Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в Узбекистан продукцииСамые главные документы для экспорта в Узбекистане — характеризующие продукцию. К ним относятся:
• Лицензия на производство, если экспортер выступает изготовителем.
• Бумаги, предоставляющие право собственности.
• Сертификат соответствия. Его нужно запросить у производителя, если экспортер не изготовляет его сам.
• Удостоверение качества. Также могут потребоваться санитарные, ветеринарные или иные удостоверения, способные подтвердить безопасность и качество.
Остальные документы для экспорта в Узбекистан составляются из товаросопроводительных.
Обычно, к ним относят: товарно-транспортная накладная, акт разгрузки-погрузки, документы на транспортное средство. К ним выдвигаются конкретные требования в области оформления и полноты содержания. В частности, в ТТН отмечается количество мест, вес и упаковка. В счете-фактуре обязательно отмечается цена на товар.
Общие положения Организация работ по проведению обязательной сертификации возлагается на агентство «Узстандарт» или по его поручению на другие органы по сертификации с обязательной их аккредитацией.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, определен соответствующими постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан. Порядок и используемые схемы сертификации однородной продукции должны быть установлены в документах аккредитованный орган по сертификации однородной продукции, представляемых для аккредитации.
Схему сертификации в каждом конкретном случае выбирает аккредитованный орган по сертификации однородной продукции с учетом предложений заявителя, объема и срока поставок, методов испытаний, особенностей производства и эксплуатации данной продукции.
Сертификация в рамках международных систем или соглашений выполняется по схемам, предусмотренным в них.
В нормативном документе. на конкретную продукцию должны быть установлены и однозначно указаны характеристики (показатели) продукции, методы испытаний, требования к маркировке, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим характеристикам и ее идентификацию, а также требования к упаковке, транспортированию, хранению и др.
Этапы процесса сертификацииСертификация продукции в национальной системе сертификации Республики Узбекистан включает следующие основные операции:
— подача заявки на сертификацию и ее рассмотрение (Полный список организаций, в которые можно подать заявку на получение сертификата представлен на этом сайте (
https://www.goldenpages.uz/rubrics?Id=102 507)),
— анализ нормативной и другой документации,
— принятие решения по заявке,
— отбор, идентификация образцов и их испытания,
— оценка состояния производства продукции, сертификация системы качества или производства;
— анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия,
— выдача сертификата соответствия и права на применение Знака подтверждения соответствия с регистрацией их в Государственном реестре НСС Уз или признание сертификата соответствия, выданного зарубежным или международным органом;
— инспекционный контроль за стабильностью сертифицированных характеристик продукции и корректирующие мероприятия по результатам инспекционного контроля,
— информирование о результатах сертификации,
— рассмотрение апелляций.
При сертификации партии продукции должны быть представлены следующие документы:
— товаросопроводительная документация;
— данные о маркировке в соответствии с законодательством.
в соответствии с Положением о порядке признания в Узбекистане результатов оценки соответствия, осуществленной за пределами Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2015 г. № 292, сертификаты соответствия, декларации о соответствии и протоколы испытаний, выданные за пределами Республики Узбекистан, признаются
в следующих случаях:
при наличии международного соглашения о взаимном признании сертификатов соответствия, деклараций о соответствии
и протоколов испытаний;
при ввозе технологического оборудования и его частей, произведенных в том числе в Российской Федерации, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
при отсутствии в Республике Узбекистан аккредитованной испытательной лаборатории для проведения сертификационных испытаний ввозимой продукции.
Национальным органом Республики Узбекистан по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством является Узбекское Агентство стандартизации, метрологии и сертификации «Узстандарт». Аккредитованными органами, занимающимися вопросами сертификации, производимой и ввозимой на территорию Узбекистана продукции, а также признания зарубежных сертификатов соответствия
в Республике Узбекистан, являются ГП «Ташкентский городской центр испытаний и сертификации» и ГП «Республиканский центр испытаний
и сертификации».
В соответствии с Положением о порядке проведения сертификации продукции, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.07.2004 № 318, сертификация проводится на соответствие требованиям нормативного документа (стандарта, технических условий), действующего на территории Узбекистана на предъявляемый вид продукции.
