Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой во Вьетнам продукцииТаможенные процедуры в основном регулируются Законом «О таможне» от 23.06.2014 г. № 54/2014/QH13 и Постановлением Правительства СРВ № 08/2015/NĐ-CP от 21/01/2015 г. «О порядке и мерах исполнения ряда статей Закона „О таможне“ в отношении таможенного контроля, надзора и таможенной инспекции». Процедура таможенного контроля и надзора при импорте товаров детально регламентирована в одноименном Циркуляре Министерства финансов СРВ № 38/2015/TT-BTC от 25.03.2015.
При выполнении таможенных процедур в отношении экспорта и импорта товаров, декларант должен представить комплект таможенных документов в офис Таможенного отделения. Декларант несет ответственность за соответствие подаваемых сведений требованиям закона и действительности и соответствие содержимого форме таможенной декларации.
Порядок осуществления таможенных процедур: — подача комплекта таможенных документов в Таможенный орган (отделение), проверка сведений, регистрация таможенной декларации, проверка комплекта таможенных документов, выдача разрешения на выпуск без досмотра;
— досмотр товарной партии и выпуск после фактического досмотра;
— оплата таможенных сборов и пошлин; постановка штампа «таможенные процедуры выполнены»; возврат декларации декларанту.
Базовый перечень документов: — Таможенная декларация: 2 экз. (оригинал).
— Контракт купли-продажи или документы эквивалентной юридической силы: 1 экз. (копия). Контракт должен быть на вьетнамском или английском языке, либо переведен с другого языка на вьетнамский.
— Invoice (счет): 1 экз. (оригинал).
— Bill of Lading (коносамент): 1 экз. (копия).
— Packing list (упаковочный лист).
— Сертификат происхождения (C/O): 1 экз. (оригинал).
Дополнительные документы (в зависимости от типа поставляемой продукции):
— Разрешение на импорт компетентного государственного органа (для товаров, которым необходимо такое разрешение):
+ единовременный импорт: 1 экз. (оригинал);
+ многократный импорт: 1 экз. (копия при предъявлении оригинала).
— Сертификат о регистрации или соответствии стандартам или техническим условиям, полученный в ходе осуществления процедур отраслевого контроля, в т. ч. ветеринарный или санитарный сертификат, выданный соответствующим карантинным органом (для товаров, подлежащих карантину): 1 экз. (оригинал).
Комплект таможенных документов подается в 1 экз. Срок рассмотрения — 8 часов с момента приема. Таможенные сборы за подачу таможенной декларации составляют 20 000 донгов СРВ (1 долл. США).
Особенности таможенного контроля при ввозе пищевой и сельскохозяйственной продукции территорию Вьетнама К нетарифным барьерам во Вьетнаме относятся:
— списки товаров, запрещенных к экспорту/импорту (утверждаются Правительством (СРВ);
— списки товаров, временно запрещенных к экспорту/импорту (утверждаются Правительством СРВ);
— списки товаров, экспорт-импорт которых осуществляется по лицензии (с разрешения) министерств и ведомств (утверждаются Правительством СРВ);
— списки товаров, входящих в сферу управления отраслевыми Министерствами и ведомствами (утверждаются Правительством СРВ).
С полным перечнем требований можно ознакомится на сайте Роспотребнадзора. (
http://portal.fsvps.ru/importExport/vietnam/requir…)
Отраслевой контроль за качеством и безопасностью продукции осуществляется отраслевыми министерствами Вьетнама и состоит в проверке соответствия данного товара существующим стандартам, требованиям безопасности или техническим требованиям. Ни один товар, подлежащий отраслевому контролю, не может быть ввезен на территорию Вьетнама без получения документа, свидетельствующего о прохождении им этого контроля. Один и тот же товар может подпадать сразу под два или несколько видов отраслевого контроля, проводимого как одним, так и несколькими министерствами. В этом случае в отношении такого товара необходимо осуществлять процедуры, предусмотренные всеми видами контроля, под которые он подпадает. Отраслевой контроль не проводится в отношении товаров, ввозимых во Вьетнам в режимах временного импорта с последующим экспортом или на переработку с последующим экспортом готовой продукции.
