ОБЗОРЫ СТРАН
Узбекистан
  • Столица: Ташкент
  • Территория: 448 800 км кв.
  • Население: 34 011 621 чел.
  • ВВП: 328,436 млрд. долл. США
  • Национальная валюта: сум
  • Официальный язык: узбекский

Выход на рынок Узбекистана: подробная информация для экспортеров

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в Узбекистан продукции

Самые главные документы для экспорта в Узбекистане — характеризующие продукцию. К ним относятся:
• Лицензия на производство, если экспортер выступает изготовителем.
• Бумаги, предоставляющие право собственности.
• Сертификат соответствия. Его нужно запросить у производителя, если экспортер не изготовляет его сам.
• Удостоверение качества. Также могут потребоваться санитарные, ветеринарные или иные удостоверения, способные подтвердить безопасность и качество.

Остальные документы для экспорта в Узбекистан составляются из товаросопроводительных.

Обычно, к ним относят: товарно-транспортная накладная, акт разгрузки-погрузки, документы на транспортное средство. К ним выдвигаются конкретные требования в области оформления и полноты содержания. В частности, в ТТН отмечается количество мест, вес и упаковка. В счете-фактуре обязательно отмечается цена на товар.

Общие положения
Организация работ по проведению обязательной сертификации возлагается на агентство «Узстандарт» или по его поручению на другие органы по сертификации с обязательной их аккредитацией.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, определен соответствующими постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан. Порядок и используемые схемы сертификации однородной продукции должны быть установлены в документах аккредитованный орган по сертификации однородной продукции, представляемых для аккредитации.

Схему сертификации в каждом конкретном случае выбирает аккредитованный орган по сертификации однородной продукции с учетом предложений заявителя, объема и срока поставок, методов испытаний, особенностей производства и эксплуатации данной продукции.

Сертификация в рамках международных систем или соглашений выполняется по схемам, предусмотренным в них.

В нормативном документе. на конкретную продукцию должны быть установлены и однозначно указаны характеристики (показатели) продукции, методы испытаний, требования к маркировке, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим характеристикам и ее идентификацию, а также требования к упаковке, транспортированию, хранению и др.

Этапы процесса сертификации
Сертификация продукции в национальной системе сертификации Республики Узбекистан включает следующие основные операции:

 — подача заявки на сертификацию и ее рассмотрение (Полный список организаций, в которые можно подать заявку на получение сертификата представлен на этом сайте (https://www.goldenpages.uz/rubrics?Id=102 507)),

 — анализ нормативной и другой документации,
— принятие решения по заявке,
— отбор, идентификация образцов и их испытания,
— оценка состояния производства продукции, сертификация системы качества или производства;
— анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия,
— выдача сертификата соответствия и права на применение Знака подтверждения соответствия с регистрацией их в Государственном реестре НСС Уз или признание сертификата соответствия, выданного зарубежным или международным органом;
— инспекционный контроль за стабильностью сертифицированных характеристик продукции и корректирующие мероприятия по результатам инспекционного контроля,
— информирование о результатах сертификации,
— рассмотрение апелляций.

При сертификации партии продукции должны быть представлены следующие документы:

 — товаросопроводительная документация;
— данные о маркировке в соответствии с законодательством.

в соответствии с Положением о порядке признания в Узбекистане результатов оценки соответствия, осуществленной за пределами Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2015 г. № 292, сертификаты соответствия, декларации о соответствии и протоколы испытаний, выданные за пределами Республики Узбекистан, признаются
в следующих случаях:

при наличии международного соглашения о взаимном признании сертификатов соответствия, деклараций о соответствии
и протоколов испытаний;

при ввозе технологического оборудования и его частей, произведенных в том числе в Российской Федерации, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

при отсутствии в Республике Узбекистан аккредитованной испытательной лаборатории для проведения сертификационных испытаний ввозимой продукции.

Национальным органом Республики Узбекистан по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством является Узбекское Агентство стандартизации, метрологии и сертификации «Узстандарт». Аккредитованными органами, занимающимися вопросами сертификации, производимой и ввозимой на территорию Узбекистана продукции, а также признания зарубежных сертификатов соответствия
в Республике Узбекистан, являются ГП «Ташкентский городской центр испытаний и сертификации» и ГП «Республиканский центр испытаний
и сертификации».

В соответствии с Положением о порядке проведения сертификации продукции, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.07.2004 № 318, сертификация проводится на соответствие требованиям нормативного документа (стандарта, технических условий), действующего на территории Узбекистана на предъявляемый вид продукции.

Органы по сертификации, аккредитованные Агентством «Узстандарт», имеют право признания сертификатов на продукцию, поступающую из стран СНГ, в соответствии с Порядком признания сертификатов соответствия
в государствах-участниках СНГ № ПМГ 36−2001, принятым Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии
и сертификации (протокол от 24 мая 2001 г. № 19−2001).