Органы по сертификации, аккредитованные Агентством «Узстандарт», имеют право признания сертификатов на продукцию, поступающую из стран СНГ, в соответствии с Порядком признания сертификатов соответствия
в государствах-участниках СНГ № ПМГ 36−2001, принятым Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии
и сертификации (протокол от 24 мая 2001 г. № 19−2001).
Особенности таможенного контроля при ввозе пищевой и сельскохозяйственной продукции территорию УзбекистанаИмпорт и перемещение на территории Республики Узбекистан ветеринарных лекарственных средств и кормовых добавок осуществляется при условии их регистрации и наличия соответствующих лицензий, выдаваемых Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства Республики Узбекистан.
Импорт и перемещение ветеринарных лекарственных средств и кормовых добавок осуществляются без ветеринарного сертификата, если имеются сопроводительные документы, подтверждающие их качество и безопасность, выдаваемые организацией-производителем.
При импорте, экспорте и транзите подконтрольных товаров применяются следующие виды контроля: документарный, физический и лабораторный.
Документарный контроль включает проверку:
— документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров в ветеринарном отношении;
— наличия разрешений на импорт, экспорт или транзит подконтрольных товаров;
— соответствия формы и содержания предъявленных документов ветеринарным требованиям.
Физический контроль включает в себя:
— досмотр подконтрольных товаров и/или осмотр животных;
— проверку соответствия подконтрольных товаров данным, указанным в предъявленных документах, с целью исключения наличия подконтрольных товаров, не указанных в сопроводительных документах и исключения совместного перемещения несовместимых товаров;
— контроль на предмет соответствия транспортного средства установленным ветеринарно-санитарным требованиям и наличия необходимых условий для перевозки подконтрольных товаров;
— контроль за соблюдением условий и режима перемещения (перевозки);
— контроль соответствия упаковки и маркировки установленным требованиям;
— обязательный осмотр каждой партии животных при их импорте, экспорте, транзите и при перемещении (перевозке) в пределах территории Республики Узбекистан в пунктах водопоя и кормления.
В пункте пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан допускается досмотр доступной части перевозимых подконтрольных товаров.
Лабораторный контроль осуществляется путем проведения исследований в уполномоченных лабораториях в случае выявления видимых изменений при досмотре перевозимых подконтрольных товаров и для исключения заразных болезней животных.
По результатам осуществления указанных видов контроля должностным лицом ПКВП в отношении подконтрольных товаров принимается одно из следующих решений;
— о пропуске;
— о приостановке перемещения;
— о запрете импорта;
— о возврате.
Виды налогов, оплачиваемых компаниями-импортерами в УзбекистанеНалог на добавленную стоимость Экспорт товаров (за исключением драгоценных металлов) за иностранную валюту облагается по нулевой ставке (статья 212 Налогового кодекса).
Определяющим фактором является вывоз товара с таможенной территории Узбекистана. Нулевую ставку могут применить экспортеры (плательщики НДС) как собственной продукции, так и реализующие товары, приобретенные для перепродажи на экспорт.
Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:
— контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке);
— ГТД с отметкой таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта;
— товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска с таможенной территории Республики Узбекистан, подтверждающие отправку товаров в страну назначения (статья 213 Налогового кодекса)
Перечень документов необходимых для подтверждения ставки НДС 0%:
1. Контракт (его копия) с иностранным лицом на поставку товара за пределы Таможенного союза.
2. Таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов.
3. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.
Налог на прибыль и налог на имущество В целях исчисления налога на прибыль выручка от реализации товаров (в том числе на экспорт) определяется исходя из стоимости отгруженных товаров на основании документов, подтверждающих факт отгрузки товаров (статья 130 Налогового кодекса).
Однако при реализации товаров по ценам ниже себестоимости, а также при безвозмездной передаче товаров для целей налогообложения выручка от реализации определяется исходя из себестоимости товаров (часть одиннадцатая статьи 130 Налогового кодекса).
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2018 № УП-5587 «О мерах по дальнейшему стимулированию экспортного потенциала отечественных производителей» с 1 января 2019 года юридические лица, имеющие долю экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15%, в том числе через комиссионера (поверенного), уменьшают налогооблагаемую базу по:
— налогу на прибыль юридических лиц — в части прибыли, приходящейся на объем реализации товаров (работ, услуг) на экспорт;
— единому налоговому платежу — в части объема реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.
Во-первых, льгота теперь распространяется на всех экспортеров. Факт собственного производства товаров, работ и услуг не имеет значения, как это было до 1 апреля текущего года. Например, льготу получат также торговые и заготовительные организации.
Во-вторых, теперь снижается не ставка налогов, а налогооблагаемая база, то есть часть прибыли (в случае с налогом на прибыль) или выручки (в случае с ЕНП) избежит налогообложения, а именно не будет облагаться доля, приходящаяся на экспорт.
В-третьих, как и до 1 апреля текущего года, условием получения льготы является достижение установленной доли экспорта в общей выручке юридического лица. Она должна составлять более 15%. Раньше действовала двухступенчатая система снижения ставок.
В-четвертых, данная конкретная льгота не применяется в отношении налога на имущество, а также других налогов. До 1 апреля текущего года снижались также ставки налога на имущество юридических лиц.
Для применения обновленных льгот введены также 2 специальных условия:
— наличие документального подтверждения фактов экспорта товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством;
— обеспечение поступления валютной выручки в течение 180 дней со дня выпуска товаров в режим экспорта.
Если какое-либо из этих условий нарушено, неуплаченные средства подлежат взысканию в Государственный бюджет Узбекистана с применением пени.
Новая льгота не распространяется на экспорт сырьевых товаров по перечню (15 товарных наименований), а также услуги международных перевозок (за исключением автотранспорта) и транспортировку по трубопроводам и газопроводам.
Единый налоговый платеж В целях исчисления единого налогового платежа в налогооблагаемую базу включается выручка от реализации товаров (работ и услуг) за вычетом НДС, акцизного налога и налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (для плательщиков данных налогов) (статья 355 Налогового кодекса в редакции Закона РУз от 04.12.2018 г. N ЗРУ-379).
При реализации товаров по ценам ниже себестоимости, а также при безвозмездной передаче товаров для целей налогообложения выручка от реализации определяется исходя из себестоимости товаров (пункт 1 части второй статьи 355 Налогового кодекса).
Таможенные платежи Средняя ставка таможенного платежа в Узбекистане равна 26%
Предприятия — экспортеры должны уплачивать сборы за таможенное оформление.
Таможенные сборы исчисляются исходя из установленных ставок и объекта сбора. С 25.08.2015 г. ставка сбора за таможенное оформление товаров и транспортных средств в таможенном режиме «экспорт» снижена и составляет 0,1% от таможенной стоимости, но не менее 50% от минимального размера заработной платы (пункт 6 Постановления Президента РУз от 25.08.2015 г. N ПП-1604).
Акцизы в целях защиты рынка и стимулирования импортозамещения в Узбекистане активно применяется практика установления акцизов на ввозимые на территорию страны товары по регулярно корректируемому перечню. При этом на аналогичные товары, производимые на территории Узбекистана, акцизы могут быть либо не установлены совсем, либо быть существенно ниже.
Действовавшие в 2018 г. ставки акцизного налога на ввозимые товары были утверждены постановлением Президента Республики Узбекистана от 29.12.2017 № ПП-3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год». На продукцию узбекских производителей в стране взимался акциз по 15 товарным наименованиям (алкогольная продукция, автомобили, масло хлопковое, ювелирные изделия, драгметаллы, нефтепродукты, газ природный, сигареты, полиэтиленовые гранулы и др.).
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 29.06.2018 № ПП-3818 «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» с 1 января 2019 г. в очередной раз были снижены ставки на ввозимые в Узбекистан товары. Количество облагаемых акцизом наименований товаров уменьшилось на 62 процента.
Кроме того, в соответствии с постановлением Президента Узбекистана от 29.07.2019 № ПП-4406 из общего перечня акцизов исключены две позиции:
— оборудование холодильное или морозильное, прочее, кроме предназначенного для пивоваренной промышленности (код ТН ВЭД — 8418 69 000 9);
— установки для кондиционирования воздуха, оборудованные вентилятором с двигателем и приборами для изменения температуры и влажности воздуха, со встроенной холодильной установкой и клапаном для переключения цикла охлаждение/нагрев (реверсивные тепловые насосы), промышленные кондиционеры с автоматической регулировкой температуры и влажности для поддержания микроклимата в специальных производственных помещениях (код ТН ВЭД — 8415 81 001 0).