Отраслевой контроль осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами СРВ:
— Закон № 05/2007/QH12 от 21.11.2017 «О качестве продукции, товаров», Постановление Правительства СРВ № 132/2008/NĐ-CP от 31.12.2008 «О порядке исполнения ряда положений закона о качестве продукции, товаров»;
— Закон о безопасности пищевой продукции № 55/2010/QH12 от 17.06.2010, Постановление Правительства СРВ № 15/2018/NĐ-CP от 02.02.2018 «О порядке исполнения ряда положений закона о безопасности пищевой продукции»;
— Закон № 79/2015/QH13 от 19.06.2015 «О ветеринарии», Постановление Правительства СРВ № 35/2016/NĐ-CP от 15.05.2016 «О порядке исполнения ряда положений закона о ветеринарии»;
— Закон № 41/2013/QH13 от 25.11.2013 «О защите растений и фитосанитарном контроле», Постановление Правительства СРВ № 116/2014/NĐ-CP от 04.12.2014 «О порядке исполнения ряда положений закона о защите растений и фитосанитарном контроле».
Выделяются 4 вида отраслевого контроля:
1. Контроль качества продукции В соответствии с законом о качестве продукции все товары разделены на 2 группы. Ответственность за качество товаров 1-й группы несет изготовитель или продавец в соответствии с действующим законодательством.
Контроль качества продукции осуществляется только в отношении товаров 2-й группы. Ко второй группе отнесены товары, которые могут представлять опасность или определенный риск для потребителя. В отношении этих товаров издаются государственные стандарты или технические требования, на соответствие которым исследуется товар, подвергаемый соответствующему контролю. В случае отсутствия государственных или технических стандартов Вьетнама на какую-либо продукцию, используются требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами, участником которых является Вьетнам.
Все товары 2-й группы в свою очередь отнесены к сфере управления различных отраслевых министерств, каждое из которых обязано издавать нормативный акт (циркуляр), в котором оно объявляет списки подведомственных ему товаров, определяет порядок осуществления контроля и перечень необходимых документов для его прохождения. По итогам прохождения установленной процедуры контроля импортеру выдается документ (сертификат, регистрационное удостоверение, подтверждение соответствия и т. п.), на основании которого товар на таможне выпускается в свободный оборот.
2. Контроль за безопасностью пищевой продукции В соответствии с Законом о безопасности пищевой продукции данный вид контроля осуществляется в отношении всей пищевой продукции, пищевых добавок, БАДов, веществ, облегчающих переработку пищевой продукции, а также упаковки, в которой содержится пищевая продукция. Контроль за безопасностью пищевой продукции возложен на три министерства — Министерство сельского хозяйства и аграрного развития, Министерство здравоохранения и Министерство промышленности и торговли. Каждое из этих министерств в своей сфере ответственности определяет собственный порядок контроля с учетом особенностей контролируемых групп товаров.
3. Ветеринарный контроль Ветеринарный контроль находится в компетенции Управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Вьетнама и осуществляется на трех уровнях — межгосударственном, ведомственном уровне и на таможенной границе.
Межгосударственный уровень — анализ эпизоотической ситуации и системы ветеринарного контроля в стране экспортере. Осуществляется по товарам, включенным в специальные списки, утвержденные Циркулярами Минсельхоза СРВ № 25/2016/TT-BNNPTNT и №
26/2016/TT-BNNPTNT от 30/6/2016, путем получения от страны-экспорта соответствующей информации. К таким товарам относится семенная, живая, а также свежая, охлажденная и замороженная животная и рыбная продукция. В случае возникновения опасной ситуации импорт данной продукции из соответствующих стран может быть приостановлен.
Импорт продукции животного происхождения, а также рыбы и другой водной продукции, по которой осуществляется ветеринарный контроль, возможен только при наличии согласованной формы ветеринарного сертификата, который выдается на каждый вид продукции и должен сопровождать каждую партию товара. Согласование производится между Россельхознадзором и Управлением ветеринарии Минсельхоза Вьетнама.
Импорт продукции животного происхождения, а также рыбы и другой водной продукции, по которой осуществляется ветеринарный контроль, возможен только с предприятий (судов), зарегистрированных Управлением ветеринарии (DAH) для импорта во Вьетнам продукции животного происхождения либо аквапродукции. Регистрация оформляется включением предприятия (судна) в перечень предприятий, продукция которых допущена к экспорту во Вьетнам, с присвоением определенного кода. Ведутся отдельные реестры для производителей\экспортеров продукции из наземных животных и производителей\экспортеров аквапродукции. По состоянию на 2018 года списки предприятий, животная продукция которых может быть экспортирована во Вьетнам, составляются только по мясной продукции всех видов. Производители молока, молочной продукции, яиц и меда, желающие экспортировать продукцию во Вьетнам, процедуре регистрации в Управлении ветеринарии не подлежат.
Внутриведомственный уровень. Перед импортом продукции, подлежащей ветеринарному контролю, не ранее, чем за 3 месяца до предполагаемой даты поступления товара на таможенный пункт, импортер обязан подать в Управление ветеринарии Минсельхоза СРВ заявление об определении порядка проведения ветеринарной проверки импортируемого товара по установленной циркуляром форме с приложением копии ветеринарного сертификата, выданного страной экспортера. Заявление подается непосредственно в Отдел ветеринарного контроля (Phòng kiểm dịch) Управления ветеринарии или по почте (электронной почте). Если данный товар также относится к сфере контроля другого ведомства, то соответствующие документы должны быть поданы и в эти ведомства для получения документа, свидетельствующего о соответствии качеству и безопасности продукции (см. выше). В течение 5 дней Управление ветеринарии, основываясь на эпизоотической ситуации в стране экспортера, рассматривает заявление, и, в случае отсутствия возражений, выдает документ с указанием места, времени и ветеринарного органа на таможенном пункте, в котором будет проводиться проверка.
Контроль на пограничном пункте. При ввозе продукции животного происхождения во Вьетнам осуществляется ветеринарная проверка, которая заключается в изучении представленных документов, осмотре внешнего вида продукции и отборе образцов для исследования. По итогам ветеринарной проверки на продукцию, отвечающую санитарно-ветеринарным требованиям, импортеру выдается [внутренний] Сертификат ветеринарного контроля, который предъявляется на таможне для выпуска продукции в свободный оборот.
4. Фитосанитарный контроль Фитосанитарный контроль во Вьетнаме осуществляется Управлением защиты растений Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Вьетнама и подразумевает меры, направленные на исключение биологической зараженности импортируемых товаров. Перечень объектов, подлежащих выявлению в ходе данного контроля, утвержден Циркуляром Минсельхоза СРВ № 35/2014/TT-BNNPTNT от 31.10.2014. Перечень товаров, в отношении которых проводится фитосанитарный контроль, изложен в Циркуляре Минсельхоза СРВ № 30/2014/TT-BNNPTNT от 05.09.2014.
Фитосанитарный контроль осуществляется на двух уровнях: на межгосударственном уровне и на внутриведомственном (на таможенном пункте).
Межгосударственный уровень. Для экспорта растительной продукции во Вьетнам необходимо, чтобы система фитосанитарного контроля и условия производства продукции растительного происхождения страны экспортера удовлетворяли требованиям Вьетнама. Управление защиты растений составляет списки стран, допущенных к экспорту растительной продукции во Вьетнам. Однако в случае периодического обнаружения зараженности товара, поступающего из той или иной страны, Управление защиты растений вправе приостановить поставку конкретной номенклатуры из данной страны. В настоящее время Россия включена в список стран, допущенных к поставкам растительной продукции и экспорт российской продукции во Вьетнам, осуществляется свободно.
Циркуляром № 30/2014/TT-BNNPTNT введен также перечень товаров растительного происхождения, экспорт которых во Вьетнам требует дополнительного изучения эпифитотической обстановки в стране экспортера. Это касается таких товаров как:
— овощи и фрукты;
— живые растения и их части;
— травянистые растения и их семена;
— биоорганизмы, используемые в средствах защиты растений.
Для экспорта этих товаров во Вьетнам требуется особое разрешение компетентных органов СРВ. В настоящее время из числа указанных товаров Россия может поставлять во Вьетнам только огурцы.
Процедура фитосанитарного контроля на таможенном пункте изложена в Циркуляре Минсельхоза СРВ № 33/2014/TT-BNNPTNT от 30.10.2014 и состоит в следующем:
1. Подача документов на регистрацию проверки (вместе с документами на регистрацию проверки качества и безопасности продукции).