Особенности таможенного контроля при ввозе пищевой и сельскохозяйственной продукции территорию Узбекистана
Импорт и перемещение на территории Республики Узбекистан ветеринарных лекарственных средств и кормовых добавок осуществляется при условии их регистрации и наличия соответствующих лицензий, выдаваемых Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства Республики Узбекистан.

Импорт и перемещение ветеринарных лекарственных средств и кормовых добавок осуществляются без ветеринарного сертификата, если имеются сопроводительные документы, подтверждающие их качество и безопасность, выдаваемые организацией-производителем.

При импорте, экспорте и транзите подконтрольных товаров применяются следующие виды контроля: документарный, физический и лабораторный.

Документарный контроль включает проверку:

 — документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров в ветеринарном отношении;
— наличия разрешений на импорт, экспорт или транзит подконтрольных товаров;
— соответствия формы и содержания предъявленных документов ветеринарным требованиям.

Физический контроль включает в себя:

— досмотр подконтрольных товаров и/или осмотр животных;
— проверку соответствия подконтрольных товаров данным, указанным в предъявленных документах, с целью исключения наличия подконтрольных товаров, не указанных в сопроводительных документах и исключения совместного перемещения несовместимых товаров;
— контроль на предмет соответствия транспортного средства установленным ветеринарно-санитарным требованиям и наличия необходимых условий для перевозки подконтрольных товаров;
— контроль за соблюдением условий и режима перемещения (перевозки);
— контроль соответствия упаковки и маркировки установленным требованиям;
— обязательный осмотр каждой партии животных при их импорте, экспорте, транзите и при перемещении (перевозке) в пределах территории Республики Узбекистан в пунктах водопоя и кормления.

В пункте пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан допускается досмотр доступной части перевозимых подконтрольных товаров.

Лабораторный контроль осуществляется путем проведения исследований в уполномоченных лабораториях в случае выявления видимых изменений при досмотре перевозимых подконтрольных товаров и для исключения заразных болезней животных.

По результатам осуществления указанных видов контроля должностным лицом ПКВП в отношении подконтрольных товаров принимается одно из следующих решений;

 — о пропуске;
— о приостановке перемещения;
— о запрете импорта;
— о возврате.

Виды налогов, оплачиваемых компаниями-импортерами в Узбекистане
Налог на добавленную стоимость

Экспорт товаров (за исключением драгоценных металлов) за иностранную валюту облагается по нулевой ставке (статья 212 Налогового кодекса).

Определяющим фактором является вывоз товара с таможенной территории Узбекистана. Нулевую ставку могут применить экспортеры (плательщики НДС) как собственной продукции, так и реализующие товары, приобретенные для перепродажи на экспорт.

Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

 — контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке);
— ГТД с отметкой таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта;
— товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска с таможенной территории Республики Узбекистан, подтверждающие отправку товаров в страну назначения (статья 213 Налогового кодекса)

Перечень документов необходимых для подтверждения ставки НДС 0%:

1. Контракт (его копия) с иностранным лицом на поставку товара за пределы Таможенного союза.
2. Таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов.
3. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.

Налог на прибыль и налог на имущество
В целях исчисления налога на прибыль выручка от реализации товаров (в том числе на экспорт) определяется исходя из стоимости отгруженных товаров на основании документов, подтверждающих факт отгрузки товаров (статья 130 Налогового кодекса).

Однако при реализации товаров по ценам ниже себестоимости, а также при безвозмездной передаче товаров для целей налогообложения выручка от реализации определяется исходя из себестоимости товаров (часть одиннадцатая статьи 130 Налогового кодекса).

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2018 № УП-5587 «О мерах по дальнейшему стимулированию экспортного потенциала отечественных производителей» с 1 января 2019 года юридические лица, имеющие долю экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15%, в том числе через комиссионера (поверенного), уменьшают налогооблагаемую базу по:

 — налогу на прибыль юридических лиц — в части прибыли, приходящейся на объем реализации товаров (работ, услуг) на экспорт;
— единому налоговому платежу — в части объема реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.

Во-первых, льгота теперь распространяется на всех экспортеров. Факт собственного производства товаров, работ и услуг не имеет значения, как это было до 1 апреля текущего года. Например, льготу получат также торговые и заготовительные организации.

Во-вторых, теперь снижается не ставка налогов, а налогооблагаемая база, то есть часть прибыли (в случае с налогом на прибыль) или выручки (в случае с ЕНП) избежит налогообложения, а именно не будет облагаться доля, приходящаяся на экспорт.

В-третьих, как и до 1 апреля текущего года, условием получения льготы является достижение установленной доли экспорта в общей выручке юридического лица. Она должна составлять более 15%. Раньше действовала двухступенчатая система снижения ставок.

В-четвертых, данная конкретная льгота не применяется в отношении налога на имущество, а также других налогов. До 1 апреля текущего года снижались также ставки налога на имущество юридических лиц.

