ОБЗОРЫ СТРАН
Великобритания
  • Столица: Лондон
  • Территория: 78 772 км кв.
  • Население: 63 181 775 чел.
  • ВВП: 2,855 триллиона долл. США
  • Национальная валюта: фунт стерлингов
  • Официальный язык: английский

Выход на рынок Великобритании: подробная информация для экспортеров

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в Великобританию продукции

Нормативные акты, регулирующие импорт товаров в Великобританию, как правило, принимаются Парламентом Великобритании с целью имплементации правил и директив Совета Европейского Союза (ЕС) во внутреннее законодательство страны.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется с применением таможенно-тарифных, нетарифных мер, технических барьеров (стандарты, нормы, правила), других регуляторов (например, страхование и кредитование экспортных поставок).

Основой таможенного законодательства Великобритании является Таможенный кодекс ЕС 1992 г. (Директива ЕС № 2913/92 от 12 октября 1992г.) с последующими изменениями, положения которого полностью инкорпорированы в национальное законодательство на уровне статутного права и подлежат применению на всей территории Великобритании.

Импортное регулирование
В сфере тарифного регулирования импорта базовым документом является Интегрированный тариф Великобритании (Integrated Tariff of the United Kingdom)(https://www.gov.uk/trade-tariff ), который включает в себя Единый таможенный тариф ЕС, систему статистической номенклатуры, а также систему гармонизированного описания и кодирования товаров, разработанную в рамках Совета по таможенному сотрудничеству. В Великобритании применяют номенклатуру товаров, ставки таможенных пошлин и процедуры, аналогичные принятым в странах-членах ЕС.

Эффективности импортных операций способствует включение в британское законодательство общепринятых в ЕС импортных таможенных процедур (Директива ЕС № 3285/94 от 22 декабря 1994 г. с последующими изменениями), предусматривающих таможенное декларирование и режим «ввоза» товаров на таможенную территорию.

Экспортное регулирование
Законодательство Великобритании об экспорте основывается на общих правилах ЕС для экспорта (Common rules for exports) (Директива ЕС № 2603/69 от 20 декабря 1969 г. с последующими изменениями); правилах по гарантиям экспортного кредитования (Директива ЕС № 98/29/EC от 7 мая 1998 г.), а также на ряде директив ЕС в области экспортного контроля.

Экспорт из Великобритании осуществляется без ограничений, за исключением определенных товаров, попадающих под систему экспортного контроля и лицензирования, в числе которых:

  • товары двойного назначения
  • промышленные товары, которые можно использовать в военных целях, хотя они первоначально не были специально предназначены для таких целей (например, компьютеры, электрооборудование и контрольно-измерительные приборы, станки, оборудование в области связи, радиолокационные установки и гражданские самолеты);
  • военное оборудование, например, оружие, боеприпасы, бомбы, танки, оборудование в области тепловидения, военные самолеты и корабли, промышленные товары, специально предназначенные для военных целей;
  • товары, связанные с производством ядерного оружия, включая ядерные материалы, ядерные реакторы и оборудование для обработки ядерных материалов;
  • исходные элементы химических боеприпасов;
  • антиквариат и произведения искусства;
  • некоторые изделия из стали, экспортируемые в США.

Заявки на получение экспортных лицензий в ряд стран подлежат прохождению специальных процедур, которые отражают, в частности, озабоченность Великобритании в отношении распространения ядерного оружия. Перечень таких стран содержится в Положении об экспортном контроле и публикуется Службой экспортного контроля для распространения среди британских экспортеров.

Также в системе импортно-экспортного регулирования на основе соответствующих положений соглашений ВТО принят ряд директив по защите экспортеров и внутреннего рынка ЕС, основными из которых являются: директива по защите от торговых барьеров (Директива ЕС № 3286/94 с последующими изменениями), положения по применению антидемпинговых мер (Директива ЕС № 384/96 от 22 декабря 1995 г. с последующими изменениями), меры по противодействию запрещенным субсидиям (Директива ЕС № 2026/1997 от 6 октября 1997 г. с последующими изменениями) и другие.

В 2014-15 гг. в связи с ситуацией на Украине ЕС были введены ограничительные меры в отношении Российской Федерации(https://www.gov.uk/government/news/doing-business-...). За реализацию в Великобритании финансовых санкций в отношении Российской Федерации, установленных в Регламенте Совета ЕС № 833/2014, отвечает Министерство финансов Великобритании (HM Treasury)( https://www.gov.uk/government/organisations/hm-tre...).

В части, касающейся эмбарго на поставку товаров и услуг, перечисленных в приложении 2 к вышеуказанному регламенту Совета ЕС, контроль осуществляется подведомственной Министерству международной торговли Великобритании (Department for International Trade, DIT)( https://www.gov.uk/government/organisations/depart... ) Совместная группа экспортного контроля (Export Control Joint Unit)(https://www.gov.uk/government/organisations/export...), которая выдает британским участникам внешнеэкономической деятельности лицензии на экспорт соответствующей продукции.

Общую ответственность за политику Великобритании в области санкций и эмбарго несет Министерство иностранных дел Великобритании (Foreign & Commonwealth Office, FCO). Лица, виновные в нарушении режима санкций и эмбарго в Великобритании могут быть привлечены к уголовной ответственности.

В тех случаях, когда для применения (реализации) законодательства ЕС, устанавливающего санкции или эмбарго, недостаточно принятия административных мер, Великобритания вводит новое или дополняет имеющееся вторичное лицензирование (secondary licensing) и/или внутреннее законодательство, обеспечивающие исполнение соответствующих законодательных актов ЕС (enforcement legislation). Так, в частности, в связи с антироссийскими санкциями в Приказ об экспортном контроле 2008 г. (Export Control Order 2008), являющийся нормой британского, так называемого, вторичного законодательства, регулирующего экспорт продукции военного и двойного назначения, были внесены соответствующие дополнения - Российская Федерация была включена в число направлений, на которые распространяется эмбарго. Антидемпинговые, компенсационные и защитные меры.