2. По итогам изучения документов контрольный орган определяет время и место проведения фитосанитарной проверки.
3. Проверка проводится методом внешнего осмотра и отбора образцов для лабораторных исследований.
По итогам фитосанитарной проверки импортеру выдается [внутренний] Сертификат фитосанитарного контроля, при предоставлении которого в таможенный орган происходит выпуск товара в свободное обращение на территории Вьетнама. В случае несоответствия продукции фитосанитарным нормам товар подлежит уничтожению или реэкспорту.
В качестве мер специального регулирования внешнеэкономической деятельности во Вьетнаме могут быть введены специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины.
В настоящее время при импорте во Вьетнам действуют защитные таможенные пошлины в отношении металлопроката и минеральных фосфорсодержащих удобрений. Специальных мер по ограничению импорта товаров из России не применяется. Косвенное воздействие на динамику ввоза российской продукции оказывает реализация во Вьетнаме стратегии создания импортозамещающих производств в металлургии, производстве удобрений, электроники и т. д.
Во Вьетнаме создана относительно полная законодательная база по антидемпингу и антидемпинговым пошлинам. В 2017 — 2018 гг. она была уточнена и изложена в двух основных нормативных актах: Законе «О регулировании внешней торговли» № 05/2017/QH14 и Постановлении Правительства СРВ № 69/2018/NĐ-CP.
В соответствии с законодательством Вьетнама, товары, ввозимые во Вьетнам, можно рассматривать как демпинг, если они продаются по цене, ниже уровня нормальной цены. Нормальная цена на импортируемый во Вьетнам товар должна быть сопоставима с ценой на товар на внутреннем рынке страны-экспортера при обычных коммерческих условиях. В случае, когда на внутреннем рынке страны-экспортера нет схожего товара в продаже (или есть аналогичные товары с незначительным объемом, количеством или стоимостью), нормальная цена должна быть определена одним из следующих способов:
а) цена на схожие товары из страны-экспортера, поступающие на рынке третьих стран;
б) рациональные затраты на производство товара плюс другие обоснованные расходы и прибыль, определяемые на каждом этапе от производства до поступления в продажу на рынке страны-экспортера или третьей страны.
Организации или отдельные лица могут направить запрос о начале антидемпингового расследования в случае наличия двух условий:
а) объем (количество) или стоимость произведенных ими товаров составляет не менее 25% от общего объема производства отечественной промышленности;
б) объем (количество) или стоимость товаров, произведенных ими и другими отечественными поддерживающими их производителями, должен быть больше, чем у отечественных производителей, которые выступают против этого.
Министерство промышленности и торговли Вьетнама несет ответственность за антидемпинговые расследования и другие, связанные с этим вопросом решения. Предварительное рассмотрение антидемпинговых дел проводится Управлением защиты торговли, по результатам которого Министерство выносит решение о применении в случае необходимости предварительных антидемпинговых пошлин. Совет по антидемпингу, антисубсидированию и защитным мерам рассматривает заключения Управления защиты торговли и вырабатывает инструкции и рекомендации по применению антидемпинговых мер. Министерство промышленности и торговли принимает окончательное решение о применении антидемпинговых мер.
Законодательство Вьетнама предусматривает три антидемпинговых меры:
1) предварительные антидемпинговые пошлины.
2) меры по обязательствам.
3) антидемпинговые пошлины.
Антидемпинговое расследование должно быть сразу прекращено, если органы власти обнаруживают, что не существует ясных свидетельств демпинга, исходя из следующих критериев:
— демпинговая маржа незначительна (составляет не более 2%).
— объем, количество или стоимость демпингуемого импорта во Вьетнам не существенен: если (а) объем, количество или стоимость демпингуемых товаров из одной страны не превышает 3% от общего объема, количества или стоимости аналогичных товаров, ввозимых в Вьетнам, или (б) объем, количество или стоимость демпингуемых товаров из ряда стран не превышает 7% от общего объема, количества или стоимости аналогичных товаров, ввозимых в Вьетнам.
Управление защиты торговли Минпромторга СРВ оказывает информационную поддержку для вьетнамских производителей по сбору доказательств для начала антидемпингового расследования