Для применения обновленных льгот введены также 2 специальных условия:

 — наличие документального подтверждения фактов экспорта товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством;
— обеспечение поступления валютной выручки в течение 180 дней со дня выпуска товаров в режим экспорта.

Если какое-либо из этих условий нарушено, неуплаченные средства подлежат взысканию в Государственный бюджет Узбекистана с применением пени.

Новая льгота не распространяется на экспорт сырьевых товаров по перечню (15 товарных наименований), а также услуги международных перевозок (за исключением автотранспорта) и транспортировку по трубопроводам и газопроводам.

Единый налоговый платеж
В целях исчисления единого налогового платежа в налогооблагаемую базу включается выручка от реализации товаров (работ и услуг) за вычетом НДС, акцизного налога и налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (для плательщиков данных налогов) (статья 355 Налогового кодекса в редакции Закона РУз от 04.12.2018 г. N ЗРУ-379).

При реализации товаров по ценам ниже себестоимости, а также при безвозмездной передаче товаров для целей налогообложения выручка от реализации определяется исходя из себестоимости товаров (пункт 1 части второй статьи 355 Налогового кодекса).

Таможенные платежи
Средняя ставка таможенного платежа в Узбекистане равна 26%

Предприятия — экспортеры должны уплачивать сборы за таможенное оформление.

Таможенные сборы исчисляются исходя из установленных ставок и объекта сбора. С 25.08.2015 г. ставка сбора за таможенное оформление товаров и транспортных средств в таможенном режиме «экспорт» снижена и составляет 0,1% от таможенной стоимости, но не менее 50% от минимального размера заработной платы (пункт 6 Постановления Президента РУз от 25.08.2015 г. N ПП-1604).

Акцизы
в целях защиты рынка и стимулирования импортозамещения в Узбекистане активно применяется практика установления акцизов на ввозимые на территорию страны товары по регулярно корректируемому перечню. При этом на аналогичные товары, производимые на территории Узбекистана, акцизы могут быть либо не установлены совсем, либо быть существенно ниже.

Действовавшие в 2018 г. ставки акцизного налога на ввозимые товары были утверждены постановлением Президента Республики Узбекистана от 29.12.2017 № ПП-3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год». На продукцию узбекских производителей в стране взимался акциз по 15 товарным наименованиям (алкогольная продукция, автомобили, масло хлопковое, ювелирные изделия, драгметаллы, нефтепродукты, газ природный, сигареты, полиэтиленовые гранулы и др.).

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 29.06.2018 № ПП-3818 «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» с 1 января 2019 г. в очередной раз были снижены ставки на ввозимые в Узбекистан товары. Количество облагаемых акцизом наименований товаров уменьшилось на 62 процента.

Кроме того, в соответствии с постановлением Президента Узбекистана от 29.07.2019 № ПП-4406 из общего перечня акцизов исключены две позиции:

 — оборудование холодильное или морозильное, прочее, кроме предназначенного для пивоваренной промышленности (код ТН ВЭД — 8418 69 000 9);

 — установки для кондиционирования воздуха, оборудованные вентилятором с двигателем и приборами для изменения температуры и влажности воздуха, со встроенной холодильной установкой и клапаном для переключения цикла охлаждение/нагрев (реверсивные тепловые насосы), промышленные кондиционеры с автоматической регулировкой температуры и влажности для поддержания микроклимата в специальных производственных помещениях (код ТН ВЭД — 8415 81 001 0).
Экономика Узбекистана
Логистические маршруты поставки продукции в Узбекистан
Геополитическая роль Республики Казахстан, то есть роль транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется ее расположением в центре евразийского континента. Она расположена на стыке Европы и Азии, благодаря чему обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой — территория Республики Казахстан расположена на направлении сухопутного моста для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами — странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии. По территории Казахстана проходят сформированные на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры несколько международных транспортных коридоров, которые позволяют значительно сократить расстояние в сообщении Восток-Запад и сроки доставки грузов. Все эти транспортные маршруты относительно новые, активно развиваться начали в 90-е годы. Они позволяют значительно сократить расстояние и сроки доставки грузов в сообщении Восток — Запад.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 21.07.2011 г. № 118 «Об утверждении Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года» (с изменениями от 25.08.2015 г.) в указанный период в стране предстоит завершить реконструкцию шести основных международных транзитных коридоров, интегрированных в европейские и азиатские системы автодорог:

Ташкент — Шымкент — Тараз — Алматы — Хоргос и Шымкент — Кызылорда — Актобе — Уральск — Самара, которые вместе составляют казахстанскую часть автодороги «Западная Европа — Западный Китай»;

Алматы — Караганда — Астана — Петропавловск;
Астрахань — Атырау — Актау — граница Туркменистана;
Омск — Павлодар — Семей — Майкапчагай;
Астана — Костанай — Челябинск — Екатеринбург

Формирование ТЛЦ будет осуществляться по направлениям «Восток-Запад» и «Север-Юг» путем развития следующих опорных точек:

«Восточные ворота» (станция «Достык», участок дороги Достык — Актогай, МЦПС «Хоргос», участок дороги Сарыозек — Хоргос, грузотранспортный потенциал аэропортов городов Алматы и Семея).

«Западные ворота», с созданием ТЛЦ в городах Актобе, Уральска, Актау и реконструкцией аэропортов в городах Актау и Атырау, порта Актау, строительством портовой инфраструктуры в пунктах Курык и Баутино.

«Центральный узел» в городе Астане. ТЛЦ в городе Астане будет включать в себя три ТЛЦ класса «А» на территории индустриального парка.

«Северные ворота». Формирование ТЛЦ в городе Петропавловске предполагает создание «сухого порта» в рамках международного центра приграничного сотрудничества Курган (Российская Федерация) — Петропавловск (Республика Казахстан).

«Южные ворота» (формирование ТЛЦ в городах Алматы, Шымкенте) позволит решить вопросы дефицита терминального парка в городах Алматы, Шымкенте — путем строительства ТЛЦ, соответствующих международным стандартам с применением современных информационных систем и технологий.

Таким образом, проект будет обслуживать три главных маршрута грузоперевозок:

Китай — Центральная Азия;
Китай — Казахстан;
Китай — Россия — Западная Европа.

Также будут использоваться дополнительные маршруты — Китай — Узбекистан и Узбекистан — Россия, а также маршрут Россия — космодром Байконур.

Основные логистические центры Узбекистана

На основании указа президента Республики Узбекистан Национальной авиакомпанией «Узбекистон хаво йуллари» совместно с авиакомпанией «Кореан Эйр» на базе аэропорта г. Навои создан Международный интермодальный центр логистики, который является одним из крупнейших и наиболее технологичных авиагрузовых комплексов региона. Аэропорт «Навои», является центром пересечения транспортных путей (воздушного, железнодорожного, автомобильного), что позволяет предложить клиентам широкую географию перевозок.

Сегодня Навоийская воздушная гавань связана с основными узлами и логистическими центрами Евразии, включая Инчён, Милан, Брюссель, Вену, Стамбул, Дубай, Дели, Тяньзинь, Бишкек, Дакку, Москву и Санкт-Петербург.

Грузовой терминал аэропорта «Навои», как транспортно-экспедиторская единица в логистической цепочке, способен покрыть весь спектр услуг по приему груза, его временному хранению и отправке с использованием различных видов транспорта. Наличие прямого соединения с железнодорожной и автомагистральной сетью, удобных подъездных путей и стоянок для большегрузных автомобилей позволяет сократить работы по промежуточной доставке грузов, благодаря использованию технологий мирового уровня.

Обработка грузов, таможенное оформление экспортных и импортных грузов осуществляется на территории грузового Терминала в круглосуточном режиме и в соответствии с действующим таможенным законодательством, что позволяет работать в системе международной кооперации грузоперевозок.

Контактная информация в г. Навои: грузовой терминал +99 879−539−38−75, отдел маркетинга: +99 879−770−31−88, сайт: www.navoi-airport.com, Info.nvi@uzairways.comЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. sogp. nvi@uzairways.com.Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

АО «Центр логистики Ангрен» — логистический центр, основной целью которого является прием и обработка грузов, а также их доставка автомобильным транспортом в Андижанскую, Наманганскую и Ферганскую области через перевал Камчик, тем самым обеспечивая надежную транспортную связь Ферганской долины с другими регионами Республики Узбекистан.

АО «Центр логистики Ангрен» также осуществляет экспедирование грузов по маршрутам в Юго-Восточную Азию через иранские, российские и китайские морские порты.

Контактная информация: Адрес: Узбекистан, Ташкентская область,
110 200, г. Ангрен, ул. Ипак Йули № 1, Тел./Факс: тел. +998−78−150−50−90 (приемная), +998−78−150−50−70 (отдел маркетинга), эл. почта: admin@clangren.uz

Информацию о перевозчиках и экспедиторских компаниях можно получить в следующих организациях:

 — Ассоциации международных экспедиторов Узбекистана: Республика Узбекистан, 100 000, г. Ташкент, пр-т Мустакиллик, 88а, тел. +998−78−140−51−07, эл. почта: info@uifa.uz.

 — Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Республики Узбекистан: Республика Узбекистан, 100 097, г. Ташкент, ул. Бунедкор, 44, тел.: +99 871- 273−03−13, 273−97−75, факс: +99 871−273−03−15, e-mail: aircuz@ars.uz, сайт: www.aircuz.uz.
Основные рекомендации по развитию экспорта
продуктов в Узбекистан

Принимая решение о выходе компании на рынок Узбекистана необходимо в первую очередь ознакомиться с актуальной экономической и политической ситуацией в стране. Следует отметить, что обычаи ведения бизнеса в Узбекистане подразумевают личное живое общение партнеров, в связи с чем целесообразно принимать активное участие в профильных выставках и ярмарках, участвовать в бизнес-миссиях, организуемых на постоянной основе российскими региональными Торгово-промышленными палатами и Центрами поддержки экспорта. Также, при наличии интереса со стороны узбекских потенциальных партнеров, практикуется проведение семинаров, презентаций, круглых столов и посещение узбекских предприятий. По опыту работы Торгпредства, наибольшую эффективность имеют мероприятия/презентации, приуроченные к отраслевым профильным выставкам. Это связано с тем, что на период выставки в Ташкент приезжают руководители, инженеры и специалисты отраслевых компаний, а также дилеры, дистрибьюторы и посредники из разных регионов Узбекистана.

Существует ряд распространенных ошибок при выходе на рынок Узбекистана: а) попытка достичь договоренностей, заключить договор или соглашение в удаленном режиме (по телефону или электронной почте); б) поверхностное изучение деятельности потенциального партнера и поспешные выводы о его добросовестности, основанные лишь на устных обещаниях и уверениях представителей узбекских компаний; в) недостаточное изучение возможных рисков, в том числе риска невозврата инвестиций, прибыли или неоплаты поставленного товара; г) отказ от профессионального юридического сопровождения договоров и контрактов; д) предоплата или отсрочка платежа при импортных контрактах с непроверенными поставщиками.

При выходе на рынок Узбекистана необходимо иметь в качестве конкурентных преимуществ высокую инновационную составляющую предлагаемого продукта, а также возможности его последующего технического сопровождения, либо предоставления услуг по обучению местного персонала.

Иметь собственное производство и выходить на рынок с продукцией, произведенной своими силами. В последнее время крупные заказчики в Узбекистане все чаще отдают предпочтение заводу-изготовителю.

Объем узбекского импорта в 2018 г. по отношению к 2017 г. увеличился на 39,6% до 19 557,4 млн. долл. США.

В структуре импорта Республики Узбекистан в 2018 г. основной вес приходился на машины и оборудование (42,6%), химическую продукцию и изделия из нее (13,1%), услуги (11,5%), черные и цветные металлы (9,1%), продовольственные товары (8,1%) и энергоносители и нефтепродукты (4,5%).

Объем российского экспорта в стоимостном выражении в 2018 г. по отношению к 2017 г. увеличился на 26,5% с 2 625,1 до 3 320,8 млн. долл. США. При этом в натуральном выражении объем поставок вырос на 17,9% с 4 352,9 до 5 132,8 тыс. тонн. Таким образом, ключевым драйвером роста величины российских поставок в 2018 г. являлся рост физических объемов поставок продукции.

В структуре экспорта России в Узбекистан в 2017 г. основную долю составили следующие группы товаров: «металлы и изделия из них» – 23,2% (ТН ВЭД 72-83), «машины, оборудование и транспортные средства» – 21,1% (ТН ВЭД 84-90), «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» – 17,8% (ТН ВЭД 44-49), «минеральные продукты» – 12,4% (ТН ВЭД 25‑27), «продукция химической промышленности, каучук» – 11,7% (ТН ВЭД 28-40) и «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» – 10,7% (ТН ВЭД 1-24).
Особенности проведения рекламных мероприятий
PR-мероприятия

Маркетинговая стратегия один из важнейших элементов любого проекта. Грамотно выстроить маркетинговую стратегию в Узбекестане вам помогут следующие советы:
1) Посещение специализированных выставок;
2) Быть готовым к нарушению ваших авторских прав;
3) В Узбекистане доминирует наружная реклама. Наружная реклама отличный вариант для продвижения крупного бренда.
4) По статистике проникновение рекламы из социальных сетей в Узбекистане менее 50%. Худший выбор для продвижения.
5) Не стоит экономить на рекламе в Узбекистане. Она там достаточна дешевая. Получить digital-показы можно всего от 5 $.

Социальные сети, в частности Facebook, Instagram и Telegram, стали пользоваться большой популярностью в Узбекистане в последние годы. Многие компании и предприниматели не заводят собственные сайты из-за высокой цены обслуживания, при этом заводят страницы в социальных сетях для размещения информации о компании и проведения рекламных/маркетинговых мероприятий.

Возможности осуществления расчетов
С 5 сентября 2017 года на территории республики все платежи за товары (работы, услуги) должны осуществляться исключительно в национальной валюте — сумах. Оплатить их в иностранной валюте можно будет только посредством международных платежных карт.

В связи с чем, цены и тарифы на товары, работы и услуги должны устанавливаться только в национальной валюте. Это касается и госпошлин, сборов и обязательных платежей, которые ранее взимались в инвалюте (за исключением консульских сборов). Такие требования установлены Указом Президента №УП-5177 от 02.09.2017 г. в целях внедрения рыночных механизмов валютного регулирования.

УП-5177 предусматривает установление цен и осуществление расчетов по ним в национальной валюте на товары (работы и услуги), реализуемые на территории республики. Эта норма на внешнеторговые операции не распространяется.

Платежи по внешнеторговым операциям
Контракт считается внешнеторговым, если он заключен между юридическим или физическим лицом иностранного государства и хозяйствующим субъектом Узбекистана. При этом он в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций (ЕЭИСВО). Контракт, не зарегистрированный в установленном порядке в ЕЭИСВО, внешнеторговым считаться не будет. К внешнеторговым контрактам относятся экспортные, бартерные и импортные контракты. Валюта платежа по ним указывается в иностранной валюте.

При импорте услуг
Например, на основании импортного контракта нерезидент оказал услуги по монтажу и пуско-наладке оборудования на территории Республики Узбекистан. Оплатить его услуги мы обязаны в валюте контракта, даже если эти услуги оказаны нерезидентом на территории нашей страны. Если валюта платежа по контракту установлена в долларах США, то соответственно оплата услуг нерезидента осуществляется в долларах США.

В какой валюте выписывать счета-фактуры. С принятием УП-5177, с 5 сентября 2017 г. цены и тарифы на товары, работы и услуги, реализуемые на территории Узбекистана, должны устанавливаться только в национальной валюте. В силу этих обстоятельств, стороны договора не могут выполнить принятые на себя обязательства по договору на прежних условиях. Поэтому в условия действующих договоров, заключенных до 5 сентября 2017 года, где цены на товары (работы, услуги) были предусмотрены в иностранной валюте, необходимо внести изменения и установить их в национальной валюте. При этом по согласованию сторон цены на товары (работы, услуги) в национальной валюте можно будет установить в том размере, который будет устраивать обе стороны договора.

После внесения изменений в условия договора стоимость товаров (работ, услуг) в счете-фактуре должна будет отражаться в национальной валюте. Выписывать счет-фактуру в иностранной валюте не целесообразно экономически. Например, организация 30 августа 2017 года получила предоплату за товары (работы, услуги) в сумме 4 210 350 сумов, эквивалентную 100 долл. США по курсу ЦБ (1 $=4210,35 сум).

Юрлица, у которых условиями заключенных договоров цены на товары (работы, услуги) установлены в иностранной валюте, счет-фактуру выписывают в иностранной валюте с одновременным отражением в национальной валюте, пересчитанной по курсу ЦБ на дату выписки счета-фактуры. Если в счете-фактуре, выписанной после 5 сентября, отразить цены в инвалюте 100 долл. США, то стоимость реализованных товаров (работ, услуг), пересчитанная по действующему на эту дату курсу ЦБ (1 $=8100 сум) будет равна 8 100 000 сум. При фактически полученной предоплате 4 210 350 сумов налоги необходимо будет уплатить со стоимости реализации товаров (работ, услуг), отраженной в счете-фактуре — 8 100 000 сум.

Проверка торгового партнера

1. Запросите сертификаты, доверенности, лицензии
В первую очередь необходимо просмотреть копии всех документов, подтверждающих право на ведение бизнеса, будь то свидетельство о регистрации юрлица, лицензии на отдельные виды деятельности, патенты. Необходимо также ознакомиться со всеми документами на продукцию или услуги — это сертификаты качества, свидетельства о регистрации товарного знака и т. д. Следующим немаловажным шагом является удостоверение в наличии права подписи у того лица, которое от имени компании ведет с вами переговоры.

2. Используйте сайт государственного налогового комитета
Одна из интерактивных услуг на сайте ГНК — «Сведения о контрагенте» — разработана как раз для повышения взаимного доверия между бизнес-партнерами. Услуга предоставляет доступ к информации, содержащейся в базе налоговых органов: регистрационные данные; налоговую и финансовую отчетность; акт сверки (на указанную дату); выписки из плана-графика проверок хозяйствующих субъектов (за указанный год).

Чтобы воспользоваться этой услугой, надо иметь электронную цифровую подпись, знать ИНН нужной организации и получить пароль доступа, который будущий партнер сообщит вам лично. То есть заинтересованная организация запрашивает у своего потенциального партнера разрешение на доступ к налоговой информации. Через свой персональный кабинет будущий партнер подает соответствующее заявление в налоговые органы, что и откроет доступ к его информации исключительно вам, и только на определенный период, и только к определенному массиву сведений (все эти параметры можно оговорить заранее). Подробнее об услуге «Сведения о контрагенте» можно узнать на сайте ГНК в разделе «Интерактивные услуги»

3. Постарайтесь побывать на их территории
Вполне понятно, почему представители молодых компаний предпочитают встречаться с будущими партнерами на чужой или нейтральной территории. Офисы большинства из них может быть «стыдно» показать, и они боятся отпугнуть клиента. Однако в данном случае речь идет не о конкурсе на самый респектабельный кабинет начальника, а об общей атмосфере в организации. Действительно ли здесь работают или только создают видимость бизнеса.

Конечно, непритязательный офис в промышленной зоне на окраине города не может быть показателем ненадежности. Ведь все с чего-то начинали, и далеко не каждая компания, которая успешна сегодня, имела в начале своего пути солидный стартовый капитал. Однако, даже без кожаной мебели само наличие офиса и серьезная, деловая атмосферы в нем уже говорят о многом. Если это производство, лучше побывать и на нем, а не только в конторе директора. Серьезные компании, ищущие долгосрочного партнерства, не будут все это скрывать, даже в том случае, если их цеха или офисы находятся еще в стадии развития и обустройства.

4. Не банкрот ли ваш будущий партнер?
Еще один инструмент для получения информации о будущем партнере — официальный запрос в местный хокимият (отдел регистрации субъектов предпринимательства). Здесь можно узнать, не находится ли ваш контрагент в стадии банкротства (добровольного или принудительного).

5. Узнайте о других клиентах
У представителей малоизвестной фирмы не лишне будет поинтересоваться о том, с какими организациями или компаниями на местном рынке она уже сотрудничает. При этом, конечно, можно получить ответ, что это конфиденциальная информация. Возможно, в определенных обстоятельствах она действительно не подлежит разглашению, но большинство компаний, как правило, не делают секрета о своих клиентах, покупателях, поставщиках и т. п. На первых этапах своего становления они, наоборот, с радостью сообщат о солидных партнерах.


Особенности работы Интернета и продвижения сайтов в Узбекистане

Если Вы хотите иметь просто сайт, то его достаточно создать. Если же Вас интересует инструмент, при помощи которого Вы планируете зайти на узбекский рынок, тогда Вам необходимо продвижение сайтов и интернет-магазинов в Узбекистане. А это в свою очередь требует ответственного подхода и использования современных технологий и методик раскрутки.

Данная страна использует поисковые системы, популярные в странах СНГ — Google, Яндекс, Рамблер, Mail-поисковик. Соответственно, под их критерии и будет планироваться SEO для Узбекистана. При этом, конечно же, будут учитываться и региональные факторы, например, для раскрутки ресурса по Ташкенту, отдаленным городам, либо в масштабах всей страны — все зависит от сайта или интернет-магазина и цели их продвижения.

Кроме того, раскрутка сайта по Узбекистану должна учитывать менталитет населения выбранного региона, так как на основе его особенностей будет настраиваться юзабилити. Поисковые роботы фиксируют поведение гостя на странице ресурса и по итогам определяют релевантность данной страницы. Поэтому так много внимания уделяется интерфейсу — он отыгрывает роль не меньше, чем размещенный контент.

Сейчас в интернет продвижении в Узбекистане есть несколько проблем. И вот некоторые из них:

1. Дефицит информации об Интернет технологиях на рынке.
Бывает, что при создании корпоративного сайта за основу берется уже существующий ресурс, который заказчику нравится чисто визуально, а может быть частично и по функционалу, но при этом заказчики не задаются вопросом применимы ли решения и инструменты этого сайта для нашего рынка, решения принимаются исходя из личного предпочтения заказчика. Далее в разработку вкладываются деньги, время, но при этом к советам и рекомендациям разработчиков клиенты прислушиваются редко. И как итог, сайт запускается не адаптированным под его конкретный бизнес, не учитываются особенности поведения его клиентов, менталитет Узбекских пользователей и т. д. И только когда проходит время, клиент понимает, что совершил ряд ошибок. А на их исправление, опять понадобятся время и деньги. Конечно же если у заказчика осталось еще желание заниматься разработкой сайта.

2. Недобросовестные веб-разработчики.
К сожалению, не всегда разработчик советует заказчику подключить даже самые простейшие счетчики для сайта, которые просто необходимы, чтобы владелец сайта мог знать, сколько человек посещает его сайт и мог анализировать эффективность работы своего ресурса. У нас в практике были курьезные случаи, когда заказчик — руководитель компании был уверен, что сайт его компании отлично функционирует и не нуждается в продвижении. А мы подключаем счетчик и видим, что в день сайт в лучшем случае посещают всего два человека, т. е. отдача сайта близка к нулевой. Кроме того, не проводится работа по дальнейшему продвижению, даже по базовому объяснению того, как сайт может приносить отдачу своему владельцу. Но это проблема перекликается с первой, в таком положении вещей есть обоюдная вина, как неграмотных заказчиков, которые не требуют полноценного и профессионального подхода так и недобросовестных разработчиков.

3. Отсутствие электронных платежей
Узбекский бизнес в массе своей пока не видит для себя выгоды вкладывать деньги в Интернет и не маловажным фактором здесь является отсутствие онлайн платежных систем, способных работать в сфере Интернет магазинов, доставок, заказов через Интернет и т. д. Соответственно, Интернет магазины которые существуют сейчас в Узнете не могут функционировать в полной мере, в связи с отсутствием самого главного фундамента для электронной коммерции — онлайн оплаты, используя которую можно оплачивать в сети все, не только пресловутые услуги сотовой связи и коммунальных услуг, но и больше: товары массового потребления, технику и т. д. Появление электронной коммерции в Узбекистане в ее полноценном виде — это только вопрос времени. Опыт в этой сфере уже есть, на рынке были компании, предлагающие подобные услуги.

4. Недостаточное количество интернет-пользователей
Согласно последней официальной статистике, в Узбекистане более 9 млн. интернет-пользователей, но мы понимаем что не все из них являются активными пользователями сети. Это подтверждается фактами. Один из самых посещаемых новостных ресурсов в Узбекистане olam. uz насчитывает в день около 20 тысяч пользователей. Если бы все 9 млн. были активными пользователями, то и показатель посещаемости этого сайта увеличился бы в десятки раз. Это также подтверждается и открытыми данными наиболее посещаемых узбекскими пользователями российских ресурсов, таких как mail.ru и odnoklassniki.ru. По нашим подсчетам около 85% пользователей Узнета — жители Ташкента. Если регионы имели бы больше заинтересованности и возможностей для подключения к глобальной сети, цифра бы значительно возросла. Для нас, как для компании, работающей в сфере интернет-рекламы и продвижения, и для других игроков рынка это означало бы увеличение клиентов, заказчиков и рекламодателей.
Возможности, риски и угрозы по продвижению продукции в Узбекистан
Высокий потенциал развития экспорта продукции в стране обусловлен следующими обстоятельствами:

1) Государство стремится создать всевозможные условия для иностранных экспортеров. Это включает в себя: гарантии безопасности иностранных инвесторов, низкие тарифные ставки.
2) Узбекистан состоит во многих торговых союзах.
3) Отличные условия доступности при экспорте из России с учетом сложившихся товаропотоков.
4) Хороший имидж российских товаров. В Узбекистане российского производителя всегда считают гарантом качества. Российские товары считаются более технологически продвинутыми и инновационными на многих рынках.
5) Узбекистан обладает существенными золотовалютными резервами, которые, как мы понимаем, также включают в себя средства Фонда Реконструкции и Развития Узбекистана (ФРРУ). Объем средств фонда, созданного в 2006 году, по итогам 2015 года составлял порядка 16 млрд долларов США, а общий объем ЗВР достиг 26 млрд долларов США.

Риски:

1) Сложное и дорогостоящее продвижение бренда или продукта. Как уже было сказано ранее интернет в Узбекистане имеет множество проблем. Так что продвигать свой продукт через интернет или соц. сети ошибочное решение. Лучшим вариантом будет наружная реклама или реклама по ТВ, но она крайне дорогая.
2) Недоверие потребителей к небольшим и молодым организациям. Этот фактор складывается из менталитета потребителей и потенциальных партнеров. Каждый из них с недоверием отнесется к молодой организации, а доверится скорее организации с богатой историей и собственным производством.

Угрозы:

1) Узбекистан очень сильно зависит от денежных переводов трудовых мигрантов, большая часть которых работает в России. На своем пике в 2013 году переводы достигли 7.9 млрд долларов США (13.7% от ВВП), но после этого объемы средств стали резко сокращаться и по итогам 2015 года составили всего 3.1 млрд долларов США (4.6% от ВВП).
2) Фокус руководства страны на развитие собственного производства и импортозамещения (в том числе с целью экономии валюты) способствует большей диверсифицированности экономики по сравнению с соседними странами.

Узбекистан и Россию связывают долголетние глубокие экономические отношения и состоят во многих других региональных и международных организациях. Россия является одним из ключевых рынков сбыта для узбекских компаний, в свою очередь являясь крупнейшим трудовым рынком для граждан Узбекистана за рубежом (чьи денежные переводы в свое время достигали почти 14% узбекского ВВП). Необходимо также отметить и значительное совпадение технических стандартов и наличие российской и советской техники, которая до сих пор используется в Узбекистане. Тем не менее, ситуация омрачается несколькими существенными факторами. Значимым моментом является высокий уровень протекционизма и сложности с импортом в Узбекистан, особенно в части конечной потребительской продукции. Ухудшение экономической ситуации в России негативно сказалось на Узбекистане, в первую очередь из-за резкого снижения денежных переводов домой от трудовых мигрантов. Число мигрантов из Узбекистана в России сократилось почти на 300 тысяч человек и многие из них были вынуждены вернуться обратно, усугубив и так непростую ситуацию с занятостью в республике и ухудшив социальную обстановку в стране. Падение валютных поступлений создает нервозность на валютном рынке и может привести к еще более жесткому регулированию. Необходимо также отметить и то, что точность официальной статистики Узбекистана вызывает определенные сомнения. Так, по оценкам международных финансовых организаций уровень инфляции в стране в полтора раза выше официального. При использовании неофициального курса узбекского сума для пересчета ВВП в долларовом эквиваленте, общая картина также существенно ухудшается.
Поделиться в социальной сети: