ОБЗОРЫ СТРАН
Вьетнам
  • Столица: Ханой
  • Территория: 331 210 км кв.
  • Население: 97 040 334 чел.
  • ВВП: 277, 6 млрд. долл. США
  • Национальная валюта: донг
  • Официальный язык: вьетнамский

Выход на рынок Вьетнама: подробная информация для экспортеров

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой во Вьетнам продукции

Таможенные процедуры в основном регулируются Законом «О таможне» от 23.06.2014 г. № 54/2014/QH13 и Постановлением Правительства СРВ № 08/2015/NĐ-CP от 21/01/2015 г. «О порядке и мерах исполнения ряда статей Закона „О таможне“ в отношении таможенного контроля, надзора и таможенной инспекции». Процедура таможенного контроля и надзора при импорте товаров детально регламентирована в одноименном Циркуляре Министерства финансов СРВ № 38/2015/TT-BTC от 25.03.2015.

При выполнении таможенных процедур в отношении экспорта и импорта товаров, декларант должен представить комплект таможенных документов в офис Таможенного отделения. Декларант несет ответственность за соответствие подаваемых сведений требованиям закона и действительности и соответствие содержимого форме таможенной декларации.

Порядок осуществления таможенных процедур:
 — подача комплекта таможенных документов в Таможенный орган (отделение), проверка сведений, регистрация таможенной декларации, проверка комплекта таможенных документов, выдача разрешения на выпуск без досмотра;
— досмотр товарной партии и выпуск после фактического досмотра;
— оплата таможенных сборов и пошлин; постановка штампа «таможенные процедуры выполнены»; возврат декларации декларанту.

Базовый перечень документов:
 — Таможенная декларация: 2 экз. (оригинал).
— Контракт купли-продажи или документы эквивалентной юридической силы: 1 экз. (копия). Контракт должен быть на вьетнамском или английском языке, либо переведен с другого языка на вьетнамский.
— Invoice (счет): 1 экз. (оригинал).
— Bill of Lading (коносамент): 1 экз. (копия).
— Packing list (упаковочный лист).
— Сертификат происхождения (C/O): 1 экз. (оригинал).

Дополнительные документы (в зависимости от типа поставляемой продукции):

 — Разрешение на импорт компетентного государственного органа (для товаров, которым необходимо такое разрешение):
+ единовременный импорт: 1 экз. (оригинал);
+ многократный импорт: 1 экз. (копия при предъявлении оригинала).
— Сертификат о регистрации или соответствии стандартам или техническим условиям, полученный в ходе осуществления процедур отраслевого контроля, в т. ч. ветеринарный или санитарный сертификат, выданный соответствующим карантинным органом (для товаров, подлежащих карантину): 1 экз. (оригинал).
Комплект таможенных документов подается в 1 экз. Срок рассмотрения — 8 часов с момента приема. Таможенные сборы за подачу таможенной декларации составляют 20 000 донгов СРВ (1 долл. США).

Особенности таможенного контроля при ввозе пищевой и сельскохозяйственной продукции территорию Вьетнама

К нетарифным барьерам во Вьетнаме относятся:

 — списки товаров, запрещенных к экспорту/импорту (утверждаются Правительством (СРВ);

 — списки товаров, временно запрещенных к экспорту/импорту (утверждаются Правительством СРВ);

 — списки товаров, экспорт-импорт которых осуществляется по лицензии (с разрешения) министерств и ведомств (утверждаются Правительством СРВ);

 — списки товаров, входящих в сферу управления отраслевыми Министерствами и ведомствами (утверждаются Правительством СРВ).

С полным перечнем требований можно ознакомится на сайте Роспотребнадзора. (http://portal.fsvps.ru/importExport/vietnam/requir…)

Отраслевой контроль за качеством и безопасностью продукции осуществляется отраслевыми министерствами Вьетнама и состоит в проверке соответствия данного товара существующим стандартам, требованиям безопасности или техническим требованиям. Ни один товар, подлежащий отраслевому контролю, не может быть ввезен на территорию Вьетнама без получения документа, свидетельствующего о прохождении им этого контроля. Один и тот же товар может подпадать сразу под два или несколько видов отраслевого контроля, проводимого как одним, так и несколькими министерствами. В этом случае в отношении такого товара необходимо осуществлять процедуры, предусмотренные всеми видами контроля, под которые он подпадает. Отраслевой контроль не проводится в отношении товаров, ввозимых во Вьетнам в режимах временного импорта с последующим экспортом или на переработку с последующим экспортом готовой продукции.

Отраслевой контроль осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами СРВ:

 — Закон № 05/2007/QH12 от 21.11.2017 «О качестве продукции, товаров», Постановление Правительства СРВ № 132/2008/NĐ-CP от 31.12.2008 «О порядке исполнения ряда положений закона о качестве продукции, товаров»;

 — Закон о безопасности пищевой продукции № 55/2010/QH12 от 17.06.2010, Постановление Правительства СРВ № 15/2018/NĐ-CP от 02.02.2018 «О порядке исполнения ряда положений закона о безопасности пищевой продукции»;

 — Закон № 79/2015/QH13 от 19.06.2015 «О ветеринарии», Постановление Правительства СРВ № 35/2016/NĐ-CP от 15.05.2016 «О порядке исполнения ряда положений закона о ветеринарии»;

 — Закон № 41/2013/QH13 от 25.11.2013 «О защите растений и фитосанитарном контроле», Постановление Правительства СРВ № 116/2014/NĐ-CP от 04.12.2014 «О порядке исполнения ряда положений закона о защите растений и фитосанитарном контроле».

Выделяются 4 вида отраслевого контроля:

1. Контроль качества продукции
В соответствии с законом о качестве продукции все товары разделены на 2 группы. Ответственность за качество товаров 1-й группы несет изготовитель или продавец в соответствии с действующим законодательством.

Контроль качества продукции осуществляется только в отношении товаров 2-й группы. Ко второй группе отнесены товары, которые могут представлять опасность или определенный риск для потребителя. В отношении этих товаров издаются государственные стандарты или технические требования, на соответствие которым исследуется товар, подвергаемый соответствующему контролю. В случае отсутствия государственных или технических стандартов Вьетнама на какую-либо продукцию, используются требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами, участником которых является Вьетнам.

Все товары 2-й группы в свою очередь отнесены к сфере управления различных отраслевых министерств, каждое из которых обязано издавать нормативный акт (циркуляр), в котором оно объявляет списки подведомственных ему товаров, определяет порядок осуществления контроля и перечень необходимых документов для его прохождения. По итогам прохождения установленной процедуры контроля импортеру выдается документ (сертификат, регистрационное удостоверение, подтверждение соответствия и т. п.), на основании которого товар на таможне выпускается в свободный оборот.

2. Контроль за безопасностью пищевой продукции
В соответствии с Законом о безопасности пищевой продукции данный вид контроля осуществляется в отношении всей пищевой продукции, пищевых добавок, БАДов, веществ, облегчающих переработку пищевой продукции, а также упаковки, в которой содержится пищевая продукция. Контроль за безопасностью пищевой продукции возложен на три министерства — Министерство сельского хозяйства и аграрного развития, Министерство здравоохранения и Министерство промышленности и торговли. Каждое из этих министерств в своей сфере ответственности определяет собственный порядок контроля с учетом особенностей контролируемых групп товаров.

3. Ветеринарный контроль
Ветеринарный контроль находится в компетенции Управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Вьетнама и осуществляется на трех уровнях — межгосударственном, ведомственном уровне и на таможенной границе.

Межгосударственный уровень — анализ эпизоотической ситуации и системы ветеринарного контроля в стране экспортере. Осуществляется по товарам, включенным в специальные списки, утвержденные Циркулярами Минсельхоза СРВ № 25/2016/TT-BNNPTNT и № 26/2016/TT-BNNPTNT от 30/6/2016, путем получения от страны-экспорта соответствующей информации. К таким товарам относится семенная, живая, а также свежая, охлажденная и замороженная животная и рыбная продукция. В случае возникновения опасной ситуации импорт данной продукции из соответствующих стран может быть приостановлен.

Импорт продукции животного происхождения, а также рыбы и другой водной продукции, по которой осуществляется ветеринарный контроль, возможен только при наличии согласованной формы ветеринарного сертификата, который выдается на каждый вид продукции и должен сопровождать каждую партию товара. Согласование производится между Россельхознадзором и Управлением ветеринарии Минсельхоза Вьетнама.

Импорт продукции животного происхождения, а также рыбы и другой водной продукции, по которой осуществляется ветеринарный контроль, возможен только с предприятий (судов), зарегистрированных Управлением ветеринарии (DAH) для импорта во Вьетнам продукции животного происхождения либо аквапродукции. Регистрация оформляется включением предприятия (судна) в перечень предприятий, продукция которых допущена к экспорту во Вьетнам, с присвоением определенного кода. Ведутся отдельные реестры для производителей\экспортеров продукции из наземных животных и производителей\экспортеров аквапродукции. По состоянию на 2018 года списки предприятий, животная продукция которых может быть экспортирована во Вьетнам, составляются только по мясной продукции всех видов. Производители молока, молочной продукции, яиц и меда, желающие экспортировать продукцию во Вьетнам, процедуре регистрации в Управлении ветеринарии не подлежат.

Внутриведомственный уровень. Перед импортом продукции, подлежащей ветеринарному контролю, не ранее, чем за 3 месяца до предполагаемой даты поступления товара на таможенный пункт, импортер обязан подать в Управление ветеринарии Минсельхоза СРВ заявление об определении порядка проведения ветеринарной проверки импортируемого товара по установленной циркуляром форме с приложением копии ветеринарного сертификата, выданного страной экспортера. Заявление подается непосредственно в Отдел ветеринарного контроля (Phòng kiểm dịch) Управления ветеринарии или по почте (электронной почте). Если данный товар также относится к сфере контроля другого ведомства, то соответствующие документы должны быть поданы и в эти ведомства для получения документа, свидетельствующего о соответствии качеству и безопасности продукции (см. выше). В течение 5 дней Управление ветеринарии, основываясь на эпизоотической ситуации в стране экспортера, рассматривает заявление, и, в случае отсутствия возражений, выдает документ с указанием места, времени и ветеринарного органа на таможенном пункте, в котором будет проводиться проверка.

Контроль на пограничном пункте. При ввозе продукции животного происхождения во Вьетнам осуществляется ветеринарная проверка, которая заключается в изучении представленных документов, осмотре внешнего вида продукции и отборе образцов для исследования. По итогам ветеринарной проверки на продукцию, отвечающую санитарно-ветеринарным требованиям, импортеру выдается [внутренний] Сертификат ветеринарного контроля, который предъявляется на таможне для выпуска продукции в свободный оборот.

4. Фитосанитарный контроль
Фитосанитарный контроль во Вьетнаме осуществляется Управлением защиты растений Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Вьетнама и подразумевает меры, направленные на исключение биологической зараженности импортируемых товаров. Перечень объектов, подлежащих выявлению в ходе данного контроля, утвержден Циркуляром Минсельхоза СРВ № 35/2014/TT-BNNPTNT от 31.10.2014. Перечень товаров, в отношении которых проводится фитосанитарный контроль, изложен в Циркуляре Минсельхоза СРВ № 30/2014/TT-BNNPTNT от 05.09.2014.

Фитосанитарный контроль осуществляется на двух уровнях: на межгосударственном уровне и на внутриведомственном (на таможенном пункте).

Межгосударственный уровень. Для экспорта растительной продукции во Вьетнам необходимо, чтобы система фитосанитарного контроля и условия производства продукции растительного происхождения страны экспортера удовлетворяли требованиям Вьетнама. Управление защиты растений составляет списки стран, допущенных к экспорту растительной продукции во Вьетнам. Однако в случае периодического обнаружения зараженности товара, поступающего из той или иной страны, Управление защиты растений вправе приостановить поставку конкретной номенклатуры из данной страны. В настоящее время Россия включена в список стран, допущенных к поставкам растительной продукции и экспорт российской продукции во Вьетнам, осуществляется свободно.

Циркуляром № 30/2014/TT-BNNPTNT введен также перечень товаров растительного происхождения, экспорт которых во Вьетнам требует дополнительного изучения эпифитотической обстановки в стране экспортера. Это касается таких товаров как:

 — овощи и фрукты;
— живые растения и их части;
— травянистые растения и их семена;
— биоорганизмы, используемые в средствах защиты растений.

Для экспорта этих товаров во Вьетнам требуется особое разрешение компетентных органов СРВ. В настоящее время из числа указанных товаров Россия может поставлять во Вьетнам только огурцы.

Процедура фитосанитарного контроля на таможенном пункте изложена в Циркуляре Минсельхоза СРВ № 33/2014/TT-BNNPTNT от 30.10.2014 и состоит в следующем:

1. Подача документов на регистрацию проверки (вместе с документами на регистрацию проверки качества и безопасности продукции).

2. По итогам изучения документов контрольный орган определяет время и место проведения фитосанитарной проверки.

3. Проверка проводится методом внешнего осмотра и отбора образцов для лабораторных исследований.

По итогам фитосанитарной проверки импортеру выдается [внутренний] Сертификат фитосанитарного контроля, при предоставлении которого в таможенный орган происходит выпуск товара в свободное обращение на территории Вьетнама. В случае несоответствия продукции фитосанитарным нормам товар подлежит уничтожению или реэкспорту.

В качестве мер специального регулирования внешнеэкономической деятельности во Вьетнаме могут быть введены специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины.

В настоящее время при импорте во Вьетнам действуют защитные таможенные пошлины в отношении металлопроката и минеральных фосфорсодержащих удобрений. Специальных мер по ограничению импорта товаров из России не применяется. Косвенное воздействие на динамику ввоза российской продукции оказывает реализация во Вьетнаме стратегии создания импортозамещающих производств в металлургии, производстве удобрений, электроники и т. д.

Во Вьетнаме создана относительно полная законодательная база по антидемпингу и антидемпинговым пошлинам. В 2017 — 2018 гг. она была уточнена и изложена в двух основных нормативных актах: Законе «О регулировании внешней торговли» № 05/2017/QH14 и Постановлении Правительства СРВ № 69/2018/NĐ-CP.

В соответствии с законодательством Вьетнама, товары, ввозимые во Вьетнам, можно рассматривать как демпинг, если они продаются по цене, ниже уровня нормальной цены. Нормальная цена на импортируемый во Вьетнам товар должна быть сопоставима с ценой на товар на внутреннем рынке страны-экспортера при обычных коммерческих условиях. В случае, когда на внутреннем рынке страны-экспортера нет схожего товара в продаже (или есть аналогичные товары с незначительным объемом, количеством или стоимостью), нормальная цена должна быть определена одним из следующих способов:

а) цена на схожие товары из страны-экспортера, поступающие на рынке третьих стран;

б) рациональные затраты на производство товара плюс другие обоснованные расходы и прибыль, определяемые на каждом этапе от производства до поступления в продажу на рынке страны-экспортера или третьей страны.

Организации или отдельные лица могут направить запрос о начале антидемпингового расследования в случае наличия двух условий:

а) объем (количество) или стоимость произведенных ими товаров составляет не менее 25% от общего объема производства отечественной промышленности;

б) объем (количество) или стоимость товаров, произведенных ими и другими отечественными поддерживающими их производителями, должен быть больше, чем у отечественных производителей, которые выступают против этого.

Министерство промышленности и торговли Вьетнама несет ответственность за антидемпинговые расследования и другие, связанные с этим вопросом решения. Предварительное рассмотрение антидемпинговых дел проводится Управлением защиты торговли, по результатам которого Министерство выносит решение о применении в случае необходимости предварительных антидемпинговых пошлин. Совет по антидемпингу, антисубсидированию и защитным мерам рассматривает заключения Управления защиты торговли и вырабатывает инструкции и рекомендации по применению антидемпинговых мер. Министерство промышленности и торговли принимает окончательное решение о применении антидемпинговых мер.

Законодательство Вьетнама предусматривает три антидемпинговых меры:

1) предварительные антидемпинговые пошлины.
2) меры по обязательствам.
3) антидемпинговые пошлины.

Антидемпинговое расследование должно быть сразу прекращено, если органы власти обнаруживают, что не существует ясных свидетельств демпинга, исходя из следующих критериев:

 — демпинговая маржа незначительна (составляет не более 2%).

 — объем, количество или стоимость демпингуемого импорта во Вьетнам не существенен: если (а) объем, количество или стоимость демпингуемых товаров из одной страны не превышает 3% от общего объема, количества или стоимости аналогичных товаров, ввозимых в Вьетнам, или (б) объем, количество или стоимость демпингуемых товаров из ряда стран не превышает 7% от общего объема, количества или стоимости аналогичных товаров, ввозимых в Вьетнам.

Управление защиты торговли Минпромторга СРВ оказывает информационную поддержку для вьетнамских производителей по сбору доказательств для начала антидемпингового расследования
Экономика Вьетнама
Процесс сертификации
Национальная система национальных стандартов Вьетнама довольно прозрачна и своем развитии основывается на руководствах ISO и IEC. В последние годы большинство TCVN были разработаны путем принятия соответствующих международных и региональных стандартов (например, ISO, IEC и EN). В настоящее время более 47 процентов национальных стандартов Вьетнама согласованы с международными и региональными стандартами. В целом, Вьетнам, не использует технические меры в качестве нетарифных барьеров. Исключением из этого являются некоторые товары, контролируемые конкретными министерствами, такие как химические вещества, токсичные химикаты и промежуточные материалы для их производства, дикие животные, пестициды и материалы для их производства, фармацевтические препараты, вещества, которые могут вызывать зависимость, косметические средства, которые могут влиять на здоровье человека, и медицинское оборудование.

В соответствие с Законом № 05/2007/QH12 от 21.11.2007 г. «О качестве продукции, товаров» оборудование подлежит государственной проверке (сертификации) на соответствие техническим стандартам Вьетнама, осуществляемой уполномоченным органом по контролю за качеством продукции. Таким органом может быть, например, Центр технического контроля и безопасности сельскохозяйственной техники (Trung tâm kiểm định kỹ thuật an toàn máy, thiết bị nông nghiệp) kiemdinhnn.vn/, если вы производите передвижную сельскохозяйственную технику; или Управление стандартизации, метрологии и качества (Trung tâm Kỹ thuật Tiêu chuẩn Đo lường Chất lượng 1) www.quatest1.com.vn/, если вы собираетесь ввозить стационарное оборудование, текстиль, конструкционные материалы и другое.

Для осуществления сертификации на рынке Вьетнама необходимо привлечение людей, свободно владеющих вьетнамским языком, поскольку:

 — большинство документов опубликовано на вьетнамском языке;

 — переписка и общение с государственными органами проходят на вьетнамском языке;

 — существует определённый хаос: запрос может просто потеряться или может быть не понято его содержание, поэтому при обращении даже в официальный орган просто необходимо личное общение.

Как и в любой стране, во Вьетнаме нужно определить, какое ведомство регулирует обращение вашего товара на рынке. Затем определить нормативные документы, на которые это ведомство опирается и выяснить требования к товару, порядок оценки соответствия, требования к документации и маркировке.

В общем случае процедура сертификации включает в себя следующие этапы:
1. Подача документов:
 — заявление на проверку качества продукции;
 — заверенную копию сертификата качества, протоколов испытаний и других технических материалов;
 — договор купли-продажи и перечень импортируемых товаров.
2. Изучение документов.
3. Отбор образцов и проведение испытаний.
4. Подтверждение таможенных органов факта соответствия качества товара.

Следует отметить, что европейский сертификат, хоть официально и не является основанием для выдачи вьетнамского сертификата, но может быть принят к рассмотрению. Если производимое вами оборудование не относится к оборудованию повышенной опасности (например, не входит в перечень Циркуляра № 01/VBHN-BNNPTTN от 19.12.2013 г. «Об издании перечня продукции и товаров, способных создать опасность нанесения вреда, относящихся к компетенции Минсельхоза Вьетнама») portal.fsvps.ru/importExport/vietnam/requirements.htm, то ввести его можно имея результаты оценки соответствия европейским или американским стандартам. Естественно, нужно учитывать, по каким стандартам изготовлен ваш товар. Он не должен попадать под действие национальных стандартов Вьетнама. В феврале 2016 года Вьетнам завершил переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с ЕС и ждет, пока Совет министров ратифицирует его. Поэтому маркировка СЕ в скором времени должна быть официально признана во Вьетнаме для отдельных товаров.

Также существуют следующие схемы оценки соответствия, которые уж очень напоминают схемы европейских директив:

  • Испытание типового образца.
  • Испытание типового образца + оценка производственного процесса + мониторинг продукции на рынке.
  • Контроль за испытаниями образцов на производстве + оценка соответствия продукции.
  • Контроль за испытаниями образцов на производстве + контроль за испытаниями образцов на рынке + оценка производственного процесса.
  • Контроль за испытаниями образцов на производстве или на рынке + оценка производственного процесса.
  • Оценка и мониторинг системы управления (системы менеджмента качества).
  • Испытание и оценка партии товаров.
Испытание всех товаров (100% контроль).
Сертификация CR MARK – Сертификация продуктов обязательных для прохождения испытаний
Обязательная сертификация продукции, предусмотренная Вьетнамским стандартом качества STAMEQ (Орган оценки стандарта качества) для предотвращения появления некачественной продукции во Вьетнаме. Период действия сертификата соответствия (CR Mark) до трех лет. Обязательной сертификации подлежат следующие продукты: бензин, биотопливо, дизельное топливо, мотоциклетные шлемы, специальные защитные средства для рабочих, игрушки, электрические / электронные изделия, провода из ПВХ и электроприборы, бетонная арматурная сталь, горячекатаная сталь, сжиженный нефтяной газ, ЭМС, цемент и бетон, удобрения и инсектициды, пищевые добавки, пищевые упаковочные материалы, рыбопродукты и другие продукты питания, корма для скота, текстиль и одежда.

Процесс сертификации зависит от типа продукта. Типы сертификации указаны ниже, под номерами 1, 5 и 7. Стоит отметить, что это самые частые типы сертификации.

1. Будет проводиться базовая, визуальная проверка и тест на сопротивление и короткое замыкание.

2. Большинство инспекций является регулярным, такие как инспекция фабрики (завода) и осуществляется каждые 9 месяцев.

3. Разовый сертификат на партию продукта.

Соответствие требованиям (CoC) или сертификат соответствия / отчет о соответствии (RoC)

Целью регистрации товаров является защита интересов потребителей от недоброкачественной продукции и гарантией соответствия Техническому регламенту безопасности. Регистрация необходима как к отечественным, так и к импортным продуктам.

Необходимые документы:

1. Отчеты об испытаниях, проведенные аккредитованными лабораториями ISO 17 025.

2. Фотографии с запечатленной продукцией.

3. Руководство по использованию.

4. Сертификат ISO 9001 или ISO 14 000.

Получить помощь с сертификацией товаров и прохождением таможенного контроля можно через следующие организации:

1. «Ognevenko consulting» (https://ognevenko.com/vietnam_certified/) Есть специалисты со знанием вьетнамского языка.

2. «Гортест Сибирь» (https://gortestsibir.ru/import/sertifikat-proiskhozhdeniya-iz-vetnama)

Виды налогов, оплачиваемых компаниями-импортерами во Вьетнаме

Базой для расчета экспортной или импортной пошлины является количество единиц каждого вида товара, заявленного к импорту (экспорту) в таможенной декларации. Пошлина учреждается в процентном отношении к цене товара и уплачивается во вьетнамских донгах. Цены в валюте переводятся в донги по курсу Государственного банка Вьетнама на день расчета пошлины. При наличии специального разрешения пошлина может быть уплачена в свободно конвертируемой валюте. Экспортная пошлина должна быть уплачена в течение 30 дней с момента декларирования. Импортные пошлины на потребительские товары должны быть уплачены до получения товара или не позднее 30 дней с момента получения товара, если имеется поручительство об оплате пошлины.

1. Экспортные пошлины.

Вьетнам стремится стимулировать экспорт, поэтому применяются пошлины только на некоторые товары, в основном природные ресурсы полезные ископаемые и лес. Экспортные пошлины варьируются от 0 до 45%.

2. Импортные пошлины.

Потребительские товары и товары роскоши, как правило, облагаются высокими пошлинами. Машины, оборудование, материалы, сырье и средства производства, необходимые для обеспечения деятельности промышленных предприятий, облагаются по низким ставкам или освобождаются от уплаты ввозных пошлин.

При импорте товаров применяются три категории ставок:

1) обычная (применяется в отношении стран, с которыми у Вьетнама нет соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования; не может превышать уровень преференциальной ставки более чем на 70%);

2) преференциальный (применяется в отношении товаров, импортируемых из стран, с которыми Вьетнам подписал соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования). Россия пользуется преференциальной ставкой налога.

3) специальный преференциальный применяется в рамках зон свободной торговли, к которым присоединился Вьетнам:

§ Зона свободной торговли АСЕАН (AFTA). В настоящее время в торговле со странами ассоциации действует льготный режим налогообложения, при котором практически все товары освобождены от пошлин, лишь на некоторые установлены пошлины, не превышающие 5%.

§ Зона свободной торговли АСЕАН с Китаем, Кореей, Австралией и Новой Зеландией, Индией. В частности, в рамках соглашения об установлении режима свободной торговли, подписанного между АСЕАН и Китаем, в январе 2010 г. Вьетнам к 2015 г. снизил импортные пошлины на китайские товары по 90% товарных позиций до уровня 0−5%. На некоторые товары, в том числе обувь, пошлины снижены до 20%, а к 2020 г. будут снижены до 5%. Со своей стороны, Китай в 2015 г. в одностороннем порядке полностью отменил торговые пошлины с Вьетнамом.

§ Зона свободной торговли Вьетнама с Японией.

§ Зона свободной торговли Вьетнама и Чили.

§ Зона свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС. [1]

В течение последних лет ведутся активные переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с Европейским союзом. Подписание Соглашения ожидается в конце 2018 г.

От уплаты импортных или экспортных пошлин вне всяких соглашений освобождаются следующие товары:

 — товары, поставленные под режимы временного ввоза, реэкспорта, реимпорта для участия в выставках, машины и оборудование, временно ввезенные или временно вывозимые, а также поставленные в режимы реимпорта или реэкспорта профессиональные инструменты, используемые в работе в течение определенного времени;

 — имущество, перемещаемое по указанию Правительства;

 — экспортные или импортные товары, принадлежащие иностранным организациям и физическим лицам, пользующимся во Вьетнаме дипломатическими льготами и освобождениями в размере, устанавливаемом Правительством СРВ в соответствии с международными конвенциями, участником которых является Вьетнам;

 — импортные товары, используемые в производстве для зарубежных стран, подлежащие последующему вывозу, либо товары, производимые для зарубежных стран, но в последствии реимпортированные по соглашению о совместном производстве;

 — импортные товары в целях вклада в основные средства стимулированных инвестиционных проектов и проектов инвестиций из официальных фондов помощи развитию (ODA);

 — импортные материалы и оборудование, используемые в нефтегазовой сфере;

 — импортные товары, непосредственно используемые для проведения научно-исследовательских работ и развития технологий: машины, оборудование, запчасти, материалы, транспортные средства, которые еще не производились в стране, технологии, еще не создаваемые в стране, научные материалы и печатные издания.

Импортное сырье и материалы для производства в рамках инвестиционных проектов, входящих в Перечень особых сфер привлечения инвестиций или Перечень территорий со сложными социально-экономическими условиями, освобождается от уплаты импортной пошлины в течение 5 лет с момента начала производства.

2. НДС при импорте товаров

При ввозе во Вьетнам помимо таможенной пошлины импортные товары облагаются НДС. Ставка НДС устанавливается законом об НДС и в настоящее время имеет 3 значения: 0%, 5% и 10%.

НДС не уплачивается или применяется нулевая ставка в отношении следующих товаров:

 — не подвергшиеся переработке или прошедшие только первичную обработку продукты растениеводства и животноводства, морепродукты;

 — семенная продукция для животноводства и растениеводства, включая яйца, зародыши, серна, сперму, передаваемый материал;

 — удобрения, машины и оборудование, используемые в сельскохозяйственном производстве, рыболовные суда дальнего лова, корма для животных, птиц и др. питомцев;

 — машины, оборудование, материалы и средства транспорта, которые не производятся во Вьетнаме и импортируются для научных изысканий и технологического развития;

 — машины, оборудование, запасные части, спецтранспорт и необходимые материалы, используемые для разведки и разработки месторождений нефти и газа (которые не производятся во Вьетнаме);

 — товары, импортируемые с гуманитарными целями, безвозмездная международная помощь, иностранные пожертвования государственным органам и физическим лицам (с учетом ограничений).

Ставка 5% применяется при импорте следующих товаров:

 — сырье для производства удобрений, лекарства для профилактики болезней и стимуляторы роста растений и животных;

 — прошедший первичную обработку каучуковый сок, пластмасса, рыболовные сети и нити для их плетения;

 — свежие продукты питания, необработанные древесные продукты;

 — сахар, вспомогательная продукция, используемая для производства сахара, включая патоку, выжимки сахарного тростника;

 — продукция из бамбука, ротанга, листьев и коры кокосовой пальмы, пробкового дерева, поделки из продукции сельскохозяйственного производства, ваты, бумаги;

 — медицинское оборудование и инструменты, вата, перевязочные бинты, лекарства и медикаменты, химическое и фармацевтическое сырье для производства лекарств;

 — учебное оборудование, включая модели, рисунки, доски для письма, мел, компасы и другое оборудование, используемое в учебных и научно-исследовательских целях;

 — детские игрушки, все виды книг, за исключением литературы на национальном языке;

3. Ставка 10% применяется во всех остальных случаях.

НДС при импорте рассчитывается от цены импорта плюс импортная пошлина плюс специальный налог на потребление (если применяется).

3. Основные правила и процедуры таможенного оформления

экспортируемых и импортируемых товаров

Таможенные процедуры в основном регулируются Законом «О таможне» от 23.06.2014 г. № 54/2014/QH13 и Постановлением Правительства СРВ № 08/2015/NĐ-CP от 21/01/2015 г. «О порядке и мерах исполнения ряда статей Закона „О таможне“ в отношении таможенного контроля, надзора и таможенной инспекции». Процедура таможенного контроля и надзора при импорте товаров детально регламентирована в одноименном Циркуляре Министерства финансов СРВ № 38/2015/TT-BTC от 25.03.2015.

При выполнении таможенных процедур в отношении экспорта и импорта товаров, декларант должен представить комплект таможенных документов в офис Таможенного отделения. Декларант несет ответственность за соответствие подаваемых сведений требованиям закона и действительности и соответствие содержимого форме таможенной декларации.

Порядок осуществления таможенных процедур:

 — подача комплекта таможенных документов в Таможенный орган (отделение), проверка сведений, регистрация таможенной декларации, проверка комплекта таможенных документов, выдача разрешения на выпуск без досмотра;

 — досмотр товарной партии и выпуск после фактического досмотра;

 — оплата таможенных сборов и пошлин; постановка штампа «таможенные процедуры выполнены»; возврат декларации декларанту.

Базовый перечень документов:

 — Таможенная декларация: 2 экз. (оригинал).

 — Контракт купли-продажи или документы эквивалентной юридической силы: 1 экз. (копия). Контракт должен быть на вьетнамском или английском языке, либо переведен с другого языка на вьетнамский.

 — Invoice (счет): 1 экз. (оригинал).

 — Bill of Lading (коносамент): 1 экз. (копия).

 — Packing list (упаковочный лист).

 — Сертификат происхождения (C/O): 1 экз. (оригинал).

Дополнительные документы (в зависимости от типа поставляемой продукции):

 — Разрешение на импорт компетентного государственного органа (для товаров, которым необходимо такое разрешение):

+ единовременный импорт: 1 экз. (оригинал);

+ многократный импорт: 1 экз. (копия при предъявлении оригинала).

 — Сертификат о регистрации или соответствии стандартам или техническим условиям, полученный в ходе осуществления процедур отраслевого контроля, в т. ч. ветеринарный или санитарный сертификат, выданный соответствующим карантинным органом (для товаров, подлежащих карантину): 1 экз. (оригинал).

Комплект таможенных документов подается в 1 экз. Срок рассмотрения — 8 часов с момента приема. Таможенные сборы за подачу таможенной декларации составляют 20 000 донгов СРВ (1 долл. США).


[1] Текст соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, включая график снижения импортных пошлин на товары Евразийского экономического союза, в т. ч. российские товары, размещен на сайте Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org).


Логистические маршруты поставки продукции в Вьетнаме

Во Вьетнаме насчитывается 256 684 км наземных дорог, 2600 км железных дорог, 41 900 км речных маршрутов, 126 морских портов и причалов, 37 аэропортов/аэродромов.
Транспорт
Водный транспорт
Протяженность речных путей Вьетнама составляет 41 000 км, из которых 8 000 км используется в целях обеспечения торгово-экономической деятельности. Используются в основном маломерные, весельные лодки, небольшие катера, буксиры и баржи. Современные грузовые речные суда используется только в бассейнах рек Красная на севере и Меконг на юге.

Производительность речных портов составляет 96 млн. т грузооборота в год, морских портов — более 187 млн. т, аэропортов — 63 млн.т. На первом месте по объему перевозок находится автомобильный транспорт (73%), на втором следует речной транспорт (17,98%), далее идут морской (8,1%), железнодорожный (0,9%) и авиационный (0,02%).

Порты объединены в 3 крупных портовых кластера: «северный» вокруг порта Хайфон (25−30% грузооборота), центральный вокруг порта Дананг (13% грузооборота) и южный с портовым центром Сайгон (57% грузооборота). Крупнейшими национальными компаниями — морскими перевозчиками во Вьетнаме являются Vinalines, Vinashin, Viconship, Viettrans, Vinafreight Transimex SG, Gemadept Logistics (GMD), Minh Phuong и ряд других. С декабря 2011 года действуют «внутренние таможенные терминалы» (ICD — inland clearance depot) для обработки контейнеров, которые замыкаются на морские порты.
Основные типы перевозок: контейнерные, конвенциональные, негабаритне, сборные, а также относящихся к категории «ролл-он"/"ролл-оф» карго из портов Хайфон, Вунгтау, Хошимин (Вьетнам) до портов: Санкт-Петербург, Новороссийск, Находка (РФ), Котка, Рига, Таллинн, Клайпеда (ЕС). А далее — автомобильным или железнодорожным транспортом до места назначения. Расчётное время доставки грузов из Вьетнама «порт-порт» — 29−41 день.

Железные дороги
По протяженности железной дороги на 1000 км² площади Вьетнам существенно опережает страны ЮВА. Основной железнодорожной магистралью Вьетнама является линия Ханой-Хошимин протяженностью 1630 км, которую поезда преодолевают в среднем за 29 часов (скорость состава порядка 50 км/час). Железная дорога Вьетнама от г. Ханоя соединена также с железной дорогой КНР в двух точках: на северо-востоке СРВ через провинцию Лангшон с китайской станцией Намнинь (Гуанси-чжуанский автономный район), и на северо-западе через провинцию Лаокай с китайской станцией Кунминь (провинция Юннань). Главной проблемой железной дороги Вьетнама является наличие трех стандартов ширины колеи: 1000 мм, 1435 мм и смешанной 1000 мм и 1435 мм.

Протяженность дорог Вьетнама в пересчёте на 1000 км² территории превосходит аналогичный показатель Индонезии, Таиланда, Камбоджи и Малайзии.

Автоперевозки
Общая протяженность автодорог СРВ составляет 256 684 км, в том числе 17 288 км — автомагистрали государственного значения, 23 520 км автодороги провинциального значения, оставшаяся часть относится к дорогам местного значения (уездные, общинные, специальные). Только 4% современных автодорог СРВ имеют 4 полосы движения, 36% имеют 2 полосы, оставшаяся часть дорог, прежде всего, в сельской местности, остается однополосной. Автомагистрали в системе главных дорог связывают географические регионы (север, центр, юг), провинции и контрольно-пропускные пункты на границе СРВ с КНР, Камбоджой и Лаосом. Существующая система автомобильного сообщения удобна для ведения торговли с соседними странами и доставки товаров этих стран к морским портам Вьетнама.

Воздушный транспорт
Большая динамика роста отмечается по объему перевозки грузов воздушным транспортом Вьетнама. Производительность аэропортов Вьетнама по грузо- и пассажирообороту неравномерная — 51% всего пассажиро- и 65% грузопотока приходится на южный аэропорт Таншоннят. Далее по этим показателям расположились аэропорты Нойбай (31% по пассажирам и 32% по грузам, Дананг 11% пассажиров и 2% грузов, и другие); 93% пассажиропотока и 99% грузоперевозок осуществляется тремя центрами авиационных кластеров страны Таншоннят, Нойбай и Дананг.

Аэропорты. В целях повышения производительности воздушной логистики: в аэропорту Нойбай в 2014 г. открыт новый пассажирский терминал T2 (пропускная способность — до 10 млн. пассажиров в год), в г. Дананге открыт новый терминал местного аэропорта (44 международных и внутренних рейсов в сутки, до 4 миллионов пассажиров в год и до 1 млн. т грузов), в г. Хошимине начато строительство аэропорта Лонгтхань, ведутся также работы по строительству новых аэропортов Анзянг, Контум, Тханьхоа, Кан Тхо и ряда других.

Ведущей компанией на вьетнамском рынке гражданских и коммерческих авиаперевозок является компания Vietnam Airlines, операции на внутреннем рынке осуществляют еще 2 авиакомпании Jetstar Pacific Airlines и VietJetAir.

Расчётное время авиационной доставки грузов из Вьетнама в РФ — 1−5 дней.

Складские помещения
В СРВ насчитывается более 14 млн. м² площадей складских помещений. В этой сфере заняты в основном предприятия государственного сектора. Масштабы деятельности частных компаний пока весьма ограничены. Крупные складские терминалы занимают площадь более 28 000 кв.м. Они традиционно сосредоточены в районе северного портового кластера в гг. Хайфон и Куангнинь, центрального кластера в г. Дананг, и южного кластера в г. Хошимин. Действующая здесь система складов достаточно разнообразна (склады товаров розничной торговли, ответственного хранения, таможенные склады временного хранения, площадки хранения и сортировки контейнеров, сыпучих грузов и т. п.).

Основные рекомендации по экспорту продукции во Вьетнам

1. Найти специалиста, владеющего вьетнамским языком. Только он сможет поддерживать коммуникацию с Вьетнамскими службами. Особенно государственными.
2. Сделать упор на экспорт продуктов не облагающихся НДС.
3. Внимательно изучить местную культуру деловых коммуникаций.
Возможности осуществления расчётов
Особенности проведения рекламных мероприятий
Наиболее эффективным способом рекламы предлагаемого продукта на местном рынке являются телевидение, наружная реклама и реклама в общественных местах и жилых комплексах. Менее эффективным, но более доступным по цене являются печатные издания. При выборе импортной продукции местное население отдает предпочтение товару с наименьшей ценой, в яркой качественной упаковке, с гарантийным и сервисным обслуживанием.

Возможности осуществления расчётов
Органами валютного регулирования и контроля во Вьетнаме являются Правительство СРВ и Государственный банк Вьетнама, а также министерства, ведомства и народные комитеты городов центрального подчинения и провинций в рамках своей компетенции.

Вьетнамский донг не является свободно конвертируемой валютой, и во Вьетнаме отсутствует валютная биржа, на которой бы торговался вьетнамский донг и иностранная валюта. Конвертация вьетнамского донга в другие валюты осуществляется по решению Государственного банка Вьетнама, который ежедневно публикует котировки ведущих мировых валют.

Резиденты обязаны хранить свою валютную выручку от экспортных операций только на валютных счетах в кредитных организациях, имеющих разрешение на открытие и обслуживание таких счетов (далее уполномоченные кредитные организации) и осуществлять валютные переводы и расчеты только через эти организации. Хранение валюты на зарубежных счетах возможно только с разрешения Государственного банка Вьетнама. Выручка от экспортных операций должна быть переведена резидентами на валютный счет в уполномоченной кредитной организации во Вьетнаме в срок, указанный в договоре или платежных документах.

На территории Вьетнама все расчеты осуществляются только во вьетнамских донгах за исключением валютных операций с уполномоченными кредитными организациями.

Организации-резиденты, получившие односторонний денежный перевод в валюте, не связанный с экспортом, обязаны хранить валюту на валютном счете в уполномоченной кредитной организации или продать валюту этой организации. Резиденты — физические лица, получившие валюту в результате одностороннего перевода, не связанного с экспортом, имеют право хранить ее наличными при себе, поместить на валютный счет в уполномоченную кредитную организацию или продать валюту этой кредитной организации. Кроме того, граждане Вьетнама имеют право помещать валютные средства на депозитные счета.

Резиденты и нерезиденты имеют право свободно приобретать, вывозить и переводить имеющиеся у них валютные средства, находящиеся во Вьетнаме, за границу Вьетнама в законных целях. Нерезиденты и резиденты — иностранные граждане имеют право переводить валютные денежные средства, находящиеся на их счетах, за границу. В случае наличия у них законного дохода во вьетнамских донгах, они имеют право приобрести на эту выручку валюту и перевести ее за границу Вьетнама в течение 30 рабочих дней со дня покупки

Проверка делового партнера
Направление официальных запросов:

 — в Народные комитеты городов и провинций и налоговые органы по месту регистрации (месту нахождения) предприятия с целью выяснения наличия предприятия по зарегистрированному адресу, не возбуждена ли против него процедура банкротства или отзыва Свидетельства о предпринимательской деятельности, не возбуждена ли процедура изъятия земли в соответствии с действующим законодательством и т. п. регистрационной информации;

 — в Ассоциации вьетнамских производителей с целью получения имеющейся там информации и характеристики потенциального партнера.

Подавляющее большинство заслуживающих доверия вьетнамских предприятий являются членами той или иной отраслевой ассоциации вьетнамских производителей и экспортеров. Список этих ассоциаций, а также адреса и Ф.И.О. их председателей также помещен на сайт Министерства промышленности и торговли Вьетнама: http://hiephoi.moit.gov.vn/.

Риски и возможности продвижения товара во Вьетнаме

Возможности:
1. Вьетнам имеет большое количество выпускников университетов с квалифицированными степенями. При этом стоимость рабочей силы достаточно низкая, даже в сравнении с региональными соседями.

2. Легкий доступ к основным маршрутам морских путей, а также рост числа портовых мощностей обеспечивает достаточную пропускную способность.

3. Экономика Вьетнама активно развивается в последние годы и останется одной из самых динамичных среди стран Азии.

4. В апреле 2016 г. заключено соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, соглашение предусматривает снижение или обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на большинство товарных позиций, за исключением «чувствительных товаров».

5. Россия и Вьетнам договорились, что не будут применять ограничения по доступу на рынок услуг и инвестиции, а учрежденным компаниям и поставщикам будет предоставляться национальный режим (Интерфакс).

Риски:
1. Коррупция и неэффективность в органах власти и правовой системе. В рейтинге Transparency International Вьетнам занимает 112/168, набрав 31/100 балл.

2. Неразвитость железных дорог перегружает дорожные сети и сдерживает дальнейшее развитие страны

3. Зависимость Вьетнама от импорта нефти создает риски в виде дефицита энергии и топлива.

4. Имеется вероятность возобновления морского спора между Китаем и Вьетнамом.

Вывод
Торговый баланс страны является профицитным с 2012 г., однако по-прежнему сохраняется сильная зависимость от иностранных товаров и углеводородов. Вьетнам проводит мягкую фискальную политику, что ведет к ускоренному росту дефицита бюджета, который в 2016 г., по оценкам МВФ, составил около 13 млрд долл. США (6,5% ВВП). Значительный дефицит бюджета является следствием большого объема социальных субсидий, а также невысоких цен на углеводороды, реализация которых формирует весомую часть бюджета (12% в 2016 г.). Вероятный рост цен на углеводороды в 2017 г. будет способствовать сужению фискального дефицита. Долг правительства увеличивается темпами, опережающими рост ВВП. По оценкам МВФ долг в 2016 г. составил 124 млрд долл. США (62% ВВП). Относительно большой размер долга делает Вьетнамскую экономику чувствительной к рискам извне. Вьетнам является членом АСЕАН и ВТО, что обеспечивает стране хороший доступ к крупным иностранным рынкам и сравнительно дешевым капиталу и инвестициям. Правительство проводит рыночные реформы, осуществляя либерализацию банковского сектора и проводит приватизацию госпредприятий, однако делает это с осторожностью, что притормаживает реформирование рынка. Вьетнам привлекает иностранные фирмы низкой стоимостью квалифицированной рабочей силы низшего и среднего звена и умеренной налоговой нагрузкой. Транспортная система страны является среднеразвитой: имеется достаточное количество опций внутренних и международных перелетов, развито водное сообщение, но ж/д транспорт развит недостаточно. Аграрный сектор имеет большой потенциал роста, но требует значительных инвестиций. Сектор услуг также обладает большим потенциалом роста, учитывая увеличивающийся средний класс, при этом банковская система является недостаточно развитой, что сдерживает этот рост. Упрощенная процедура получения виз стимулирует развитие туристического сектора. В рейтинге Ease of doing business Вьетнам занимает 9/25 в Азии и 82/190 в мире.
Поделиться в социальной сети: