ОБЗОРЫ СТРАН
Турция
  • Столица: Анкара
  • Территория: 783 563 км кв.
  • Население: 83 154 997 чел.
  • ВВП: 2 372 млрд. долл. США
  • Национальная валюта: турецкая лира
  • Официальный язык: турецкий

Выход на рынок Турции: подробности для участников ВЭД

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в Турцию продукции

1) Контроль импортных поставок зерновых культур, продуктов переработки зерна, семян масличных культур, а также очищенных семян масличных культур осуществляется в два этапа:

a) Одобрение сертификата контроля
b) Таможенный контроль

2) Перед тем, как осуществить импортные поставки зерновых культур, продуктов переработки зерна, семян масличных культур компании-импортеры должны представить в местное управление документы, приведенные ниже и получить сертификат контроля. Сертификат контроля является документом, содержащим наименование продукта, его характеристики, количество, а также импортирующие и экспортирующие компании, относящиеся к импортируемому продукту, сертификат выдается в целях предоставления предварительной информации до осуществления импортной поставки. Документы, необходимые для получения сертификата контроля следующие:

a) Петиция
b) Бланк сертификата контроля
c) Проформа инвойса
d) Образец упаковочной этикеткой продукта: не требуется для продукции, поступающей насыпью.
e) Состав продукта: требуется для продуктов, состоящих более чем из одного ингредиента.
f) Документ, касающийся деятельности компании: требуется только при первом обращении компании-импортера.

3) Местное управление проверяет и одобряет документы, высылает копии каждого документа компании-импортеру, а также в местное управление региона, в котором будет осуществляться импортная поставка.

4) Жмыхи и шроты, предназначенные для кормовых целей, а также продукты переработки зерна не подлежат контрольной сертификации, импортер должен подать заявку напрямую для текущей импортной поставки.

5) Компания-импортер начинает процедуры по импорту и подает заявку в местное управление для получения письма соответствия продукции при поступлении импортируемого продукта на таможню. Следующие документы необходимы для подачи заявки на получение письма соответствия:

a) Транспортная документация либо таможенная декларация, касающаяся поступления продукции на таможню.
b) Сертификат контроля и приложения к нему.
c) Сертификат по безопасности продукции, сертификат безопасности растительной продукции.
d) Сертификат на содержание диоксина: только для жмыхов и шротов и растительной продукции, предназначенной на корм.
e) Результаты анализов или спецификация на продукцию (для кормов).

6) Продукция, подлежащая сельскохозяйственному карантину, проходят проверку во время официальных процедур на наличие карантинных объектов.

7) Корма и продукты питания должны проходить дальнейшие инспекционные проверки в рамках соответствующей законодательной базы. Такие проверки должны включать:

a) Контроль документации: контроль всей документации, представленной при импортных поставках, включая одобренный сертификат контроля, касающийся
продукта;
b) Контроль идентичности: контроль соответствия информации, сопровождающей продукцию;
c) Контроль по физическим показателям: контроль, включающий органолептическое исследование, контроль упаковки и маркировки, отбор проб, а также лабораторные анализы.

8) В рамках контроля по физическим показателям в случае необходимости должен быть произведен отбор проб и их анализ в лабораториях, одобренных министерством.

9) Информация, касающаяся требуемых анализов и максимально допустимых уровней, относящихся к группам продуктов, приводится в приложениях.

10) Результаты анализов должны пройти оценку в местном управлении и в случае соответствия всех контрольных результатов выдается письмо соответствия импортной поставки.

11) Контрольные проверки, проводимые в ходе импортных поставок зерновых культур, продуктов переработки зерна, семян масличных растений и очищенных семян масличных растений при импортных поставках из всех стран имеют единую форму и не имеют различий по странам.

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой продукции в Турцию

В настоящее время торговая политика Турции находится в полном соответствии с торговым законодательством Европейского союза. Таможенный союз между Турцией и ЕС начал функционировать с 1 января 1996 г. на основании Решения Совета Ассоциации Турции-ЕС № 1/95 от 22 декабря 1995 г. В отношении всех промышленных товаров и «промышленного компонента» переработанных сельхоз товаров таможенный союз предусматривает «в значительной степени схожую» политику Турции и ЕС в области импортного и экспортного регулирования (включая, правила применения и администрирования квот, защиты от недобросовестного импорта и др.). Общий таможенный тариф устанавливается в отношении всех промышленных товаров. Турция обязана привести свой таможенный тариф в соответствие с тарифом ЕС и в дальнейшем повторять все изменения в тарифе ЕС. Исключения из этого правила возможны по согласованию с ЕС на переходный период и только для случаев, когда тариф, применяемый Турцией, выше тарифа ЕС. Турция обязана обеспечивать в отношении с третьими странами преференциальный режим, аналогичный режиму, существующему у таких третьих стран с ЕС. Это касается, как соглашений о свободной торговле (которые Турция заключает с теми же странами, которые имеют соответствующие соглашения с ЕС), так и национальной системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран. В отношении переработанных сельхоз товаров Турция сохраняет право применять в отношении ЕС и в отношении третьих стран пошлины на т.н. «сельхозкомпонент», однако, правила их расчета устанавливаются в Решении № 1/95. На базовые (не переработанные) сельхоз товары не распространяется общая торговая политика и общий таможенный тариф таможенного союза Турции и ЕС. В отношении третьих стран Турция может проводить самостоятельную торговую политику. Таможенные пошлины в Турции взимаются во время импортирования на основании базы таможенных тарифов, определяемой на основе принципов таможенной оценки в соответствии с Номенклатурой Таможенных Тарифов, Таможенным законом № 4458 от 27.10.1999 г. ведомствами, курирующими данную отрасль, являются Совет министров Турецкой Республики, Министерство экономики и Министерство таможни и торговли.

Процесс сертификации

Таможенный режим регулируется Постановлением Совета министров Турции, шестью списками, устанавливающими величину таможенных пошлин и 19 коммюнике, устанавливающими требования к импорту определенных групп товаров. Кроме перечисленных документов, существуют коммюнике по импортному контролю отдельных товаров.

Обзор упомянутых выше документов, а также документов в области стандартизации и технического регулирования приведен на турецком инвестиционном портале: http://www.tariff-tr.com/Standardizationregime.aspx

Доступ к полным версиям документов платный. Все принятые законы, включая коммюнике публикуются в официальной газете Турции (Official Gazette of TR www.resmigazete.gov.tr/), где можно найти официальные тексты документов (на турецком языке).

Техническое регулирование
Основные положения об импорте продукции в Турцию с маркировкой СЕ (опубликованном в официальном бюллетене Турции от 14 февраля 2004 года № 25 373):

1. Турция завершила согласование директив ЕС о новом подходе в отношении медицинских устройств, активных имплантируемых медицинских устройств, оборудования, низковольтного оборудования и электромагнитной совместимости и ввела в действие соответствующие технические регламенты на внутреннем рынке. Контроль импорта этих продуктов регулируется Коммюнике об импорте продуктов, маркированных знаком СЕ, который был обнародован в официальном бюллетене Турции от 14.2.2004 и пронумерован 25 373.

2. Согласно этому Коммюнике, игрушки, медицинские устройства и активные имплантируемые медицинские устройства подлежат проверке TSE (Turkish Standards Institution), (https://www.tse.org.tr) которая была разрешена Министерством здравоохранения для проведения этих проверок на стадии импорта. Продукты, подпадающие под директивы по оборудованию, низкому напряжению и электромагнитной совместимости, также проверяются TSE от имени Министерства промышленности и торговли. Проверки проводятся в отношении основных требований, которые изложены в технических регламентах, касающихся этих продуктов.

3. Письмо соответствия выдается TSE в случае, если «Декларация соответствия» представляется в TSE до стадии импорта. Тем не менее, TSE может по-прежнему запрашивать технический файл и проверять продукты, если это необходимо, с целью проверки того, выпускаются ли сертификаты и / или марки (знак CE) в соответствии с Правилами для игрушек, медицинских устройств, активных имплантируемых Медицинские приборы, машин, низковольтного оборудования и электромагнитной совместимости. Кроме того, продукты, сертифицированные в соответствии с директивами ЕС, упомянутые выше, и которые свободно распространяются в ЕС, не подлежат какой-либо процедуре проверки на этапе импорта.

4. С другой стороны, игрушки, медицинские устройства, активные имплантируемые медицинские устройства, машины и продукты, на которые распространяются директивы по низковольтному оборудованию, электромагнитной совместимости, которые сертифицированы в соответствии с директивами ЕС и которые свободно распространяются в ЕС, не подлежат какой-либо процедуре проверки на стадии импорта, если не будет очевидно, что эти продукты представляют серьезный риск и опасность.

То есть, если продукция маркирована знаком СЕ, она может свободно импортироваться и подлежит дополнительному контролю только в случае очевидной опасности этой продукции. Исходя из этого, самым простым решением для подтверждения соответствия товара является получение СЕ маркировки (http://www.icqc.eu/) по европейским директивам.

Коммюнике о контроле импорта некоторых продуктов, имеющих маркировку СЕ (2010/9)

Импорт машин (2006/42/EC), низковольтного оборудования (2006/95/EC), оборудования под давлением / сосуды (97/23 / EС, 87/404/EEC, 99/36/EC), техники для сжигания газообразного топлива (90/396/EEC), лифтов (95/16/EC), водогрейных котлов (92/44/EEC) и электромагнитной совместимости (2004/108/EC) подлежат проверке TSE. Элементы управления основаны на проверке документов, таких как Декларация соответствия CE. В редких случаях TSE может запрашивать технические файлы, если есть сомнения в подлинности документов. Продукты, поступающие из ЕС, не подлежат контролю, если они не производятся в третьей стране.

Таким образом, определенные категории товаров, произведенные в России (т.е. в третьей стране) попадают под дополнительный контроль при импорте.

Экономика Турции
Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию Турции
Таможенный тариф формируется в соответствии с положениями Соглашения о реализации Статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле (GATT). Ознакомится можно по ссылке (http://docs.cntd.ru/document/902 340 081). Основные применяемые в Турции таможенные режимы:

 — Режим таможенного склада;
— Режим обработки товаров внутри таможенной территории;
— Режим обработки товаров вне таможенной территории;
— Режим временного импорта;
— Обработка в соответствии с режимом таможенного контроля;
— Транзитный режим;
— Экспортный режим (первые 5 режимов относятся к «Таможенным режимам с экономическим эффектом»).

Рассматривая неустойки по таможенным платежам в Турции, отметим, что в таможенном законодательстве предусмотрено 2 вида неустоек: неустойки, взимаемые в результате операций, вызвавших налоговые убытки; штрафы, относимые к нарушениям (процедурные несоответствия) Импорт товаров в Турцию остается предметом разнообразны контрольных мер, предусмотренных законодательством Турции в части импортного режима. Эти нормы и меры определяют систему импортных тарифов, измененную в соответствии со специальными договорами между нациями и освобождениями от таможенных сборов и/или разрешениями по определенным продуктам. В соответствии с правилами импортного режима Турции, импортные товары могут быть разделены на 3 группы:

1. Товары, ввозимые с разрешения.

Может требоваться разрешение специальных органов, таких как Министерство сельского и лесного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, Комитет атомной энергетики Турции. Более того, некоторые товары могут импортироваться только уполномоченными учреждениями, например, оружие (импортируется армией), бумажные деньги (импортируются только Центральным Банком Турции) и пр.

2. Запрещенные к импорту в Турцию товары.

Импорт определенных товаров строго запрещен: конопля и продукты опия, все виды соломы, сена, листьев, естественных удобрений, семена шелкопряда, поддельные этикетки и упаковочный материал и пр.

3. Свободно ввозимые товары

Большинство товаров может ввозиться свободно на основании уплаты таможенных пошлин и взносов в определенные фонды (если это обязательно) по разным ставкам. За исключением товаров к ввозу при наличии разрешения, любой импорт может осуществляться через посредничество любого банка, уполномоченного оперировать валютной наличностью. Импортные пошлины в Турции. На основании Таможенного Союза между Турцией и ЕС, Турция упразднила все таможенные пошлины, применимые к импорту промышленных продуктов из ЕС, и начала применять Общие таможенные тарифы Сообщества к импорту из третьих стран. Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется на основании сертификата Инвестиционного стимулирования. Возмещение таможенных пошлин также возможно в Турции для компаний, импортирующих товары к применению в обрабатывающей промышленности товаров, производимых на экспорт. Импорт в рамках продвижения. Импорт машин и оборудования в рамках Сертификата инвестиционного стимулирования, регулируется законодательством Турции о стимулировании и освобождается от НДС и таможенных платежей. Любое физическое или юридическое лицо, имеющее индивидуальный налоговый номер, может расцениваться как импортер. Тем не менее, в соответствии с таможенным законодательством Турции, импортеры должны предоставить информационную папку, содержащую Свидетельство о регистрации в Торгово-Промышленной Палате, копию Газеты Торгового Реестра, карточку подписей уполномоченных лиц и письменную доверенность в соответствующие таможенные органы.


Виды налогов, оплачиваемых компаниями-импортерами в Турции
1. Предприятие является резидентным в случае, если его управляющий офис или адрес учреждения расположены на территории юрисдикции. Местные предприятия перечисляют выплаты с общемирового дохода со всех видов прибыли кроме дивидендов. Базовая ставка с доходов иностранных компаний, ведущих коммерческую деятельность в Турции составляет 20%. Прирост капитала облагается по ставке 20%, возможно освобождение от пошлины 75% средств, полученных при реализации доли в бизнесе. Для процедуры нужно соответствовать следующим требованиям: вознаграждение должно быть получено не ранее двух лет с момента продажи, обязано храниться на отдельном счету в течение 5 лет и не использоваться для каких-либо целей.

2. Дивиденды, переданные резиденту, не облагаются процентами. Для освобождения от ставок транзакций в сторону иностранца необходимо соблюдение ряда правил: нерезидент является ЗАО или ООО, дивиденды не попадают под регламент соглашения о двойном налогообложении или налог взимается со стороны иностранца. В противном случае ставка равна 10%.

3. Убытки могут быть отнесены только в случае ликвидация организации, перенесение возможно на 5 лет.

4. Роялти и оплата за технические услуги подлежат обложению по проценту 20% за исключением случаев, когда транзакция защищена соглашением о пресечении двойного налогообложения.

5. Существует налог на перевод доходов из филиалов. Размер — 15%.

1%. Для печатных изданий, оборудования, сданного в лизинг, а также большей части сельскохозяйственной продукции.

8%. Для фармацевтических препаратов, продуктов питания, воды и прочего.

18%. Для всех остальных товаров и услуг.

Постановка юридического лица на учет — платная. Материального порога не существует. Предприятия-нерезиденты, не имеющие постоянного представительства на территории страны, обязаны нанимать налогового агента, а перед началом деятельности самостоятельно уведомить налоговую службу о собственном присутствии в экономической среде. НДС в Турции оплачивается ежемесячно. Декларация подается до 24 числа месяца, следующего за отчетным. Оплата проводится до 26 числа того же месяца.


Логистические маршруты поставки продукции в Турции
Логистические маршруты между Россией и Турцией представлены следующими видами транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный и воздушное сообщение. Автомобильный транспорт. Перевозки грузов и пассажиров между Россией и Турцией осуществляются на основании Соглашения между Правительством СССР и Правительством Турции о международном автомобильном сообщении от 20 июня 1988 г. Автомобильные грузоперевозки осуществляются по маршруту Россия-Украина-Румыния-Болгария-Турция. Данный маршрут наиболее активно используется при поставках сельскохозяйственной продукции из областей, расположенных в южной (Анталья, Мерсин, Хатай), центральной (Эскишехир) и западной (Измир, Денизли, Мугла,) частях Турции, небольших партий промышленного оборудования, стройматериалов, продукции легкой промышленности, текстиля. С учетом прохождения маршрута через Румынию и Болгарию на данном направлении активно действуют транспортные компании указанных стран, что повышает конкуренцию на рынке услуг грузоперевозок и оказывает положительное влияние на динамику цен. В связи с кризисом российско-турецких отношений в 2016 г. показатели грузоперевозок автомобильным транспортом между двумя странами снизились более чем на 65% (с более 50 тыс. автомашин до 18 тыс.). Участие турецких автоперевозчиков упало на 97%, российских на 68% и иностранных на 40%. По данным Союза международных перевозчиков Турции, в экспортно-импортных операциях автомобильным транспортом между Россией и Турцией в 2016 г. на долю компаний из третьих пришлось более 78% и российских — 19%. После отмены Россией в одностороннем порядке безвизового режима для граждан Турции с 1 января 2016 г. и ответных мер турецкой стороны в настоящее время для автоперевозчиков помимо квот-разрешений действует визовый режим. Срок доставки продукции по данному маршруту до Москвы или Санкт-Петербурга составляет 7−8 дней. Первичное таможенное оформление осуществляется в пункте отправки в Турции, таможенная очистка товаров происходит после их получения по месту жительства заказчика в России. Информацию о транспортных компаниях России и Турции можно получить на сайтах Ассоциации международных перевозчиков России (www.asmap.ru) и Союза международных перевозчиков Турции (www.und.org.tr). Железнодорожный транспорт в настоящее время представлен железнодорожно-паромной переправой через порты Кавказ (Россия) и Самсун (Турция). Основной номенклатурой перевозимых в данном сообщении грузов являются удобрения и химикаты из Узбекистана в Турцию, а также строительные грузы из Турции в страны Средней Азии. В последние годы турецкие морские порты динамично развивали свои перевалочные возможности, уровень сервиса. Также с участием данных портов осуществляются фидерные линейные перевозки, которые в последнее время становятся все более востребованными как у морских операторов, так и у представителей смежных видов транспорта. Ввиду большой загруженности основных глубоководных черноморских портов (как российских, так и в сопредельных государствах), а также из-за отсутствия больших контейнерных площадок и логистических центров существует реальная возможность выхода железнодорожно-паромной линии Кавказ-Самсун на данный рынок, емкость которого может достигать до 1 млн. ДФЭ в год. Пассажирские перевозки в железнодорожном сообщении с Турецкой Республикой не осуществляются. Морской транспорт. По данным Минтранса России за 2015 г., между портами России (Азов, Таганрог, Кавказ, Новороссийск) и Турции «Росморречфлот» зарегистрировал 19 морских линий, из них: 13 контейнерных линий, 2 железнодорожно-паромных линии, 4 автопаромные линии:

 — контейнерная линия «Sun Unicorn Navigation AG» (регистрационный номер Ю-3/1) с основными портами захода Азов, Стамбул (Турция) и факультативные порты Керчь и Севастополь для судна «San Unicorn». Линия открыта с 04.02.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии ООО «ЮНЭТИ». Оператор: Sun Unicorn Navigation AG.

 — контейнерная линия «CMA CGM S.A.» (регистрационный номер Ю- 3/2) с основными портами захода Таганрог, Констанца (Румыния) и факультативными портами Новороссийск, Стамбул (Турция) для судна «SVS Vega». Линия открыта с 08.10.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии — ООО «Си Эм Эй Си Джи Э М Русь.

 — железнодорожно-паромная линия «Кавказ-Варна- Кавказ» (регистрационный номер Ю-6/4) с основными портами захода Кавказ, Варна (Болгария) и факультативные порты Поти (Грузия), Самсун (Турция) для судов «Авангард», «VARNA», «Славянин». Линия открыта с 17.11.2008 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Анроскрым», оператор — ООО «Аншип».

 — железнодорожно-паромная линия «Кавказ-Самсун-Кавказ» (регистрационный номер Ю-6/6) с основными портами захода Кавказ, Самсун (Турция) и факультативными портами Крым, Керчь, Эрегли, Дериндже (Турция) для судов «Варна», «Ульфат», «БФИ-1», «ТФМ-1». Линия открыта с 21.12.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии — ООО «БФИ».

 — автопаромная линия «Самсун — Новороссийск» (регистрационный номер Ю-4/39) с основными портами захода Новороссийск, Самсун (Турция) для судов «Айдемир», «Айдемир Бозтепе», «Мейра». Линия открыта с 29.04.2011 года и ежегодно пролонгируется. Агент ООО «Трансагент». Операторы «Asya Ro Ro Turizm Nak Ve Tic Ltd Sti», «Karadeniz RO-RO», «UFUK DENIZCILIK». В морских портах Новороссийск, Туапсе создана инфраструктура, необходимая для приема паромов из Турции, ранее обслуживаемых в порту Сочи, и перевода всего турецкого грузопотока из порта Сочи в указанные порты. Большое значение придается дальнейшему развитию морского порта Кавказ, неотрывно связанного с развитием международных паромных перевозок в Черноморском бассейне. В порту зарегистрированы шесть паромных линий. Следует отметить, что возможности дальнейшего развития портов Туапсе и Новороссийск ограничены пропускной способностью подъездных автодорог и дефицитом свободных площадей. Крупнейшая действующая паромная линия: Самсун-Новороссийск. Данный маршрут используется производителями сельскохозяйственной продукции из причерноморских (Ризе, Трабзон, Самсун) и восточных (Дьябракыр, Ван) областей Турции, а также для поставок крупных партий промышленного оборудования, стройматериалов, продукции химической промышленности и т. п. Паром совершает рейсы дважды в неделю по мере загрузки. В летние месяцы возможно увеличение количества рейсов. Время в пути — 14−16 часов. Использование парома позволяет снизить стоимость грузоперевозки на 1.5−2 тысячи долларов США. Однако общее время нахождения в пути (при поставке в Москву или Санкт-Петербург) увеличивается на 1−3 дня (в зависимости от периода ожидания парома). Первичное таможенное оформление товаров осуществляется в пункте отправки в Турции, таможенная очистка, как правило, осуществляется в Новороссийске.

 — контейнерная линия «Evergreen Line» (регистрационный номер Ю- 4/42) с основными портами захода Новороссийск, Пирей (Греция), и факультативные порты Одесса (Украина), Варна (Болгария), Константа (Румыния), Стамбул (Турция), Поти (Грузия) для судов «Independent Venture», «Manolis P», «Independent Concept». Линия открыта 27.12.12 года и ежегодно пролонгируется. Агент ООО «Аи Эс Эл».

 — контейнерная линия «Black Sea» (регистрационный номер Ю-4/43) с основными портами захода Новороссийск, Александрия (Египет), Ашдод (Израиль) и факультативными портами захода Стамбул, Гебзе, Гемлик,

Измир, Мерсин (Турция), Хайфа (Израиль), Дамиетта (Египет) для судов «MSC Lea», «MSC Marylena». Линия открыта 23.07.2015. Агент линии ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь».

 — контейнерная линия «Mediterranean Sea» (регистрационный номер Ю-4/44) с основными портами захода Новороссийск, Констанца (Румыния), Стамбул, Гемлик (Турция), Джоя-Тауро, Равенна, Венеция, Триест (Италия), Копер (Словения) и факультативными портами Пирей (Греция), Алиага, Эвиап, Гебзе, Мерсин, Анталья, Искендерун (Турция), Батуми (Грузия) для судов «MSC Eleonora», «MSC Hannah», «MSC Don Giovanni», «MSC Mediterranean», «HS Discoverer». Линия открыта 23.07.2015. Агент — ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь».

 — контейнерная линия «Admiral Line» (регистрационный номер Ю- 4/64) с основными портами захода Новороссийск, Стамбул, Гемлик, Измир (Турция), Хайфа (Израиль) и факультативными портами Александрия (Египет), Эвьяп, Мерсин, Тузла (Турция), Ашдод (Израиль), Одесса (Украина)для судов «Angela», «Bottenvik», «John Lucas Dede». Линия открыта с 04.12.2006 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ООО «Новороссийская Морская Контейнерная Компания». Оператор — «ADMIRAL Container Lines Inc.» — контейнерная линия «Zim line» (регистрационный номер Ю-4/69) с основными портами захода Новороссийск, Амбарли (Турция), Хайфа (Израиль), Нава Шева (Индия), Порт Кланг (Малайзия), Пусан (Корея), Да Чан Бэй, Шанхай, Нинбо (Китай), Одесса (Украина) и факультативными портами Кингдао (Китай), Ашдод (Израиль), Гемлик (Турция), Пирей (Греция), Коломбо (Шри Ланка), Шекоу, Ксиамен (Китай), Констанца (Румыния) для судов «Zim India», «ZIM Sao Paolo», «Zim Livorno», «Zim Xiamen», «Zim Shekou», «Zim Yokohama», «Zim Genova», «Zim Vancouver». Линия открыта с 29.12.2008 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Зим Раша» оператор — Zim integrated shipping Services.

 — контейнерная линия «Arkas Line» (регистрационный номер Ю-4/79) с основными портами захода Новороссийск, Стамбул (Турция) и факультативными портами Мерсин, Измир, Измит (Турция), Александрия (Египет), Ашдод (Израиль)для судов «Жан Пьер Эй», «Диана Эй». Линия открыта с 30.12.2009 г. и ежегодно пролонгируется. агент ООО «Аркас Раша», оператор -«Arkas Container Transport S.A.»

 — контейнерная линия «ECUMED» (регистрационный номер Ю-4/89) с основными портами захода Новороссийск, Измит Корфези, Амбарли (Турция), Альхесирас (Испания), Мансанильо (Панама), Гуайякиль (Эквадор), Бальбоа (Панама), Южный (Украина) и факультативными портами Измир (Турция), Кауседо (Доминиканская республика), Буэнавентура (Колумбия) Марсашлокк (Мальта) для судов «Safmarine Benguela», «Johannes Maersk», «Andino», «Maersk Bogor», «Maersk Buton», «Safmarine Bayete», «Maersk Bulan», «Maersk Batam», «Maersk Bintan», «Maersk Bali». Линия открыта с 22.06.2012 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Маэрск», оператор -A.P.Moller-Maersk A/S.

 — контейнерная линия «MAERSK LINE» (регистрационный номер Ю- 4/96) с основными портами захода Новороссийск, Амбарли, Измит Корфези (Турция), Джедда (Саудовская Аравия), Джебель Али (ОАЭ), Пипавав, Хазира, Джавахарлал Неру (Индия), Салала (Оман) и факультативными портами Измир, Мерсин, Искендерун (Турция), Порт Саид, Дамиетта (Египет) для судов «Maersk Indus», «Maersk Georgia», «Nedlloyd Drake», «Maersk Euphrates», «Laura Maersk», «Nedlloyd Barentsz», «Nedlloyd Mercator», «Nedlloyd Hudson». Линия открыта с 02.06.2014 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Маэрск», оператор -A.P.Moller-Maersk A/S.

 — контейнерная линия «Зим Раша» (регистрационный № Ю-4/99) с основными портами Новороссийск, Ашдод (Израиль) и факультативными портами Мерсин (Турция), Александрия (Египет) для судна «Nexoe Maersk». Линия открыта 12.12.2014. Агент — ЗАО «Зим Раша», оператор «ZIM INTEGRATED SHIPPINGSERVICES».

 — автопаромная линия (регистрационный номер Ю-4/101) с основными портами Новороссийск, Самсун (Турция, терминал Хайдарпаша) и факультативными портами Констанца (Румыния), Батуми, Поти (Грузия) для судна «Vilnius Seaways». Линия открыта 22.06.2015. Агент — ООО «Фонд управления делами ПП». Оператор — ООО «Black Sea Transport Alliance».

 — автопаромная линия «Новороссийск-Зонгулдак Ферри» (регистрационный номер Ю-4/102) с основными портами захода Новороссийск, Зонгулдак (Турция) и факультативными портами Самсун, Стамбул (Турция) для судов «Новороссийск», «Севастополь». Линия открыта 11.09.2015. Агент — ООО «Морагентство Дело», оператор — ООО «Карадениз Лоджистик».

 — контейнерная линия «TBX-COSCON» (регистрационный номер Ю- 4/103) с основными портами захода Новороссийск, Пирей, Салоники (Греция), Констанца (Румыния), Варна (Болгария), Стамбул (Турция) и факультативными портами Измир, Гемлик (Турция), Одесса (Украина) для судна «Michigan Trader». Линия открыта 02.10.15. Агент — ООО «Русская контейнерная компания», оператор — «COSCO Container Lines Europe GMBH».

 — контейнерная линия «Intra Med Feeder Service 2» (регистрационный номер Ю-4/105) с основными портами захода Новороссийск (Россия), Пирей, Салоники (Греция), Стамбул (Турция), Константа (Румыния), Варна (Болгария) и факультативными портами Туапсе (Россия), Одесса, Ильичевск (Украина), Мерсин, Измир, Гемлик (Турция), Бургас (Болгария) для судна «YM Increment». Линия открыта 20.10.15. Агент — ООО «Глобал Оушен», оператор — ООО «Транслинк-Новороссийск».

 — автопаромная линия «Аврасия Новороссийск- Самсун» (регистрационный номер Ю-4/106) с основными портами захода Новороссийск (Россия), Самсун (Турция) для судов «Avrasya», «Cirkin», «Lider Ilyas». Линия открыта 10.11.2015 г. Агент — ООО «Морагентство Дело», оператор — «Avrasya Shipping Co. Ltd» (Турция).

В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010−2020 годы)» осуществляется реализация инвестиционного проекта «Развитие инфраструктуры морского порта Кавказ». В рамках проекта предусмотрено строительство Северо-Восточного грузового района порта Кавказ (СВГР) — комплекса для приема и обработки судов с системой горизонтальной накатки и выкатки грузов на автомобильном шасси (Ро-Ро терминала) и создание к нему подходного канала в Керченском проливе. Проектная мощность терминала составит 50 тыс. единиц Ро-Ро грузов (порядка 2 млн. тонн) в год, в т. ч. 1-я очередь — 25 тыс. ед. Ро-Ро грузов. Проектная мощность терминала составит 50 тыс. единиц Ро-Ро грузов (порядка 2 млн. тонн) в год, в т. ч. 1-я очередь — 25 тыс. ед. Ро-Ро грузов. Участники проекта: ФГУП «Росморпорт», ООО «Таманский паромный терминал». Воздушное сообщение. Российские авиапредприятия, осуществляющие рейсы в Турцию представлены компаниями: «Аэрофлот — Российские авиалинии», «Ural Airlines», «Yakutia Airlines» и «RusLine». Среди турецких перевозчиков можно выделить компанию «Turkish Airlines», «Onur Air», «Atlasglobal» и «Pegasus». Осуществляются рейсы из российских городов Москва, Санкт- Петербург, Казань, Екатеринбург, Ростов, Уфа, Краснодар, Омск, Новосибирск, Сочи, Астрахань, Ставрополь, Махачкала, Нижнекамск, Нальчик в турецкие города Анкара, Стамбул, Анталья, Трабзон, Бодрум, Самсун, Даламан, Измир.
Основные рекомендации по развитию экспорта продуктов в Турции
Согласно действующему турецкому законодательству, иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных инвесторов не ограничивается ни в какой форме. Гарантируется перевод прибылей и репатриация капитала в случае продажи или ликвидации фирмы. Фактически, в Турции уже в течение нескольких десятилетий существует один из наиболее либеральных режимов регулирования деятельности иностранного капитала, который периодически дополняется и конкретизируется в соответствии с общим направлением экономического курса страны. Основные принципы деятельности иностранных инвесторов сформулированы в Законе «Oб иностранных инвестициях» № 4875 от 5 июня 2003 года, вступившим в силу 17 июня 2003 года (с момента опубликования в «Официальной газете»). Турецкое руководство применяет в отношении иностранных инвесторов комплекс стимулирующих и поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало общей стратегии ее экономического развития. Так, в том, что касается отраслевого распределения инвестиций, в первую очередь, поощряются инвестиции в экспорториентированные сферы промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо этого, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны, стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер. В зависимости от уровня экономического развития Турция условно разделена на 6 категорий районов; в это разделение заложена разная степень поощрения иностранных инвестиций: районы первой степени приоритетности; районы второй степени приоритетности; нормальные районы; развитые районы и т. д. К формам поощрения инвестиций относятся, в основном, частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочки в выплате налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др Основным критерием в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение имеет географический аспект. Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого «поощрительного сертификата», т. е. особого одобрения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно: частичным или полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступом к льготным кредитам, правительственным дотациям и др. При выдаче «поощрительного сертификата» учитывается, в какой степени при осуществлении проекта предполагается воспользоваться привлеченными источниками финансирования. Соотношение между собственным и привлеченным капиталом составляет норму самофинансирования; она может быть не более 40% для инвестиционных проектов в «приоритетных районах», 50% в «нормальных районах» и 60% в «развитых». Исключением, не принимающим во внимание региональный аспект, являются инвестиции в организацию авиационного (Air-Kargo) и морского (Ro-Ro) транспортного обслуживания — 25%, а также строительство и ремонт яхт и судов, где норма самофинансирования установлена на уровне 15%. Допускается льготная норма самофинансирования (15%) также для тех проектов, осуществление которых предполагается полностью финансировать из иностранных источников. В целом система поощрений и льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в Турции разработана очень детально.

В пятерку наиболее импортируемых товаров в Турцию по итогам 2018 года вошли:

1. Углеводороды (43,0 млрд долл. США)
2. Энергетическое оборудование (25,7 млрд долл. США)
3. Сталелитейная продукция (18,4 млрд долл. США)
4. Электромеханическое оборудование (16,5 млрд долл. США)
5. Пластик и изделия из него (12,9 млрд долл. США)
Риски и возможности по продвижению продукта в Турции

Риски:

1. Высокая конкуренция с импортерами из ЕС. Импортеры из ЕС за счет более выгодных условий имеют более конкурентные цены.
2. Сложный мусульманский менталитет.
3. Не участвует в тех же торговых союзах, что и РФ

Возможности:

1. Транспортная доступность.
2. Активно растущее ВВП.
3. Богатый опыт сотрудничества.
4. Стабильный рост импорта в страну. Большое количество импортеров внутри страны.

Особенности проведения рекламных мероприятий
Запустить конкурентно способную рекламу в Турции очень непростая задача. Турецкие рекламные агентства считаются одними из лучших в мире и соревноваться с ними на их поле нет никакого смысла. Турецкая реклама отличается честностью и оригинальностью. Помимо этого, в рекламу в Турции жестко контролирует множество организаций, а нарушить их кодекс человеку, который ничего не смыслит в мусульманских устоях очень просто. Самым лучшим вариантом будет нанять турецкое рекламное агентство, которое сможет создать конкурентоспособный рекламный продукт на своем, знакомым им рынке.

Возможности осуществления расчётов
Таможенный Союз Турецкой Республики с Европейским Союзом привел к либерализации валютного рынка Турции. Иностранные инвесторы, действующие в стране, получили возможность свободного перевода за границу прибыли, дивидендов и других сумм, полученных в результате своей деятельности в Турции. Фирмы с иностранным капиталом, действующие на территории Турции, юридически считаются турецкими и подпадают под действие турецких законов. Сняты ограничения на суммы, необходимые для создания на территории Турции фирм с иностранным капиталом. При импортной операции стоимость импортируемого товара переводится из источников Центрального банка Турции либо собственных источников банка-посредника согласно банковским правилам и в соответствии с контрактом. Формальности с оплатой регулирует Центральный банк Турции

Проверка делового партнера
Деловая репутация турецкого экспортера проверяется Торгпредством путем отправки запроса в Союз Палат и Бирж Турции (ТОВВ) или в Торговую либо Торгово-промышленную Палату конкретного города, в котором зарегистрировано юридическое лицо. Данную процедуру мы рекомендуем проводить российским участникам ВЭД на начальном этапе выбора делового партнера во избежание критических ситуаций в будущем.

Каан Гаффароглу, специалист Департамента внешней торговли Союза Палат и Бирж Турции.
e-mail: kaan. gaffaroglu@tobb.org.tr

Хакан Йалчынгедиз, начальник отдела обобщения информации Департамента торгового реестра Торговой Палаты г. Измир
e-mail: hakan. yalcingediz@izto.org.tr

Джансу Денеф Октай, отдел международного сотрудничества и по сотрудничеству с Е С Торговой палаты г. Стамбул
е-mail: cansu.oktay@ito.org.tr
Поделиться в социальной сети: