Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию Турции
Таможенный тариф формируется в соответствии с положениями Соглашения о реализации Статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле (GATT). Ознакомится можно по ссылке (http://docs.cntd.ru/document/902 340 081). Основные применяемые в Турции таможенные режимы:
— Режим таможенного склада;
— Режим обработки товаров внутри таможенной территории;
— Режим обработки товаров вне таможенной территории;
— Режим временного импорта;
— Обработка в соответствии с режимом таможенного контроля;
— Транзитный режим;
— Экспортный режим (первые 5 режимов относятся к «Таможенным режимам с экономическим эффектом»).
Рассматривая неустойки по таможенным платежам в Турции, отметим, что в таможенном законодательстве предусмотрено 2 вида неустоек: неустойки, взимаемые в результате операций, вызвавших налоговые убытки; штрафы, относимые к нарушениям (процедурные несоответствия) Импорт товаров в Турцию остается предметом разнообразны контрольных мер, предусмотренных законодательством Турции в части импортного режима. Эти нормы и меры определяют систему импортных тарифов, измененную в соответствии со специальными договорами между нациями и освобождениями от таможенных сборов и/или разрешениями по определенным продуктам. В соответствии с правилами импортного режима Турции, импортные товары могут быть разделены на 3 группы:
1. Товары, ввозимые с разрешения.
Может требоваться разрешение специальных органов, таких как Министерство сельского и лесного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, Комитет атомной энергетики Турции. Более того, некоторые товары могут импортироваться только уполномоченными учреждениями, например, оружие (импортируется армией), бумажные деньги (импортируются только Центральным Банком Турции) и пр.
2. Запрещенные к импорту в Турцию товары.
Импорт определенных товаров строго запрещен: конопля и продукты опия, все виды соломы, сена, листьев, естественных удобрений, семена шелкопряда, поддельные этикетки и упаковочный материал и пр.
3. Свободно ввозимые товары
Большинство товаров может ввозиться свободно на основании уплаты таможенных пошлин и взносов в определенные фонды (если это обязательно) по разным ставкам. За исключением товаров к ввозу при наличии разрешения, любой импорт может осуществляться через посредничество любого банка, уполномоченного оперировать валютной наличностью. Импортные пошлины в Турции. На основании Таможенного Союза между Турцией и ЕС, Турция упразднила все таможенные пошлины, применимые к импорту промышленных продуктов из ЕС, и начала применять Общие таможенные тарифы Сообщества к импорту из третьих стран. Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется на основании сертификата Инвестиционного стимулирования. Возмещение таможенных пошлин также возможно в Турции для компаний, импортирующих товары к применению в обрабатывающей промышленности товаров, производимых на экспорт. Импорт в рамках продвижения. Импорт машин и оборудования в рамках Сертификата инвестиционного стимулирования, регулируется законодательством Турции о стимулировании и освобождается от НДС и таможенных платежей. Любое физическое или юридическое лицо, имеющее индивидуальный налоговый номер, может расцениваться как импортер. Тем не менее, в соответствии с таможенным законодательством Турции, импортеры должны предоставить информационную папку, содержащую Свидетельство о регистрации в Торгово-Промышленной Палате, копию Газеты Торгового Реестра, карточку подписей уполномоченных лиц и письменную доверенность в соответствующие таможенные органы.
Виды налогов, оплачиваемых компаниями-импортерами в Турции
1. Предприятие является резидентным в случае, если его управляющий офис или адрес учреждения расположены на территории юрисдикции. Местные предприятия перечисляют выплаты с общемирового дохода со всех видов прибыли кроме дивидендов. Базовая ставка с доходов иностранных компаний, ведущих коммерческую деятельность в Турции составляет 20%. Прирост капитала облагается по ставке 20%, возможно освобождение от пошлины 75% средств, полученных при реализации доли в бизнесе. Для процедуры нужно соответствовать следующим требованиям: вознаграждение должно быть получено не ранее двух лет с момента продажи, обязано храниться на отдельном счету в течение 5 лет и не использоваться для каких-либо целей.
2. Дивиденды, переданные резиденту, не облагаются процентами. Для освобождения от ставок транзакций в сторону иностранца необходимо соблюдение ряда правил: нерезидент является ЗАО или ООО, дивиденды не попадают под регламент соглашения о двойном налогообложении или налог взимается со стороны иностранца. В противном случае ставка равна 10%.
3. Убытки могут быть отнесены только в случае ликвидация организации, перенесение возможно на 5 лет.
4. Роялти и оплата за технические услуги подлежат обложению по проценту 20% за исключением случаев, когда транзакция защищена соглашением о пресечении двойного налогообложения.
5. Существует налог на перевод доходов из филиалов. Размер — 15%.
1%. Для печатных изданий, оборудования, сданного в лизинг, а также большей части сельскохозяйственной продукции.
8%. Для фармацевтических препаратов, продуктов питания, воды и прочего.
18%. Для всех остальных товаров и услуг.
Постановка юридического лица на учет — платная. Материального порога не существует. Предприятия-нерезиденты, не имеющие постоянного представительства на территории страны, обязаны нанимать налогового агента, а перед началом деятельности самостоятельно уведомить налоговую службу о собственном присутствии в экономической среде. НДС в Турции оплачивается ежемесячно. Декларация подается до 24 числа месяца, следующего за отчетным. Оплата проводится до 26 числа того же месяца.
Логистические маршруты поставки продукции в Турции
Логистические маршруты между Россией и Турцией представлены следующими видами транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный и воздушное сообщение. Автомобильный транспорт. Перевозки грузов и пассажиров между Россией и Турцией осуществляются на основании Соглашения между Правительством СССР и Правительством Турции о международном автомобильном сообщении от 20 июня 1988 г. Автомобильные грузоперевозки осуществляются по маршруту Россия-Украина-Румыния-Болгария-Турция. Данный маршрут наиболее активно используется при поставках сельскохозяйственной продукции из областей, расположенных в южной (Анталья, Мерсин, Хатай), центральной (Эскишехир) и западной (Измир, Денизли, Мугла,) частях Турции, небольших партий промышленного оборудования, стройматериалов, продукции легкой промышленности, текстиля. С учетом прохождения маршрута через Румынию и Болгарию на данном направлении активно действуют транспортные компании указанных стран, что повышает конкуренцию на рынке услуг грузоперевозок и оказывает положительное влияние на динамику цен. В связи с кризисом российско-турецких отношений в 2016 г. показатели грузоперевозок автомобильным транспортом между двумя странами снизились более чем на 65% (с более 50 тыс. автомашин до 18 тыс.). Участие турецких автоперевозчиков упало на 97%, российских на 68% и иностранных на 40%. По данным Союза международных перевозчиков Турции, в экспортно-импортных операциях автомобильным транспортом между Россией и Турцией в 2016 г. на долю компаний из третьих пришлось более 78% и российских — 19%. После отмены Россией в одностороннем порядке безвизового режима для граждан Турции с 1 января 2016 г. и ответных мер турецкой стороны в настоящее время для автоперевозчиков помимо квот-разрешений действует визовый режим. Срок доставки продукции по данному маршруту до Москвы или Санкт-Петербурга составляет 7−8 дней. Первичное таможенное оформление осуществляется в пункте отправки в Турции, таможенная очистка товаров происходит после их получения по месту жительства заказчика в России. Информацию о транспортных компаниях России и Турции можно получить на сайтах Ассоциации международных перевозчиков России (www.asmap.ru) и Союза международных перевозчиков Турции (www.und.org.tr). Железнодорожный транспорт в настоящее время представлен железнодорожно-паромной переправой через порты Кавказ (Россия) и Самсун (Турция). Основной номенклатурой перевозимых в данном сообщении грузов являются удобрения и химикаты из Узбекистана в Турцию, а также строительные грузы из Турции в страны Средней Азии. В последние годы турецкие морские порты динамично развивали свои перевалочные возможности, уровень сервиса. Также с участием данных портов осуществляются фидерные линейные перевозки, которые в последнее время становятся все более востребованными как у морских операторов, так и у представителей смежных видов транспорта. Ввиду большой загруженности основных глубоководных черноморских портов (как российских, так и в сопредельных государствах), а также из-за отсутствия больших контейнерных площадок и логистических центров существует реальная возможность выхода железнодорожно-паромной линии Кавказ-Самсун на данный рынок, емкость которого может достигать до 1 млн. ДФЭ в год. Пассажирские перевозки в железнодорожном сообщении с Турецкой Республикой не осуществляются. Морской транспорт. По данным Минтранса России за 2015 г., между портами России (Азов, Таганрог, Кавказ, Новороссийск) и Турции «Росморречфлот» зарегистрировал 19 морских линий, из них: 13 контейнерных линий, 2 железнодорожно-паромных линии, 4 автопаромные линии:
— контейнерная линия «Sun Unicorn Navigation AG» (регистрационный номер Ю-3/1) с основными портами захода Азов, Стамбул (Турция) и факультативные порты Керчь и Севастополь для судна «San Unicorn». Линия открыта с 04.02.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии ООО «ЮНЭТИ». Оператор: Sun Unicorn Navigation AG.
— контейнерная линия «CMA CGM S.A.» (регистрационный номер Ю- 3/2) с основными портами захода Таганрог, Констанца (Румыния) и факультативными портами Новороссийск, Стамбул (Турция) для судна «SVS Vega». Линия открыта с 08.10.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии — ООО «Си Эм Эй Си Джи Э М Русь.
— железнодорожно-паромная линия «Кавказ-Варна- Кавказ» (регистрационный номер Ю-6/4) с основными портами захода Кавказ, Варна (Болгария) и факультативные порты Поти (Грузия), Самсун (Турция) для судов «Авангард», «VARNA», «Славянин». Линия открыта с 17.11.2008 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Анроскрым», оператор — ООО «Аншип».
— железнодорожно-паромная линия «Кавказ-Самсун-Кавказ» (регистрационный номер Ю-6/6) с основными портами захода Кавказ, Самсун (Турция) и факультативными портами Крым, Керчь, Эрегли, Дериндже (Турция) для судов «Варна», «Ульфат», «БФИ-1», «ТФМ-1». Линия открыта с 21.12.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии — ООО «БФИ».
— автопаромная линия «Самсун — Новороссийск» (регистрационный номер Ю-4/39) с основными портами захода Новороссийск, Самсун (Турция) для судов «Айдемир», «Айдемир Бозтепе», «Мейра». Линия открыта с 29.04.2011 года и ежегодно пролонгируется. Агент ООО «Трансагент». Операторы «Asya Ro Ro Turizm Nak Ve Tic Ltd Sti», «Karadeniz RO-RO», «UFUK DENIZCILIK». В морских портах Новороссийск, Туапсе создана инфраструктура, необходимая для приема паромов из Турции, ранее обслуживаемых в порту Сочи, и перевода всего турецкого грузопотока из порта Сочи в указанные порты. Большое значение придается дальнейшему развитию морского порта Кавказ, неотрывно связанного с развитием международных паромных перевозок в Черноморском бассейне. В порту зарегистрированы шесть паромных линий. Следует отметить, что возможности дальнейшего развития портов Туапсе и Новороссийск ограничены пропускной способностью подъездных автодорог и дефицитом свободных площадей. Крупнейшая действующая паромная линия: Самсун-Новороссийск. Данный маршрут используется производителями сельскохозяйственной продукции из причерноморских (Ризе, Трабзон, Самсун) и восточных (Дьябракыр, Ван) областей Турции, а также для поставок крупных партий промышленного оборудования, стройматериалов, продукции химической промышленности и т. п. Паром совершает рейсы дважды в неделю по мере загрузки. В летние месяцы возможно увеличение количества рейсов. Время в пути — 14−16 часов. Использование парома позволяет снизить стоимость грузоперевозки на 1.5−2 тысячи долларов США. Однако общее время нахождения в пути (при поставке в Москву или Санкт-Петербург) увеличивается на 1−3 дня (в зависимости от периода ожидания парома). Первичное таможенное оформление товаров осуществляется в пункте отправки в Турции, таможенная очистка, как правило, осуществляется в Новороссийске.
— контейнерная линия «Evergreen Line» (регистрационный номер Ю- 4/42) с основными портами захода Новороссийск, Пирей (Греция), и факультативные порты Одесса (Украина), Варна (Болгария), Константа (Румыния), Стамбул (Турция), Поти (Грузия) для судов «Independent Venture», «Manolis P», «Independent Concept». Линия открыта 27.12.12 года и ежегодно пролонгируется. Агент ООО «Аи Эс Эл».
— контейнерная линия «Black Sea» (регистрационный номер Ю-4/43) с основными портами захода Новороссийск, Александрия (Египет), Ашдод (Израиль) и факультативными портами захода Стамбул, Гебзе, Гемлик,
Измир, Мерсин (Турция), Хайфа (Израиль), Дамиетта (Египет) для судов «MSC Lea», «MSC Marylena». Линия открыта 23.07.2015. Агент линии ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь».
— контейнерная линия «Mediterranean Sea» (регистрационный номер Ю-4/44) с основными портами захода Новороссийск, Констанца (Румыния), Стамбул, Гемлик (Турция), Джоя-Тауро, Равенна, Венеция, Триест (Италия), Копер (Словения) и факультативными портами Пирей (Греция), Алиага, Эвиап, Гебзе, Мерсин, Анталья, Искендерун (Турция), Батуми (Грузия) для судов «MSC Eleonora», «MSC Hannah», «MSC Don Giovanni», «MSC Mediterranean», «HS Discoverer». Линия открыта 23.07.2015. Агент — ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь».
— контейнерная линия «Admiral Line» (регистрационный номер Ю- 4/64) с основными портами захода Новороссийск, Стамбул, Гемлик, Измир (Турция), Хайфа (Израиль) и факультативными портами Александрия (Египет), Эвьяп, Мерсин, Тузла (Турция), Ашдод (Израиль), Одесса (Украина)для судов «Angela», «Bottenvik», «John Lucas Dede». Линия открыта с 04.12.2006 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ООО «Новороссийская Морская Контейнерная Компания». Оператор — «ADMIRAL Container Lines Inc.» — контейнерная линия «Zim line» (регистрационный номер Ю-4/69) с основными портами захода Новороссийск, Амбарли (Турция), Хайфа (Израиль), Нава Шева (Индия), Порт Кланг (Малайзия), Пусан (Корея), Да Чан Бэй, Шанхай, Нинбо (Китай), Одесса (Украина) и факультативными портами Кингдао (Китай), Ашдод (Израиль), Гемлик (Турция), Пирей (Греция), Коломбо (Шри Ланка), Шекоу, Ксиамен (Китай), Констанца (Румыния) для судов «Zim India», «ZIM Sao Paolo», «Zim Livorno», «Zim Xiamen», «Zim Shekou», «Zim Yokohama», «Zim Genova», «Zim Vancouver». Линия открыта с 29.12.2008 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Зим Раша» оператор — Zim integrated shipping Services.
— контейнерная линия «Arkas Line» (регистрационный номер Ю-4/79) с основными портами захода Новороссийск, Стамбул (Турция) и факультативными портами Мерсин, Измир, Измит (Турция), Александрия (Египет), Ашдод (Израиль)для судов «Жан Пьер Эй», «Диана Эй». Линия открыта с 30.12.2009 г. и ежегодно пролонгируется. агент ООО «Аркас Раша», оператор -«Arkas Container Transport S.A.»
— контейнерная линия «ECUMED» (регистрационный номер Ю-4/89) с основными портами захода Новороссийск, Измит Корфези, Амбарли (Турция), Альхесирас (Испания), Мансанильо (Панама), Гуайякиль (Эквадор), Бальбоа (Панама), Южный (Украина) и факультативными портами Измир (Турция), Кауседо (Доминиканская республика), Буэнавентура (Колумбия) Марсашлокк (Мальта) для судов «Safmarine Benguela», «Johannes Maersk», «Andino», «Maersk Bogor», «Maersk Buton», «Safmarine Bayete», «Maersk Bulan», «Maersk Batam», «Maersk Bintan», «Maersk Bali». Линия открыта с 22.06.2012 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Маэрск», оператор -A.P.Moller-Maersk A/S.
— контейнерная линия «MAERSK LINE» (регистрационный номер Ю- 4/96) с основными портами захода Новороссийск, Амбарли, Измит Корфези (Турция), Джедда (Саудовская Аравия), Джебель Али (ОАЭ), Пипавав, Хазира, Джавахарлал Неру (Индия), Салала (Оман) и факультативными портами Измир, Мерсин, Искендерун (Турция), Порт Саид, Дамиетта (Египет) для судов «Maersk Indus», «Maersk Georgia», «Nedlloyd Drake», «Maersk Euphrates», «Laura Maersk», «Nedlloyd Barentsz», «Nedlloyd Mercator», «Nedlloyd Hudson». Линия открыта с 02.06.2014 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Маэрск», оператор -A.P.Moller-Maersk A/S.
— контейнерная линия «Зим Раша» (регистрационный № Ю-4/99) с основными портами Новороссийск, Ашдод (Израиль) и факультативными портами Мерсин (Турция), Александрия (Египет) для судна «Nexoe Maersk». Линия открыта 12.12.2014. Агент — ЗАО «Зим Раша», оператор «ZIM INTEGRATED SHIPPINGSERVICES».
— автопаромная линия (регистрационный номер Ю-4/101) с основными портами Новороссийск, Самсун (Турция, терминал Хайдарпаша) и факультативными портами Констанца (Румыния), Батуми, Поти (Грузия) для судна «Vilnius Seaways». Линия открыта 22.06.2015. Агент — ООО «Фонд управления делами ПП». Оператор — ООО «Black Sea Transport Alliance».
— автопаромная линия «Новороссийск-Зонгулдак Ферри» (регистрационный номер Ю-4/102) с основными портами захода Новороссийск, Зонгулдак (Турция) и факультативными портами Самсун, Стамбул (Турция) для судов «Новороссийск», «Севастополь». Линия открыта 11.09.2015. Агент — ООО «Морагентство Дело», оператор — ООО «Карадениз Лоджистик».
— контейнерная линия «TBX-COSCON» (регистрационный номер Ю- 4/103) с основными портами захода Новороссийск, Пирей, Салоники (Греция), Констанца (Румыния), Варна (Болгария), Стамбул (Турция) и факультативными портами Измир, Гемлик (Турция), Одесса (Украина) для судна «Michigan Trader». Линия открыта 02.10.15. Агент — ООО «Русская контейнерная компания», оператор — «COSCO Container Lines Europe GMBH».
— контейнерная линия «Intra Med Feeder Service 2» (регистрационный номер Ю-4/105) с основными портами захода Новороссийск (Россия), Пирей, Салоники (Греция), Стамбул (Турция), Константа (Румыния), Варна (Болгария) и факультативными портами Туапсе (Россия), Одесса, Ильичевск (Украина), Мерсин, Измир, Гемлик (Турция), Бургас (Болгария) для судна «YM Increment». Линия открыта 20.10.15. Агент — ООО «Глобал Оушен», оператор — ООО «Транслинк-Новороссийск».
— автопаромная линия «Аврасия Новороссийск- Самсун» (регистрационный номер Ю-4/106) с основными портами захода Новороссийск (Россия), Самсун (Турция) для судов «Avrasya», «Cirkin», «Lider Ilyas». Линия открыта 10.11.2015 г. Агент — ООО «Морагентство Дело», оператор — «Avrasya Shipping Co. Ltd» (Турция).
В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010−2020 годы)» осуществляется реализация инвестиционного проекта «Развитие инфраструктуры морского порта Кавказ». В рамках проекта предусмотрено строительство Северо-Восточного грузового района порта Кавказ (СВГР) — комплекса для приема и обработки судов с системой горизонтальной накатки и выкатки грузов на автомобильном шасси (Ро-Ро терминала) и создание к нему подходного канала в Керченском проливе. Проектная мощность терминала составит 50 тыс. единиц Ро-Ро грузов (порядка 2 млн. тонн) в год, в т. ч. 1-я очередь — 25 тыс. ед. Ро-Ро грузов. Проектная мощность терминала составит 50 тыс. единиц Ро-Ро грузов (порядка 2 млн. тонн) в год, в т. ч. 1-я очередь — 25 тыс. ед. Ро-Ро грузов. Участники проекта: ФГУП «Росморпорт», ООО «Таманский паромный терминал». Воздушное сообщение. Российские авиапредприятия, осуществляющие рейсы в Турцию представлены компаниями: «Аэрофлот — Российские авиалинии», «Ural Airlines», «Yakutia Airlines» и «RusLine». Среди турецких перевозчиков можно выделить компанию «Turkish Airlines», «Onur Air», «Atlasglobal» и «Pegasus». Осуществляются рейсы из российских городов Москва, Санкт- Петербург, Казань, Екатеринбург, Ростов, Уфа, Краснодар, Омск, Новосибирск, Сочи, Астрахань, Ставрополь, Махачкала, Нижнекамск, Нальчик в турецкие города Анкара, Стамбул, Анталья, Трабзон, Бодрум, Самсун, Даламан, Измир.