Важным инструментом торговой политики Великобритании, применяемым в целях поддержки национальных производителей и экспортеров, являются антидемпинговые, компенсационные и защитные меры. При этом, учитывая, что Великобритания является членом ЕС, в соответствии с договоренностями, зафиксированными в Соглашении от 2 мая 1992 г. «О принципах создания единого внутреннего рынка ЕС», урегулирование торговых споров с третьими странами осуществляется на уровне ЕС. Среди защитных мер, важная роль отводится также экологическим требованиям, стандартам и вопросам упаковки и маркировки товаров.

Положения ВТО об антидемпинговых мерах были инкорпорированы в законодательство ЕС посредством принятия Директивы от 22 декабря 1995 г. № 384/96 «О защите против демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» с последующими изменениями и дополнениями.

Органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Великобритании и ЕС функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями является Королевская служба доходов и таможни (HM Revenue & Customs, HMRC) (https://www.gov.uk/government/organisations/hm-revenue-customs).

В полномочия Службы также входят функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Служба находится в подчинении Минфина Великобритании.

Наряду с HMRC вопросами, связанными с экспортом и импортов товаров, занимаются:

  • Министерство международной торговли Великобритании (DIT) в лице Совместной группы экспортного контроля (Export Control Joint Unit);
  • Министерство по делам окружающей среды, продовольствия и развития сельских районов (Department for Environment, Food & Rural Affairs, DEFRA) – отвечает за импорт продуктов животного происхождения, растений и продуктов растительного происхождения;
  • Агентство по продовольственным стандартам (Food Standards Agency, FSA) – проводит мониторинг возможного влияния импорта продовольственных товаров в Великобританию на здоровье граждан.

Агентство имеет специальные полномочия в отношении импортной политики применительно к продуктам рыболовства, моллюсков и продовольствия неживотного происхождения. Агентство предоставляет участникам внешнеторговой деятельности информацию об общих положениях нормативного правового регулирования при импорте и экспорте продовольственных товаров, импортных и экспортных процедурах, запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, вопросах лицензирования.

На интернет-сайте правительства Великобритании (https://www.gov.uk/starting-to-export) размещена подробная информация об экспортно-импортном регулировании, включая полный список товаров, подлежащих экспортному контролю и импортному лицензированию.

В целях оказания содействия участникам ВЭД периодически публикуются уведомления для импортеров, в которых содержится информация об изменениях в законодательстве, введении или устранении защитных мер в отношении торговли отдельными товарами, а также об изменениях в процедурах таможенного контроля при импорте/экспорте товаров(https://www.gov.uk/export-and-import-licences-for-...)

Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию Великобритании
Внешнеторговый режим Великобритании основывается на нормах и правилах ведения международной торговли, выработанных в рамках ГАТТ/ВТО, ЕС, а также положениях национального законодательства.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется с применением таможенно-тарифных, нетарифных мер, технических барьеров (стандарты, нормы, правила), других регуляторов (например, страхование и кредитование экспортных поставок).

Как было указано выше, основой таможенного законодательства Великобритании является Таможенный кодекс ЕС 1992 г. (Директива ЕС № 2913/92 от 12 октября 1992 г.) с последующими изменениями.

Поскольку Великобритания является страной - членом ЕС, при ввозе на территорию Великобритании товаров из стран, не входящих в ЕС, подлежат уплате таможенные пошлины, импортный НДС, акцизы и иные сборы. В этой связи импорт товаров из Российской Федерации в Великобританию осуществляется в том же порядке, который установлен для импорта аналогичной продукции из других стран, не входящих в состав ЕС.

Большинство товаров импортируется в Великобританию без ограничений. Однако, в целях защиты экономики страны, выполнения ее международных обязательств, защиты национального потребителя, а также по соображениям безопасности, импорт ряда товаров ограничен, в частности, в отношении следующих категорий товаров: оружие, боеприпасы, взрывчатые и другие опасные грузы; продукты питания и сельскохозяйственные товары, включая живой скот; лекарственные препараты и медикаменты.

Таможенные тарифы на британском рынке устанавливаются по принципу справедливой рыночной стоимости. Помимо таможенных пошлин отдельные импортируемые товары (например, алкоголь, табак, нефть, нефтепродукты, транспортные средства) облагаются акцизным налогом.

Как правило, стоимость, указанная в коммерческом счёте, принимается за облагаемую базу, тем не менее, таможенные органы HMRC оставляют за собой право определять стоимость исходя из конкурентных мировых аналогов. В декларируемую таможенную стоимость товара включаются все расходы, связанные с его ввозом (комиссионные, оплата за контейнеризацию и упаковку, роялти, стоимость лицензии и другие), при этом некоторые расходы в таможенную стоимость включению не подлежат. С руководством по оценке стоимости импортируемой продукции для целей установления таможенных платежей и торговой статистики можно ознакомиться на интернет-сайте Правительства Великобритании: https://www.gov.uk/how-to-value-your-imports-for- customs-duty-and-trade-statistics.

Действующие торговые ограничения
В отношении импорта из России в рамках торговой политики ЕС Великобритания применяет следующие ограничительные меры. По состоянию на 01.06.2018 г. в рамках торговой политики ЕС в Великобритании применяется шесть антидемпинговых мер на нижеперечисленные российские товары. Просмотреть полный перечень антидемпинговых мер действующих по отношению к России в Великобритании можно на сайте портала ВЭД РФ перейдя по ссылке.

Требования к ввозу и товаросопроводительной документации
Импорт некоторых категорий товаров, например, животных и продуктов животного происхождения, растений и продуктов растительного происхождения (включая древесину), огнестрельного оружия и амуниции, взрывчатых и других опасных веществ, радиоактивных элементов и соединений, отдельных видов медицинских препаратов, а также отдельных видов военной техники, не может осуществляться без соответствующих лицензий.

Реэкспорт из Великобритании, а также вывоз продукции, производимой британскими филиалами иностранных компаний, подлежат экспортному контролю, осуществляемому Совместной группой экспортного контроля (Export Control Joint Unit), входящей в состав DIT.

Сырьевые материалы, временно импортируемые на переработку для последующего экспорта готовой продукции, могут ввозиться без уплаты таможенных пошлин и сборов. В этом случае импортёр должен предоставить в таможенный орган гарантию банка или страховой компании о возмещении соответствующих выплат в случае не вывоза готовой продукции. Товары, ввозимые для реэкспорта на постоянной основе, не облагаются пошлинами в течение 6 месяцев по предварительному оповещению таможенного органа. Беспошлинный импорт также допускается при временном ввозе лизингового оборудования и товаров, импортируемых исключительно для переработки, ремонта, технического обслуживания и контроля.

Профессиональное и демонстрационное оборудование и иные товары в режиме временного ввоза могут также импортироваться беспошлинно (https://www.gov.uk/ata- and-cpd-carnets-export-procedures).

Подробное описание различных таможенных процедур (режимов), в том числе «Таможенных процедур с экономическими последствиями» ("Customs procedures with economic impact", CPEI), использование которых позволяет:

  • получить освобождение или отсрочку по уплате таможенной пошлины и/или НДС;
  • уменьшить или избежать уплаты таможенной пошлины в отношении ввозимых товаров (в том числе временно ввозимых) в соответствии со специальными условиями и/или для специального использования;
  • получить освобождение от уплаты таможенной пошлины и/или НДС в отношении товаров экспортированных или импортированных в режиме временного ввоза в/или из стран, не водящих в ЕС, представлено на интернет-сайте правительства Великобритании: https://www.gov.uk/guidance/inward-processing

Следует также отметить, что в существующих британских «свободных зонах», товары, произведенные вне стран-членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Поэтому импортные пошлины и НДС взимаются и уплачиваются лишь в случае, если товары вывозятся из «свободных зон» на рынок стран ЕС, включая Великобританию, или используются либо потребляются непосредственно в зоне.

В «свободных зонах» не применяются какие-либо налоговые льготы. Все поставщики товаров и услуг в рамках зоны подчиняются общим правилам уплаты НДС.

Требования к маркировке и упаковке
В Великобритании любой товар, предназначенный для поступления в розничную торговую сеть, должен иметь информацию о стране его происхождения, весе, размерах, химическом составе, а также о возможных вредных воздействиях в результате его эксплуатации. Если товар не может быть маркирован, такая информация должна быть вложена в упаковку или содержаться в сопроводительных документах. Таможенное регулирование и контактная информация. Товаросопроводительная документация на ввозимые в Великобританию товары должна включать коммерческий счет (счет-проформу), коносамент или авианакладную, упаковочный лист, копию страхового полиса, а также в случае необходимости – сертификат происхождения, санитарно-гигиенический сертификат, документ, удостоверяющий право собственности и т.п.

Условия доступа на рынок Великобритании в отдельных случаях варьируются в зависимости от специфики каждого конкретного сектора экономики.

Контроль за перемещением товаров через таможенную границу Великобритании осуществляется, главным образом, с помощью различных компьютерных систем, таких, как:

  • система таможенной обработки импортируемых и экспортируемых грузов (Customs Handling of Import and Export Freight system, CHIEF) (https://www.gov.uk/chief-trader-import-and-export-processing-system), с помощью которой отслеживается движение всех товаров, импортируемых и экспортируемых на территорию Великобритании воздушным, морским и сухопутным путями. Данная система позволяет HMRC осуществлять оценку рисков и определять, какие именно товары (партии товаров) должны быть физически досмотрены и/или сопроводительная документация которых должна быть детально изучена;
  • система контроля за движением подакцизных товаров (The Excise Movement and Control System, EMCS) ( https://www.gov.uk/excise-movement-and-control-sys...) с помощью которой осуществляется контроль за перемещением подакцизных товаров внутри таможенного союза ЕС;
  • система упрощенных процедур обработки таможенных грузов (Customs Freight Simplified Procedures – CFSP) (https://www.gov.uk/government/publications/vat-not...), которая позволяет упростить и ускорить выпуск товаров, поставляемых из стран, не являющихся членами ЕС.

Декларации об импорте в Великобританию продукции из стран, расположенных за пределами ЕС, необходимо подавать в Королевскую службу доходов и таможни (HMRC). Такое декларирование осуществляется с помощью единого административного документа (Single Administrative Document – SAD или С88) (https://www.gov.uk/declarations-and-the-single-adm....), который может представляться как в простой письменной, так и в электронной форме (в этом случае обработка SAD осуществляется с помощью CHIEF).

В С88 указывается, в том числе, товарная номенклатура и код таможенной процедуры (например, выпуск для свободного обращения, временный ввоз и другое), что позволяет определить ставку и вид платежей, подлежащих уплате в связи с импортом продукции и способ таможенной очистки товара.

С88 может заполняться и подаваться непосредственно импортером продукции, либо таможенным агентом, действующим от его имени. При этом лицо, осуществляющее декларирование товара, должно быть зарегистрировано в системе CHIEF. С более подробной информацией по вышеуказанным вопросам можно ознакомиться на интернет–сайтах ЕС, Правительства Великобритании и HMRC по адресам: http://ec.europa.eu/taxation_customs/business/cust... overview/single-administrative-document-sad_en; https://www.gov.uk/browse/business/imports-exports...
Описание изображения располагается в данном блоке (опционально, возможно изображение без описания, просто фото)

ПРОЦЕСС СЕРТИФИКАЦИИ

В Великобритании действует ряд национальных систем сертификации. Наиболее крупной является система сертификации, созданная Британским институтом стандартов (БСИ) (https://www.bsigroup.com/en-GB/). Для продукции, сертифицируемой в этой системе, учрежден специальный знак соответствия британским стандартам.

Системы сертификации в Великобритании в основном носят добровольный характер, за исключением областей, где решением правительства стандарты обязательны к применению. Например, предприятия-изготовители велосипедов (национальные и зарубежные) обязательно должны обеспечить соответствие продукции требованиям определенного стандарта, который устанавливает требования по безопасности велосипедов, а также технические требования к отражателям света. Области обязательных к применению стандартов, а следовательно, сертификации продукции в основном ограничиваются требованиями безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения и т. п. Использование сертификата или знака соответствия без разрешения БСИ не допускается. Причем сертификация может проводиться только на соответствие британским стандартам, утверждаемым БСИ, которые содержат необходимые требования.

Руководство работами по сертификации в рамках системы осуществляет Управление по обеспечению качества БСИ QUAD. Эти функции оно осуществляет по поручению Совета по обеспечению качества БСИ, в который входят представители промышленности, торговли, потребительских организаций, правительства. Порядок проведения сертификации продукции аналогичен порядку, применяемому во Франции.

Предприятия не имеют права изменить продукцию, не уведомив об этом БСИ. Изменения, вносимые изготовителем в продукцию, признаются QUAD, если проведенные испытания подтверждают соответствие продукции требованиям стандартов. Действие лицензии один год, после чего она должна продлеваться.

QUAD осуществляет также руководство системой сертификации знаком безопасности, который означает, что продукция соответствует стандарту на безопасность или стандарту, который включает требования по безопасности.

В Великобритании существует также система сертификации электробытовых приборов и машин, созданная при Британской ассоциации приемки электротехнических изделий (ВЕАВ). Система обеспечивает безопасную эксплуатацию электробытовой техники путем проведения испытаний и приемки образцов продукции в соответствии с требованиями британского стандарта "Требования безопасности электротехнических изделий для бытового и аналогичного применения". Этот стандарт охватывает практически все виды бытовых приборов и машин. В системе не допускается проведение сертификации продукции на соответствие другому стандарту или нормативному документу.

Оборудование, прошедшее сертификацию в рамках этой системы, может быть маркировано специальным знаком безопасности, который зарегистрирован и охраняется законом.

Руководит системой Руководящий комитет, в состав которого входят представители электротехнической промышленности Британской ассоциации предприятий бытовой электротехнической продукции, Британского института стандартов, Управления энергоснабжения, Британской ассоциации радиотехнической промышленности, Ассоциации по радио- и телевизионным работам и Федерации торговли электротехнической продукцией. Кроме того, создан Генеральный совет, выполняющий функции консультативного органа и состоящий из представителей заинтересованных сторон (изготовителей, потребителей, потребительских организаций и др.).

К системе сертификации ВЕАВ могут присоединяться и зарубежные изготовители. В соответствии с протоколом о взаимном признании результатов испытаний электротехнических изделий, подписанным в СЕНЕЛЕК (Европейский комитет по стандартизации в области электротехники)( https://www.cenelec.eu/aboutcenelec/whoweare/index.html), результаты испытаний продукции, проведенные ВЕАВ, признаются в других странах-участницах, что исключает необходимость испытания образцов продукции при экспорте.

В БСИ создан новый вид сертификационных систем - система регистрации предприятий-изготовителей, основанная на оценке систем обеспечения качества продукции на предприятиях безотносительно к видам производимой продукции. Причем оценка систем обеспечения качества производится по британскому стандарту, "Системы обеспечения качества". Перечень зарегистрированных предприятий помещается в издаваемом БСИ "Руководстве для покупателей".

В целях упорядочения работ по сертификации по поручению министра торговли и промышленности Британский институт стандартов создал Национальный совет по аккредитации органов сертификации, т. е. регистрации действующих систем сертификации.

Деятельность Национального совета по аккредитации не зависит от деятельности комитета БСИ по обеспечению качества. Основная цель Совета - проводить от имени министра беспристрастную оценку органов сертификации, представленных для аккредитации в соответствии с принятыми критериями.

Виды налогов, уплачиваемых компаниями-экспортерами в Великобритании

Налогообложение британских компаний с иностранным участием осуществляется в том же порядке, который установлен для всех остальных британских юридических лиц.

Основные бюджетообразующие налоги и их ставки:

- Налог на добавленную стоимость - НДС (Value Added Tax, VAT) (https://www.gov.uk/business-tax/vat)

НДС является налогом, который начисляется и взимается при совершении сделок с большинством товаров, работ и услуг, компаниями, зарегистрированными в качестве плательщиков НДС в Великобритании, а также при импорте в Великобританию некоторых товаров и услуги из стран, не входящих в состав ЕС.

При совершении компаниями, зарегистрированными в качестве плательщиков НДС, сделок по приобретению товаров, работ и услуг, они, как правило, вправе возместить уплаченный НДС. В зависимости от видов поставляемых товаров и услуг ставки налога существенно варьируются. Существует три категории ставок(https://www.gov.uk/vat-rates):

- стандартная ставка (standard rate) – с 4 января 2011 г. – 20% (ставка налога была постепенно увеличена после снижения в 2009 г. до уровня 15% в рамках антикризисных мер);

- пониженная ставка (reduced rate) - 5% (применяется к топливу и электроэнергии, используемым в домашнем хозяйстве и благотворительных заведениях);

- «нулевая ставка» (zero rate) – 0% применяется к большинству продуктов питания, детской одежде и обуви, книгам и газетам, услугам общественного транспорта, медикаментам и принадлежностям инвалидов. Если компания реализует только эти товары или услуги, она вправе не регистрироваться для уплаты НДС, однако на это необходимо получить разрешение местных налоговых органов).

- Корпоративный налог (Corporation Tax) (https://www.gov.uk/corporation-tax)

Каждая компания - резидент обязана уплачивать налог на прибыль корпораций (далее - корпоративный налог с прибыли), получаемой как в Великобритании, так и за ее пределами.

Обложению корпоративным налогом подлежит вся прибыль, получаемая компаниями-резидентами, как в Великобритании, так и за ее пределами, а также прибыль компаний-нерезидентов, полученная ими на территории Великобритании через отделение/представительство.

Налоговый период для корпоративного налога с прибыли – с 1 апреля по 31 марта.

Великобритания проводит политику по постепенному снижению корпоративного налога с целью повышения привлекательности страны для ведения бизнеса. С 01 апреля 2015 г. основная ставка налога составляла 20%48, в настоящее время - 19%(https://www.gov.uk/corporation-tax-rates).

Общие принципы налогообложения компаний-нерезидентов могут модифицироваться в соответствии с положениями соответствующих соглашений об избежание двойного налогообложения.

Иностранная компания, имеющая филиал в Великобритании, уплачивает корпоративный налог с прибыли от деятельности такого филиала в порядке и в размерах, установленных для британских юридических лиц. При этом расходы, понесенные за пределами Великобритании, полностью и исключительно в целях операций филиала (включая разумные расходы головной компании), должны приниматься во внимание при расчете прибыли филиала, подлежащей налогообложению.

Также следует отметить, что, к примеру, в нефтедобывающей отрасли существуют свои особенности налогообложения, в частности, корпоративный налог на прибыль от добычи нефти (RFCT, Ring Fenced Corporation Tax) (https://www.gov.uk/guidance/oil-gas-and-mining-ring-fence-corporation-tax). По своей сути данный вид налога – корпоративный налог. Однако, надо отметить, что он платится с прибыли, полученной компанией непосредственно от добычи нефти, и на эту прибыль нельзя отнести затраты, связанные с другими видами деятельности компании.

- Акцизы (Excise Duty) (https://www.gov.uk/government/publications/uk-trade-tariff-excise-duties-reliefs-drawbacks-and-allowances/uk-trade- tariff-excise-duties-reliefs-drawbacks-and-allowances)

Акцизами являются вторичные налоги на товары не первой необходимости. Акцизные сборы по отдельным товарам значительно различаются по размеру. Так, например, акцизы на топливо составляют до 50% его розничной цены (https://www.gov.uk/government/publications/rates-and-allowances-excise-duty-hydrocarbon-oils/excise-duty-hydrocarbon-oils-rates) (общая налоговая составляющая в розничной цене топлива – до 60%). Минеральные виды топлива, используемые дорожным транспортом, облагаются повышенной ставкой акцизного сбора.

В целях поощрения использования экологически чистых видов топлива установлены пониженные ставки, в частности, на неэтилированные марки бензина и дизельного топлива с пониженным содержанием примеси серы, на сжиженный природный газ. На керосин, используемый в качестве моторного топлива, большинство смазочных материалов и масел, используемых в промышленных целях, садоводстве и торговом флоте, установлена минимальная ставка или акциз вовсе не применяется. Заменители топлива облагаются по той же ставке акцизного сбора, что и их минеральные аналоги. Акцизным сбором также облагаются сигареты, алкоголь, азартные игры, перелеты воздушным транспортом и т.д.

Логистические маршруты поставки продукции в Великобританию

Основными элементами транспортно-логистической инфраструктуры Великобритании являются аэропорты, морские порты, водные транспортные пути, сеть железных и шоссейных дорог. В Великобритании насчитывается 140 лицензированных аэропортов, а также порядка 330 аэродромов малой авиации и оборудованных взлетно-посадочных полос аэроклубов. Среди наиболее крупных аэропортов можно выделить «Лондон-Хитроу», «Лондон-Гатвик», аэропорт Манчестера, «Лондон-Стэнстед», аэропорты Эдинбурга и Абердина, аэропорт «Лютон» и международный аэропорт в Бирмингеме.

АЭРОПОРТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

Англия

Ashford, Biggin Hill, Birmingham, Blackpool, Bournemouth, Bristol, Coventry, Doncaster-Sheffield, Durham Tees Valley, East Midlands, Exeter, Gloucestershire, Humberside, Leeds-Bradford, Leicester, Liverpool, Manchester, Newcastle, Newquay, Norwich, Southampton, Lands' End, Penzance, Plymouth, St. Marys, Shoreham, Southend-on-sea, Swansea

Шотландия

Aberdeen, Edinburgh, Glasgow International, Prestwick, Inverness, Sumburgh, Barra, Benbecula, Campbeltown, Dundee, Eday, Fair Isle, Islay, Kirkwall, Lerwick, Oban, Scatsta, Stornoway, Tiree, Westray, Wick Уэльс Cardiff, Anglese Северная Ирландия Belfast City, Belfast International, City of Derry

Внутренние водные пути составляют порядка 5 тыс. км, имеется более 70 морских и 200 речных торговых портов. Все районы страны, кроме Западного Мидлендса, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Ливерпуль, Саутгемптон, Гуль и Харидж. Лондон и Ливерпуль пропускают около половины всех грузов (по стоимости).
Порты Великобритании
Aberdeen
Aberdeen, Aberdaron, Buckie, Dundee, Fraserburgh, Invergorden, Inverness, Kirkwall, Lerwick, Montrose, Perth, Peterhead, Rosyth Belfast Belfast, Bangor - Northern Ireland, Coleraine, Larne, Londonderry, Warrenpoint Glasgow Glasgow, Ardrossan, Ayr, Carinryan, Campbeltown Port, Corpach, Faslane, Finnart, Gariloch, Glensandra, Greenock, Hunterston, Iona, Kyle of Lochalsh, Largs, Lochaline, Mallaig, Oban, Rothesay, Stornoway, Stranraer, Troon, Ullapool

Leith
Leith, Braefoot, Burntisland, Dundee, Eyemouth, Grangemouth, Hound Point, Inverkeithing, Methil, Perth, St Andrews

Hull
Hull, Barrow Haven, Bosten, Burton upon Stather, Flixborough, Goole, Grimsby, Grove Wharfs (Scunthorpe), Gunness Wharf (Scunthorpe), Howdendyke, Immingham, Keadby, Killingholme, Neap House (Scunthorpe), New Holland, Wisbech, Selby

Tyne
Tyne, Berwick upon Tweed, Blyth, Newcastle, Seaham, South Shields, Sunderland,

Great Yarmouth
Great Yarmouth, Kings Lynn, Lowestoft, Sutton Bridge, Wells Next the Sea, Wisbech

Orpington
London, Barking, Canvey Island, Chatham, Cliffe, Coryton, Dagenham, Dartford, Denton, Docklands, Erith, Gravesend, Isle of Grain, Littlehampton, Newhaven, Northfleet, Purfleet, Queensborough (Rochester), Ridham Rock, River Medway, Rochester, Sheerness, Shellhaven, Shoreham, Silvertown, Tilbury

Harwich
Harwich, Brightlingsea, Burnham on Crouch, Felixstowe, Ipswich, Mistley, Parkeston Quay, Rowehedge

Dover
Dover, Folkestone, Ramsgate, Rye

Southampton
Southampton, Cowes (Isle of Wight), Fawley, Hamble, Marchwood, Newport (Isle of Wight), Poole, Portland, Portsmouth, St Helier (Jersey), St Peter's Port (Guernsey), Weymouth

Cardiff
Cardiff, Avonmouth, Barry Dock, Bristol Dock, Brinton Ferry, Newport (Gwent), Newquay (Dyfed), Port Talbot, Royal Portbury, Sharpness, Swansea

Falmouth
Falmouth, Par, Penzance, Truro

Plymouth
Plymouth, Brixham, Fowey, Padstow, Teignmouth, Torbay

Milford Haven
Milford Haven, Fishguard, Pembroke Dock

Liverpool
Liverpool, Barrow in Furness, Birkenhead, Bromborough Dock, Eastham, Ellesmere Dock, Ellesmere Port, Fleetwood, Garston, Glasson Dock, Heysham, Holyhead, Ince, Manchester, Manchester Ship Canal, Manisty Wharf, Mostyn, Partington, Runcorn, Salford Docks, Siloth, Stanlow, Tranmere, Whitehaven, Workington

Железнодорожная сеть
Железные дороги в Великобритании имеют общую протяженность 15,8 тыс. км, электрифицировано около 5 тыс. км (34 %). Железнодорожная инфраструктура насчитывает 2,55 тыс. станций. Национальная сеть железных дорог (Network Rail) состоит из двух независимых частей, расположенных в Великобритании и Северной Ирландии. Железнодорожная сеть Северной Ирландии объединена с сетью железных дорог Республики Ирландия.

В стране имеется единственная высокоскоростная магистраль, по которой возможно движение со скоростью выше 230 км/ч, это 108-километровый отрезок, связывающий Лондон с евротуннелем под Ла-Маншем (High Speed 1). На ряде других магистралей, соединяющих Лондон с крупными городами, возможно движение со скоростью до 200 км/ч (главная линия восточного побережья (East Coast Main Line, ECML), главная линия западного побережья (West Coast Main Line, WCML) и главная центральная линия (Midland Main Line, MML).

С 1994 г. железнодорожная сеть Великобритании соединена с железнодорожной сетью континентальной Европы через туннель (Channel Tunnel), проложенный под Ла-Маншем и эксплуатирующийся отдельно от британской части «Network Rail» компанией- оператором «Groupe Eurotunnel S.A.». На линии Евротоннеля функционируют четыре типа поездов:

- высокоскоростные пассажирские поезда «TGV Eurostar», действующие между лондонской железнодорожной станцией «Сент-Панкрас», парижским Северным вокзалом (Gare du Nord) и станцией «Midi/Zuid» в Брюсселе с остановками в Эшфорде, Кале и Лилле;

- грузопассажирские поезда «Eurotunnel Shuttle», перевозящие автобусы, легковые автомобили и фургоны между Кале и Фолькстоуном. Благодаря особой системе погрузки весь процесс въезда автомобиля в вагон занимает не более восьми минут, при этом пассажиры остаются внутри своих машин;

- грузовые поезда «Eurotunnel Shuttle» с открытыми вагонами, в которых перевозят грузовики, при этом сами водители едут в отдельном вагоне;

- грузовые поезда, перевозящие различные грузы и контейнеры между континентальной Европой и Великобританией. Протяженность сети шоссейных дорог Великобритании составляет 395,7 тыс. км, из них около 3,65 тыс. км относятся к классу автострад и 46,8 тыс. км - магистральные дороги. Ограничение максимальной скорости движения грузовых машин полной массой более 7,5 тонн по британским дорогам составляет 60 миль/ч (96 км/ч).

Список российских предприятий транспортного сектора, действующих на территории Великобритании

Название компании Род деятельности Контактная информация

1 Российские авиалинии ОАО «Аэрофлот»

Грузовые и пассажирские авиаперевозки

Адрес: Building 558, Shoreham Rd. West, London Heathrow Airport, Hounslow, Middx. TW6 3RN тел.: +44 (0) 800-026-0033, +44 (0) 208 897 0579 факс: +44 (0) 208 976 5241 e-mail: lonbooking@aeroflot.ru

2 Volga Dnepr UK Ltd. Грузовые авиаперевозки

Адрес: Endeavour House, Coopers End Road, London Stansted Airport, Stansted, CM24 1AL тел.: +44 (0) 1279 661166 факс: +44 (0) 1279 661103 е-mail: europe.sales@volga-dnepr.com

3 Sovcomflot UK Морские перевозки

Адрес: Milbank House, 1 Finsburry Square, London, EC2A 1AE тел.: +44 (0) 207 496 1812, +44 (0)20 7496 1800 факс: +44 (0) 207 496 1813 email: sovcomflot@scf-group.com, uk@scf-group.com

4 Ridgebrook Ventures Морские перевозки

Адрес: 272 Bath Street, Glasgow, Scotland, G2 4JR тел./факс: +44 (0) 203 286 6678 email: info@rvlines.com, london@rvlines.com, ipswich@rvlines.com

Авиадоставка из Англии

Данный способ перевозки грузов из Англии в Россию предлагают многие транспортные компании. Как правило, отправки осуществляются из международного аэропорта Лондона (Хитроу) прямым рейсом до Москвы. При необходимости компания доставит Ваш груз автомобильным транспортом или авиадоставкой из других городов Англии. Весь процесс воздушной доставки займет около 7 дней. Груз небольших объемов (до 20-30 кг) можно отправить экспресс доставкой или курьерской службой (2-3 дня).

Автодоставка из Англии

Автомобильный способ перевозки осуществляется по тоннелю через пролив Ла-Манш. Далее груз следует по континентальной Европе (Франция, Германия, страны Прибалтики). Возможен также вариант паромной переправы автомобиля до портов Франции, Бельгии, Германии (см. ниже Паромная доставка). Автомобильная доставка используется для перевозки контейнера или сборного груза. Срок доставки - около 12 дней.

Паромные перевозки из Англии

Для контейнерных перевозок также довольно популярен паромный способ доставки из Англии в Европу. Для перевозки в Россию используются следующие маршруты:

из порта Портсмут во Францию (Гавр, Шербура, Сен-Мало);

из порта Дувр во Францию (Дюнкерк, Кале);

из порта Ньюкасл в Голландию (Амстердам);

из порта Халидж в Голландию (Хук-ван-Холланд);

из порта Кингстон-апон-Халл в Бельгию (Зебрюгге) и др.

Далее груз следует до Германии (порт Любек) и оттуда паромом до Санкт-Петербурга. Срок доставки автомобильным транспортом около 10-12 дней. Возможен также комбинированный способ доставки паром + автоперевозка.

Морская доставка грузов из Англии

Морская доставка из Англии используется для перевозки крупных партий - несколько контейнеров или негабаритов. Доставка осуществляется через порты Прибалтики (Рига, Клайпеда) или Финляндии (Хельсинки, Котка) и далее до портов Санкт-Петербург и Уста-Луга. Большинство компаний предлагают доставку в рамках системы Short Sea ("короткие перевозки", морская доставка в составе мультимодальных перевозок). Доставка комбинируется с автомобильным транспортом. Сроки доставки до Санкт-Петербурга около 10 суток.

Основные рекомендации по экспорту продукции в Великобританию

Доступ на рынок Великобритании возможен следующими способами:

  • осуществление экспортно-импортных операций (ввоз товаров и капитала (иностранные инвестиции) на территорию Великобритании;
  • обеспечение коммерческого присутствия на рынке Великобритании, которое включает регистрацию компаний, филиала, учреждение представительства зарубежной компании либо заключение агентского соглашения.

В Великобритании не имеется целевых барьеров для иностранных участников по движению капитала или вывоза прибыли из страны. Ограничения могут вводиться на основании положений директив и постановлений ЕС и не являются самостоятельным решением правительства страны. Британское законодательство (в частности, Закон о компаниях 2006 г. – Companies Act 2006, в действующей редакции) также не содержит ограничений на участие иностранного капитала, основанных на национальном признаке. Создание и деятельность компаний, в том числе с иностранным участием, осуществляется в рамках единой системы государственного регулирования.

Для осуществления деловой активности на территории Великобритании установлен единый нормативный правовой режим, предусматривающий для всех компаний и их представительств общие условия регистрации, не зависящие от национального признака.

В структуре экспорта России в Великобританию в 2016 году (и в 2015 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) - 72,36% от всего объема экспорта России в Великобританию (в 2015 году – 85,00%);

Драгоценные металлы и камни (код ТН ВЭД 71) - 12,06% от всего объема экспорта России в Великобританию (в 2015 году – 1,73%);

Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) - 4,77% от всего объема экспорта России в Великобританию (в 2015 году – 4,73%);

Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) - 3,33% от всего объема экспорта России в Великобританию (в 2015 году – 3,38%);

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) - 2,14% от всего объема экспорта России в Великобританию (в 2015 году – 2,03%);

Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) - 1,95% от всего объема экспорта России в Великобританию (в 2015 году – 1,30%).

Наибольший прирост экспорта России в Великобританию в 2016 году по сравнению с 2015 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты (код ТН ВЭД 71) - рост на 708 120 014 долл. США;

Суда, лодки и плавучие конструкции (код ТН ВЭД 89) - рост на 56 596 252 долл. США;

Медь и изделия из нее (код ТН ВЭД 74) - рост на 31 578 459 долл. США.

Наибольшее сокращение экспорта России в Великобританию в 2016 году по сравнению с 2015 годом зафиксировано по следующим товарным группам:

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код ТН ВЭД 27) - сокращение на 1 286 592 382 долл. США;

Руды, шлак и зола (код ТН ВЭД 26) - сокращение на 40 018 089 долл. США;

Цинк и изделия из него (код ТН ВЭД 79) - сокращение на 24 014 466 долл. США.
Возможности осуществления расчётов
В настоящее время банковское и валютное регулирование в Великобритании осуществляется двумя государственными органами20, основным из которых является Министерство финансов Великобритании.

Его функции включают подготовку предложений и обеспечение реализации политики правительства Великобритании в области финансов и экономики; налоговую политику, формирование госбюджета и контроль над его исполнением; развитие международных финансовых отношений Великобритании, в том числе в рамках ЕС. Оно также несет ответственность за правильное и своевременное распределение государственных финансовых ресурсов.

Банк Англии (Bank of England) (http://www.bankofengland.co.uk) осуществляет функции государственного центрального банка. С 1997 г. Банк обладает правом установления базовой процентной ставки, осуществляет операции на валютном рынке и является держателем «фонда выравнивания валютного курса».

В законодательстве Великобритании отсутствуют нормы, обязывающие участников ВЭД обеспечивать поступление валютной выручки от нерезидентов на свои банковские счета, либо аналогичные нормы. Товары и услуги могут приобретаться за любую валюту, однако денежные средства при сделках должны быть конвертированы в британские фунты стерлингов для целей налогообложения НДС (https://www.gov.uk/foreign-currency-transactions-vat-and-tour-operators).

Если цена импортируемых товаров установлена не в британской национальной валюте, то перевод других видов валют для целей налогообложения НДС в британскую осуществляется в соответствии курсами, установленными в периодической печати, либо в соответствии со среднемесячными курсами, которые публикуются на интернет-сайте HMRC: www.gov.uk/government/collections/exchange-rates-for-customs-and-vat, а также с использованием, так называемой Маржинальной схемы туроператоров (The Tour Operators' Margin Scheme, TOMS), www.gov.uk/government/publications/vat-notice- 7095-tour-operators-margin-scheme.

Необходимо также отметить, что на сайте правительства Великобритании содержится информация о мерах валютного контроля, применяемых в различных странах, а также о том, что в случае проведения расчетов за экспортируемые товары в иностранной валюте, у экспортеров может возникнуть курсовая разница при конвертации в связи с колебаниями валютных курсов, а также даны рекомендации о том, каким образом можно избежать или минимизировать возможные убытки при конвертации.

Следует также учитывать, что, несмотря на отсутствие контроля за обменом иностранной валюты, а также валютного регулирования, связанного с осуществлением инвестиций и репатриацией капиталов и прибыли, в Великобритании действуют санкционированные соответствующими компетентными государственными органами ограничения и запреты на совершение финансовых транзакций и сделок отдельными физическими и юридическими лицами, в том числе, российскими.

Проверка делового партнера

В Великобритании деловая репутация осуществляющих свою коммерческую деятельность компаний играет очень важную роль. Британский бизнес дорожит своей репутацией, формирование которой происходит на протяжении десятков лет.

Коммерческая деятельность британских компаний должна быть максимально прозрачна и соответствовать высоким стандартам ведения бизнеса, что означает обязательное размещение своих годовых отчетов на официальных сайтах компаний в сети Интернет. При этом информация о компаниях, зарегистрированных в Великобритании, включая годовую отчетность компаний, содержится в Государственном реестре компаний Великобритании (Companies House).

Для проверки статуса зарегистрированной в Великобритании компании необходимо отправить соответствующий запрос в реестр компаний Великобритании. Существует несколько видов запросов — от получения общей информации о компании (осуществляется бесплатно) до более детальной, включая финансовую отчетность за определенный период времени (осуществляется на платной основе).

Существует также ряд организаций, осуществляющих проверку деловой репутации компаний в Великобритании на бесплатной основе. Такие организации действуют, в основном, в форме отраслевых ассоциаций и объединений. Членство в таких организациях предполагает соответствие состоящих в них фирм определенным стандартам ведения бизнеса. К таким организациям относятся Российско-британская торговая палата (Russo-British Chamber of Commerce), Конфедерация британской промышленности (крупный бизнес) (Confederation of British Industry), Федерация малого бизнеса (малый и средний бизнес) (Federation for Small Businesses), Инвестиционное агентство Северной Ирландии (бизнес Северной Ирландии) (Invest Northern Ireland).

Проверку деловой репутации также осуществляет ряд частных компаний на платной основе. При этом в зависимости от объема предлагаемой информации стоимость таких услуг может варьироваться от 100 ф.ст. (предоставление регистрационных данных) до десятков тысяч ф.ст. (полный анализ деятельности компании с использованием широкого круга источников информации). Также на коммерческой основе возможно осуществление проверок компаний, зарегистрированных в некоторых оффшорных юрисдикциях (Британские Виргинские, Багамские, Каймановы острова и другие).
Поделиться в социальной сети: