся товары, товары с высокой добавленной стоимостью, живой скот и т. п.). Доставка морским транспортом значительно дешевле и применяется для доставки грузов навалом или в контейнерах. Порты ЮАР включены в ряд международных контейнерных линий: APM-Maersk, Mediterranean Shipping Company, COSCO SHIPPING Lines Co. Ltd, Ocean Network Express Pte. Ltd., Evergreen Line.

Мультимодальные схемы (как правило, морской транспорт и железнодорожные перевозки) применяются для доставки грузов из портов ЮАР в центральную часть Российской Федерации и обратно.

Мультимодальные логистические схемы (авиа- и морские перевозки).

1. «СКАЙ-МАРИН» (https://www.sky-marine.ru/perevozki-v-yuar);

2. «STG-EXPRESS» (http://stg-express.com/);

3. «Аистлог» (http://www.aistlog.ru/dostavka-gruzov-iz-south-africa/);

4. «Транс-Агент» (https://www.trans-agent.ru/yuar.php);

5. «Международные Транспортные Перевозки» (http://mtperevozki.ru/africa.html)

6. «Инстар Логистикс» ( http://www.instar.ru )

Морские перевозки.

1. «Mediterranean Shipping Company» (https://www.msc.com/zaf/contact-us/msc-johannesburg);

2. «Maersk Line Southern Africa» (http://www.maerskline.com/);

3. «Baltic Shipping Ltd» - оператор рефрижераторных судов (http://www.baltic-shipping.com/).

Основные рекомендации по экспорту продукции в ЮАР

В ЮАР признается недостаточность развития таких инфраструктурных секторов экономики, как энергогенерация, передача электроэнергии на большие расстояния (ЛЭП), газотранспортная инфраструктура, энергогенерация с использованием природного газа с сопутствующей инфраструктурой по регазификации импортируемого сжиженного природного газа и развитием газопроводной инфраструктуры, железнодорожное хозяйство, оптико-волоконные линии связи. Особенно остро ощущается потребность в обеспечении оборудованием этой инфраструктуры во внутренних городских и муниципальных сетях.

В области производства электроэнергии весьма перспективным направлением является участие российских инжиниринговых, сервисных и энергомашиностроительных компаний в реконструкции действующих угольных ТЭС, обеспечивающих выработку около 90% электроэнергии в ЮАР. Вместе с тем эти перспективы осложнены специфическими требованиями, вытекающими из монопольного положения государственной компании Эском, которая является заказчиком этих работ и поставок оборудования, а также особенностями регулирования госзакупок, определяющими неизбежность конкурсного характера закупок и, в подавляющем большинстве случаев, кооперации с местными компаниями, представляющими интересы чернокожего бизнеса. Оборудование для передачи электричества также имеет перспективы, особенно в регионах ЮАР, не имеющих своих генерирующих мощностей.

Очевидны перспективы для российской ядерной энергетики в ЮАР, однако они в значительной степени связаны с внутриполитическим развитием ЮАР. Представляется также перспективной подотрасль энергетики, связанная с использованием природного газа, однако она требует создания с нуля объектов, связанных с формированием ресурсной базы – газопровод из Мозамбика, терминалы по приему сжиженного природного газа и его регазификации, сеть внутренних трубопроводов, подготовка персонала для нового сектора энергогенерации, подтверждение коммерческих перспектив разведываемых в настоящее время запасов природного газа во внутренних районах и на континентальном шельфе ЮАР.

Южноафриканский информационно-технологический сектор занимает первую позицию в Африке и 20 место в мире. В настоящее время приоритет отдается развитию секторов мобильной связи и электронных финансовых услуг.

Разработка существующих и открытие новых месторождений твердых полезных ископаемых в стране оставляет актуальным использование новых современных технологий и оборудования в горной добыче и обогащении рудного сырья. Российское горнодобывающее оборудование, технологии геологоразведки, картографии, имеющие мировое признание, при правильной маркетинговой политике имеют перспективу на южноафриканском рынке.

Нехватка свободных мощностей для транспортировки грузов по железной дороге, особенно для перемещения крупнотоннажных поставок экспортных товаров (железная руда, уголь), заставляет южноафриканское правительство выделять существенные финансовые средства на модернизацию существующих и строительство новых железнодорожных путей сообщения и сопутствующей инфраструктуры. Российская продукция - рельсы, компоненты железнодорожного подвижного состава, железнодорожное оборудование и техника могли бы быть востребованы для этих целей. Однако к этой сфере применимы те же оговорки о специфике регулирования закупок, что и для энергетики.

Несмотря на наличие собственного высокоразвитого лесопромышленного комплекса, ЮАР импортирует разнообразную продукцию деревообработки, в том числе древесноплитную продукцию и крафт-бумагу. На сегодня в российском экспорте в ЮАР эти позиции быстро увеличивают свою долю. Учитывая определенную новизну и перспективы рынка ЮАР для российских экспортеров, им следует более активно использовать маркетинговые инструменты, посещать профильные выставки в ЮАР.

Продукция из цветных металлов имеет перспективы устойчивого спроса на рынке ЮАР со стороны пищевой, электротехнической промышленности, сферы телекоммуникаций, энергетики. С учетом показателей импорта из России и импорта ЮАР в целом по данной товарной категории, российские экспортеры имеют возможности расширения своей доли на рынке при условии активной маркетинговой работы, участия в профильных отраслевых мероприятиях. Предпосылки как минимум устойчивого спроса на это продукцию связаны с развитием пищевой промышленности ЮАР и ее упаковочного сегмента, развитием телекоммуникаций и острой необходимостью модернизации всего энергетического хозяйства.

Для поддержки национального сельскохозяйственного производства ЮАР, очевидно, нуждается в значительных объемах закупок удобрений.

Российское высокотехнологическое оборудование, также могло бы найти свою нишу в удовлетворении южноафриканских потребностей в других областях экономики.

При проработке возможностей экспорта российской продукции в ЮАР российским экспортерам следует учитывать особенности внутренней экономической политики ЮАР, направленной на импортозамещение и локализацию производства импортируемых товаров, создание рабочих мест, причем в первую очередь, для низкоквалифицированных работников, создание условий для обучения и повышения квалификации работников, создание преференциальных условий для хозяйствующих субъектов, имеющих рейтинги по степени вовлечения чернокожего населения в деловую активность. В этих условиях российским экспортерам, прежде всего, машинно-технической продукции, целесообразно быть готовыми к проработке кооперационных проектов в ЮАР и их более позитивному восприятию в ЮАР, чем экспорта полностью готовой продукции.



Риски и возможности продвижения товара в ЮАР

Возможности:

1. Стабильно растущий ВВП.
2. Рынок не чувствителен к качеству продукции

Риски:

1. Сложная и дорогая транспортировка
2. Высокая конкуренция на рынке экспорта

Особенности проведения рекламных мероприятий

Реклама в ЮАР выглядит вполне по-европейски. Наружные баннеры и рекламные ролики трудно отличить от европейских. Единственное чем ЮАР круто отличается от всего мира это наружная реклама. Наружной рекламы в ЮАР очень много и зачастую это не скучные и одинаковые принты, а полноценные рисунки местных мастеров. Такая реклама превалирует в регионах, но и в крупных городах без нее не обходится ни один десяток домов.

Возможности осуществления расчётов

В ЮАР установлен не регулируемый, свободно плавающий курс южноафриканского рэнда [1] , и национальная система валютного регулирования накладывает незначительное количество ограничений на операции с национальной или иностранной валютой, которые, в основном, связаны с защитой национальной финансовой системы и выполнением обязательств страны в рамках международных соглашений по противодействию «отмыванию денег» и борьбы с международным терроризмом.

Валютный контроль в стране администрируется Резервным банком ЮАР (South African Reserve Bank, SARB), который делегирует полномочия по операциям с валютой Уполномоченным дилерам (Authorized Dealers). Южноафриканские власти не устанавливают валютный контроль за не резидентами, но контролируют деятельность резидентов и транзакции, осуществляемые между резидентами и не резидентами. Для этих целей под термином «резидент» понимается любой гражданин или компания, которые проживают на территории ЮАР или зарегистрированы в ЮАР.

В принципе в ЮАР нет ограничений для иностранцев по приобретению местных компаний или бизнесов, и иностранные капиталовложения не требуют получение одобрения SARB, но прием иностранных займов южноафриканской зарегистрированной компанией (включая южноафриканское дочернее предприятие или отделение иностранной компании) требует такого одобрения. Также одобрение требуется на оплату южноафриканскими резидентами иностранных займов.

В стране нет ограничений на размер капитала с точки зрения валютного контроля, но размер процента по иностранным займам контролируется SARB и требует предварительного одобрения этим регулятором. После получения такого одобрения нет никаких ограничений на перевод сумм по его оплате за границу.

Доходы, полученные нерезидентами от продаж активов в ЮАР, могут быть переведены без ограничений. Дивиденды, заявленные южноафриканской дочерней компанией, и доходы от деятельности отделения иностранной компании в ЮАР могут быть переведены за границу.

Платежи за импорт товаров могут быть произведены только через Уполномоченных дилеров по представлению документов, подтверждающих получение южноафриканского товара.

Денежные средства в оплату экспортных поставок южноафриканских товаров должны быть переведены в ЮАР и предложены к покупке через Уполномоченных дилеров в течение 30 дней с момента перевода в страну. Экспортерам может быть предоставлен кредит Уполномоченным дилером на срок до 180 дней. Срок кредита может быть продлен.

Резидент ЮАР (если он старше 18 лет) имеет право на перевод за границу суммы в размере 1,0 млн. рэндов в год на следующие цели: туристические поездки, подарки, плата за учебу, алименты или помощь детям, инвестиции. Кроме этого, такой гражданин имеет право инвестировать средства от своего имени в размере до 10 млн. рэндов в год в иностранный капитал в странах за исключением стран, входящих в Общую монетарную зону (Лесото, Свазиленд и Намибия). В случае необходимости инвестирования свыше 10,0 млн. рэндов, подается запрос в SARB на получение разрешения.

Центральный банк страны наделен полномочиями по эмиссии наличных денег в ЮАР. Монеты достоинством в 5, 10, 20 и 50 центов, 1, 2 и 5 рэндов выпускаются на Южноафриканском монетном дворе (South African Mint Company (Pty) Ltd), который является 100% дочерней компанией Центрального банка страны.

Банкноты номиналом 10, 20, 50, 100 и 200 рэндов печатаются компанией South African Bank Note Company (Pty) Ltd (100% дочкой SARB) на бумаге.

В ЮАР получили распространение следующие кредитные карты: American Express, Bankcard, Diner's Club Card, Master Card, Visa Card, JCB. Они принимаются в большинстве торговых розничных сетей, отелях и в банкоматах. С практической точки зрения при планировании деловых поездок в ЮАР следует учитывать, что с учетом высокого уровня криминальных угроз в крупных городах ЮАР банковские карты являются предпочтительным инструментом повседневных расчетов при приобретении потребительских товаров и услуг. В ЮАР распространена практика, когда некоторые организации (магазины, гостиницы, рестораны и пр.) в принципе не принимают наличные деньги для оплаты товаров или услуг и расчет возможен только по банковской карте. Крупные потребительские платежи, например, за покупку автомобиля, принято выполнять в виде банковских переводов. Наличные деньги могут потребоваться при расчете за мелкие покупки и услуги. Не рекомендуется демонстрировать в общественных местах наличие при себе крупных сумм наличных денег.

Каких-либо ограничений на вывоз или ввоз иностранной валюты в страну физическими лицами не установлено, но суммы равные или свыше 10,0 тыс. долл. США подлежат декларированию. Легальный обмен наличной иностранной валюты возможен только в банковских учреждениях ЮАР, требует предъявления паспорта, предусматривает объемный профайлинг клиента и обычно сопряжен с затратами времени.

Проверка делового партнера

В ЮАР все компании для осуществления бизнеса должны быть зарегистрированы в Комиссии по компаниям и интеллектуальной собственности - Companies and Intellectual Property Commission, CIPС (http://www.cipc.co.za/).

Простая проверка компании осуществляется на специальном портале CIPС по адресу (http://www.cipro.gov.za/transact/), где простым вводом названия компании или ее номера можно убедиться в том, что эта компания зарегистрирована в ЮАР. Этим ограничиваются возможности бесплатной проверки факта регистрации компаний.

Для получения более детальной информации по компании, в том числе оценки статуса деятельности компании (например, ведет/не ведет фактическую хозяйственную деятельность, платит/не платит налоги и пр.) можно воспользоваться платными услугами следующих информационных источников:

- Pearson Publishing CC (https://www.ciproza.co.za/) администрирует поисковую систему CIPROZA;

- Pitney Bowes South Africa (http://www.pbverify.co.za/index.php) администрирует поисковую систему pbVerify.

Информация предоставляется в онлайновом режиме, необходимо зарегистрироваться. Оплата производится посредством кредитной карты. Стоимость услуги зависит от объема запрашиваемой информации. Информация берется из базы данных CIPC.

Также для целей проверки кредитоспособности потенциальных партнеров в ЮАР целесообразно рассматривать возможности использования международных бюро кредитных историй и других аналогичных организация, предоставляющих информацию такого рода на коммерческих условиях.
Поделиться в социальной сети: